С подобными сложностями столкнулись сразу несколько промышленных предприятий города. В сентябре 2023 года ИП "Вагон КСТ" направило заявку в адрес АО "НК "Қазақстан темiр жолы" на получение техусловий для строительства подъездного пути. В ответ месяц спустя получили письмо о том, что нужно совместно с акиматом Костаная и другими крупными предприятиями рассмотреть вопрос развития станции Костанай, передает inbusiness.kz .
Аналогичные сообщения также получили ОО "Нурай – Н", ТОО "KamLitKZ", ТОО "Евраз Каспиан Сталь", ТОО "Фирма Эталон", ИП "Рахимов Хислатулло", ИП Гаязов А.Т., ТОО "АРВИС". Часть этих предприятий – крупные производители экспортируемой промышленной продукции.
Представители КТЖ отметили, что они разрабатывают проект развития станции, но для его реализации нужно финансовое участие заинтересованных частных предприятий.
В ходе обсуждения вопроса, которое состоялось на площадке палаты предпринимателей Костанайской области, стало известно, что техусловия не выдают потому, что станция не справляется с грузопотоком. Официальный запрос на приостановление выдачи техусловий костанайские железнодорожники уже направили в центр. Ситуация, по словам грузоотправителей, складывается так, что сегодня выдачу необходимой документации и последующий ввод в работу новых подъездных путей будут осуществлять только после оценки влияния конкретного предприятия на увеличение загруженности станции.
В затруднительной ситуации оказалось и ТОО "KamLitKZ". Предприятие на территории индустриальной зоны Костаная реализует крупный проект по строительству чугунолитейного завода по производству отливок для двигателей внутреннего сгорания и компонентов ведущих мостов.
"В 2021 году мы получили техусловия от КТЖ на присоединение к ж/д путям. Срок их действия вышел и нам необходимо продление. Мы не можем без техусловий зайти в госэкспертизу и продолжить реализацию проекта. Для нас это очень важный вопрос, потому что по железнодорожному пути мы планируем получать сырье. Завод должны ввести в работу уже в 2024 году", – отметил представитель предприятия.
В случае с этим проектом большое значение имеют сроки решения вопроса на фоне необходимости исполнения обязательств перед инвесторами и кредиторами. Однако в рамках встречи четкого ответа на вопрос, продлят ли техусловия и когда, получить камлитовцы так и не смогли. Все упирается в тот объем, который пойдет к заводу по путям станции Костанай. И для этого компания должна при подаче заявки на продление техусловий предоставить информацию об планируемых объемах перемещаемых грузов. И желательно с разбивкой по месяцам. Аналогичные пожелания озвучили всем желающим запустить в работу новые подъездные пути. Вопрос вновь обсудят, но уже в рамках совещания с участием акимата Костаная.
С одной стороны получать в КТЖ техусловия на строительство подъездных путей не нужно, если они примыкают не к магистральным путям, а участкам, переданным в управление частным компаниям. Но есть оговорка, которая требует участия нацоператора. Техусловия нужны в тех случаях, если для реализации проекта по строительству подъездного пути растет грузооборот, требующий развития станции в целом. Говоря простыми словами – добро дадут, если железнодорожники смогут пропустить по существующим путям получаемый или отправляемый предпринимателем объем грузов.
Проблема с получением и отправкой грузов стоит на повестке дня не первый год. Потому со стороны бизнеса прозвучало предложение, чтобы в ответ на их заявки на получение техусловий железнодорожники аргументировали возможные отказы. В частности речь об объемах грузов, которые станция Костанай может пропустить и сколько на самом деле пропускает в динамике последних лет. Некоторые участники системы железнодорожных перевозок подозревают, что проблемы не в мощности станции, а в управлении имеющимися ресурсами. Ведь проблему грузоперевозок ж/д транспортом на площадке палаты предпринимателей Костанайской области поднимают не впервые.