Российский кинопрокат не смог компенсировать уход голливудской пятерки

1107

Американские фильмы занимали 80% российского кинорынка.

Российский кинопрокат не смог компенсировать уход голливудской пятерки Фото: newslab.ru

Массовый уход из России "грандов" мирового кинопроизводства, прежде всего пятерки крупнейших голливудских студий Warner Bros., Sony, Disney, Universal и Paramount, лишил россиян возможности, по крайней мере, официальной, смотреть новинки и, в частности, увидеть те, которые стали самыми кассовыми в 2022 году, передает inbusiness.kz со ссылкой на РБК.

 Были отменены российские премьеры продолжений "Бэтмена", анимационных "Миньонов" ("Миньоны: Грювитация"), "Топ Гана" ("Топ Ган 2: Мэверик"), "Парка Юрского периода" ("Мир Юрского периода: Господство"), "Фантастических тварей" ("Тайны Дамблдора") и другие собравшие миллионы долларов в мировом прокате картины.

Смогут ли отечественные кинопроизводители своими силами обеспечить заполняемость кинотеатров и поставлять на рынок релизы в необходимом объеме? Пока, скорее всего, нет. Продажи билетов на российские премьеры и ранее составляли немногим более 27% от рынка. А для полноценного развития кинопроката в России нужно, чтобы на экраны хотя бы раз в месяц выходила премьера, способная собрать более 1 млрд руб. От российских фильмов, которые готовятся к выходу, такого не ждут.

Решение голливудских киностудий не только лишило россиян удовольствия смотреть мировые премьеры на большом экране, но и нанесло удар по национальному рынку кинопроката. Его совокупные сборы обещают быть меньше, чем в "постковидном" 2021-м, а только топ-10 самых кассовых — и не попавших в Россию — собрал по итогам года более $7,9 млрд

Самыми кассовыми фильмами 2022 года стали "Топ Ган: Мэверик"от  Paramount Pictures, "Аватар: Путь воды" от Disney / 20th Century, "Мир юрского периода: Господство", снятый Universal и "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" также от Disney. Также в топе лидеров "Бэтмен" и "Миньоны".

Еще одной проблемой, хотя и предсказуемой, оказалась зависимость отечественного рынка от голливудской продукции: заместить ее полностью пока не получается.

"Первый вывод, который можно сделать по итогам 2022 года: голливудскую продукцию оказалось нечем заменить. Из-за этого произошел обвал бокс-офиса. Выручка кинотеатров в 2022 году будет значительно ниже показателей 2021 года. При этом в 2021 году, напомню, кинопрокат продолжил испытывать негативные последствия пандемии и столкнулся с дефицитом крупной голливудской продукции", — сказал РБК главный редактор издания "Бюллетень кинопрокатчика" Александр Нечаев.

Об отмене в России кинопремьер и проката фильмов из-за войны в Украине крупные зарубежные компании начали сообщать в ночь на 1 марта 2022 года. Сначала The Walt Disney Company сообщила, что остановит релиз и прокат всех своих фильмов, включая премьеру мультфильма "Я краснею" от Pixar, которая была запланирована на 10 марта. Вслед за ней киностудия Warner Bros. за день до премьеры (была назначена на 2 марта) отменила прокат в России "Бэтмена" с Робертом Паттинсоном. Следом о приостановке проката своих фильмов объявила и Sony. В том числе компания отменила премьеру "Морбиуса" с Джаредом Лето, которая должна была состояться 24 марта. Также сняла с российского кинопроката фильмы компания Paramount: были отменены релиз фильмов "Затерянный город" (7 апреля) с Сандрой Буллок, Ченнингом Татумом, Дэниелом Рэдклиффом и Брэдом Питтом в главных ролях и вторая часть "Соника в кино" (31 марта). Последняя крупная студия Голливуда — Universal Pictures — последовала за коллегами 2 марта, заявив об отмене премьер. Российские кинотеатры должны были показать мультфильм "Плохие парни" (24 марта) и фильм "Скорая помощь" Майкла Бэя (7 апреля).

На Warner Bros., Sony, Disney, Universal и Paramount приходилось 80% российского кинорынка. Как тогда отмечал главный редактор издания "Бюллетень кинопрокатчика" Александр Нечаев, возможные потери российских кинотеатров из-за отмены проката могут составить 5 млрд руб. По его прогнозам, если западные компании не вернутся на российский рынок в течение длительного времени, кинопрокат существенно сократится в денежном выражении, а также уменьшится число участников этого рынка.

Как отмечает Нечаев, в этом году российские прокатчики в попытке заместить ушедший западный контент выпустили большое количество отечественных фильмов, рассчитанных на семейную аудиторию.

"Такой объем полнометражной детской продукции именно российского производства можно назвать рекордным. Важно подчеркнуть, что этот сегмент в основном представлен среднебюджетными фильмами — стоимость их производства не выше 150 млн руб.", — сказал он.

Главный редактор издания объяснил это тем, что российские продюсеры и дистрибьюторы, видя, что самой преданной аудиторией кинотеатров по-прежнему являются родители с детьми, сделали ставку на такие фильмы. Нечаев отметил, что неслучайно в последние годы в России наиболее кассовыми фильмами были картины Disney — продукт, который отвечает всем стандартам качества для семейного зрителя.

"В результате в первые месяцы после отмены западных премьер российские фильмы в этом сегменте собирали сильно больше эстимейта: например, фильм "Артек: Большое путешествие" (стал одним из самых кассовых российских картин, заработав в прокате, по данным ЕАИС, около 328 млн руб.) Но ближе к концу года публику утомили однообразные семейные премьеры, и она начала более избирательно подходить к выбору фильмов", — рассказал эксперт.

В следующем году зритель предъявит гораздо больше требований к качеству такой продукции и фильмы, схожие по качеству с премьерами 2022 года, вряд ли "сработают" на том же уровне, считает Нечаев.

"Придется повышать стандарты, а не ожидать, что аудитория, которая оказалась отрезанной от голливудской продукции в кинотеатрах, оказалась отрезанной от нее совсем, — сказал эксперт. - Мы, к счастью, пока еще не в Советском Союзе, где широкая публика не представляла себе, что такое голливудское кино. Сейчас, несмотря на отсутствие официального проката, западные блокбастеры просачиваются в прокат пиратский. В этом смысле конкуренция для российских продюсеров с Голливудом никуда не делась: зритель знает, "что сейчас носят", — добавил главред.

Новым вызовом для отечественных кинопрокатчиков станут новогодние праздники. По словам Нечаева, на "новогоднюю битву" российским продюсерам удалось "наскрести" релизов. По предварительным подсчетам "Бюллетеня кинопрокатчика", размер "кассы" на праздниках достигнет 4 млрд руб.

"Это чуть меньше прошлого года, но на ожиданиях сказывается доля закрытых кинотеатров и опять же отсутствие голливудской продукции. Есть аудитория, которая принципиально не ходит на российские фильмы, и вы ничего с этим не сделаете, это надо признать", — сказал собеседник РБК.

Перспективы рынка на предстоящий год Нечаев назвал неопределенными.

"Кинотеатры, очевидно, проживут нормально декабрь, январь и февраль. Но что будет дальше — большой вопрос. График релизов на первую половину года вызывает опасения: мы пока не видим в феврале и далее премьер, которые будут собирать больше 1 млрд руб. А для идеального развития российского кинопроката нужно, чтобы каждый месяц выходил хотя бы один релиз, который в одиночку собирал бы 1 млрд руб.", — сказал он.

В 2021 году, по данным Фонда кино, совокупные кассовые сборы отечественного кинопроката составили 40,7 млрд руб., из них 25,6% обеспечили продажи билетов на сеансы российских фильмов. Всего на киносеансы было продано 145,7 млн билетов, только 27,2% — на отечественные премьеры.

Уход голливудских студий сказался и на онлайн-кинотеатрах, которые теряют возможность показывать уже лицензированные для России фильмы. Если об отказе привозить в Россию премьеры студии сообщили в марте, то летом из библиотек онлайн-кинотеатров начали пропадать старые фильмы и сериалы иностранного производства. Например, на "Кинопоиске" стали недоступны сериал "Друзья", фильмы "1+1", "Интерстеллар", "Властелин колец" и "Маска".

Западные премьеры онлайн-кинотеатры попытались заместить южнокорейским, индийским и турецким контентом. Но, несмотря на возросшее предложение, подобные проекты оставались нишевыми. Лишь корейские сериалы у большинства сервисов летом входили в топ-10. В единичных случаях платформам удается выпускать западные новинки, ссылаясь на ранее заключенные договоренности. Например, на "Амедиатеке" выходили новые эпизоды приквела "Игры престолов" — сериала "Дом дракона", хотя Warner Bros. Discovery (до объединения в апреле 2022 года с телеканалом Discovery была известна как WarnerMedia), владеющая телеканалом HBO, свою деятельность в России приостановила.

По данным TelecomDaily, через полгода после отказа голливудских студий от работы в России большинство российских стримингов, в том числе ivi, Okko и "Кинопоиск", впервые за все время своего существования показали отрицательную динамику: глубина падения объемов библиотек у разных платформ составила от 5 до 42%.

На экраны в 2022 году не вышли несколько российских фильмов и сериал. Причиной тому стали отказы Министерства культуры в выдаче лентам прокатных удостоверений. В настоящее время известно, что их не получили картина "Ампир V", снятая по роману Виктора Пелевина (выход планировался 31 марта), антиутопия "Мы" по мотивам одноименного романа Евгения Замятина (выход планировался на 1 декабря) и сериал "Монастырь". Последний вызвал претензии у РПЦ, заявившей, что "фильм формирует у широкой публики искаженное, карикатурное представление о русском монашестве".

Также в 2022 году, по данным "Бюллетеня кинопрокатчика", в российских кинотеатрах не вышла картина о сталинских репрессиях "Капитан Волкогонов сбежал" (выход планировался 7 апреля) и "Нуучча" — фильм о русском каторжнике, который захватывает дом якутской семьи (его планировалось выпустить на экраны 1 декабря).

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться