Центральная Азия стремительно укрепляет позиции на евразийской транспортной карте, доказывая, что отсутствие выхода к морю не является препятствием для экономического роста. За последние годы регион превратился в один из ключевых транзитных хабов континента, благодаря стратегическому расположению и масштабным инфраструктурным проектам, передает inbusiness.kz со ссылкой на Евразийский банк развития.
"Согласно последним данным, объем транзитных перевозок грузов через страны Центральной Азии увеличился на 70% в период с 2020 по 2024 год. Этот рост является устойчивой тенденцией, подтверждающей системные изменения в региональной логистике, а не разовым всплеском", - сообщают авторы аналитического исследования.
Сегодня около 80% транзитных потоков проходят через территорию Казахстана и Узбекистана, что делает их ядром транспортных маршрутов региона. При этом почти 60% всех грузов перемещаются по железным дорогам, а свыше 70% транзита приходится на маршруты между Китаем и странами Европы, Россией, Турцией и Афганистаном.
Активизация грузопотоков в Центральной Азии рассматривается экспертами лишь как начало масштабного процесса. Формирование Евразийского транспортного каркаса становится главным драйвером не только роста транзитных перевозок, но и укрепления статуса региона как связующего звена между Востоком и Западом.
По данным обсерватории транспортных проектов Евразийского банка развития, до 2035 года в развитие транспортных коридоров Центральной Азии планируется инвестировать более 52 млрд долларов. Эти вложения направлены на строительство и модернизацию ключевых маршрутов, включая международные транспортные коридоры Север – Юг и Трансафганский, открывающие новые логистические горизонты для торговли со странами Персидского залива и Южной Азии.
"За последние 5 лет мы стали свидетелями двукратного роста внешней торговли стран Центральной Азии с Китаем. Одновременно на 70% выросли транзитные потоки. Но это лишь начало пути. Центральной Азии, которая дальше других регионов, не имеющих выхода к морю, удалена от мировых рынков, требуется качественная инфраструктура. По нашим оценкам, это почти 53 млрд долларов до 2035 года. Немалую часть этих средств предстоит направить на транспортные проекты, развивающие направление Север – Юг. Это касается не только МТК "Север – Юг", но и Трансафганского коридора, открывающих новые горизонты для торговли со странами Залива и Южной Азией", – отметил заместитель председателя правления – главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.
При этом эксперты подчеркивают, что дальнейший рост транзита зависит не только от физической инфраструктуры, но и от совершенствования так называемой "мягкой" составляющей. Упрощение процедур пересечения границ, внедрение цифровых решений и согласованная тарифная политика между странами региона способны существенно ускорить движение грузов и снизить стоимость контейнерных перевозок.
Таким образом, Центральная Азия шаг за шагом укрепляет статус ключевого транзитного моста между крупнейшими экономическими центрами Евразии, превращая своё географическое положение в мощное конкурентное преимущество.
Читайте по теме:
Участок Достык–Мойынты стал частью координации транзитных проектов Казахстана, Азербайджана и Грузии