Национальные игры всегда были и остаются важной частью культуры народа. Они развивают логику, способствуют физическому, нравственному, умственному развитию, передает inbusiness.kz.
Конь – крылья батыра. У казахов лошадь считается священным животным. По древним преданиям, покровителем лошадей и коневодства был Камбар ата. У кочевого казахского народа животные были основным средством передвижения и источником основных их продуктов питания: молока и мяса. Люди, имеющие табун лошадей, были уважаемы в округе.
Национальные игры это история, традиции, достояние и предназначены как для детей, так и для взрослых. Посещавшие казахскую землю исследователи и путешественники всегда восхищались местными жителями, их мастерством верховой езды. Конные виды игр самые зрелищные. К примеру, такие, как "көкпар", "аударыспақ", "жамбы ату", "бәйге", "қыз қуу", "теңге ілу", "тымақ ұру".
"Көкпар"
Одна из самых популярных игр. Для участия в нем необходимо быть не только хорошим наездником, уметь держаться в седле, но и иметь огромную силу, крепкую хватку. Испытываются ловкость и ум человека.
"Аударыспақ"
Основная цель этой игры - подготовка будущих воинов, развитие навыков борьбы. Необходимо свалить соперника с помощью захватов, перетянуть на себя. Мужчины соревнуются и доказывают, кто сильнее и искуснее в верховой езде. Поначалу они находятся в 400-500 метрах друг от друга. Победа зависит от подготовки наездника и умения исполнять разнообразные трюки. На сегодня игра очень популярна, особенно на юге Казахстана.
"Теңге ілу"
В переводе означает, как "поднять монету". Участник соревнований должен сидя на скакуне, наклонившись вниз, подобрать монету с земли. Для этого нужна ловкость и точность. Эта игра рассчитана на обучение определенным навыкам, которые пригодятся в бою.
"Тымақ ұру"
На конец шеста подвешивается шапка. Участнику его показывают, потом завязывают глаза платком или косынкой, и он должен сидя на коне сбить шапку. Игра развивает интуицию и внутреннее чутье.
"Қыз қуу"
Это впечатляющая веселая игра, название которой переводится как "догони девушку".
В игре участвуют парень и девушка. С начало девушка опережает на определенное расстояние. Юноше необходимо ее догнать. Если удается, то целует девушку в щеку. Если не успевает до финиша, то уже девушка начинает гнаться за ним, а догнав, наказывает ударами плети.
"Бәйге"
Это скачки. Есть распределение заездов по возрасту лошадей, участвующих в соревнованиях. Байге проводится во время многих праздников, и в состязании может участвовать любой желающий, имеющий лошадь. Призы назначаются в зависимости от возможностей организатора. В свое время мужчинам, выигравшим подобные турниры, выражали особое почтение. А конь считался крыльями и опорой батыра.
"Жамбы ату"
В переводе "стрелять по джамбу". Из лука. По условиям этой интересной игры, существующей у многих тюркских народов, участник должен сбить подвеску с призом, установленный на определенной высоте. Главные критерии победы - точность и сила.
После обретения независимости Казахстаном игра начала возрождаться. В 2014 году прошли первые турниры по данному виду игр. Затем была открыта федерация, и начали проводить более масштабные соревнования, в том числе международные.
"Тоғызқұмалақ"
В игре самое главное ум и логика. На первый взгляд кажется легкой, но это не так. Необходимо считать в уме, уметь стратегически мыслить.
Для игры в нее используется специальная доска с двумя рядами маленьких лунок, в каждом из которых размещается по девять камней. И двумя большими лунками, так называемыми "казанами", куда складывается выигрыш. Игроки должны собрать как можно больше камней, выполняя арифметические действия. Основное число в игре - 9, которое считается одним из сакральных числе тюрков.
Известно, что первоначально пастухи играли высохшими горошинами бараньего помета. Позже появились специальные доски с камнями. Игра популярна в стране, проводятся турниры на различных уровнях.
"Асық"
Асык (альчики) это не только кость коленного сустава овцы или барана, но и сакральный символ наследника. Казахи иносказательно называют мальчиков "асықшашар", то есть тот, кто раскидает асыки. А девочек "кестетігер", то есть та, что будет шить. Издревле считается, что асыки приносят удачу. Существовал обычай дарить асыки тем, кто мечтает о рождении сына. Также асыки подвешивали у изголовья новорожденного, как оберег от сглаза. Аксакалы собирали асыки для своих внуков задолго до их появления на свет. Люди верили, что чем больше асыков, тем больше будет последователей рода.
"Ақ сүйек"
Участники делятся на две команды, ведущий кидает белую кость как можно дальше. Игроки расходятся, чтобы найти его. Раньше до замужества казахские девушки не могли свободно встречаться с парнями. Игра была как бы своеобразной площадкой для знакомств. В поисках белой кости молодые люди знакомились, общались, находили своих спутников или спутниц жизни.
Перевод: Камила Тузанова