/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 448,70 Brent 36,55
В условиях реформирования железнодорожных перевозок горнодобывающие компании ожидают четко заданных параметров

В условиях реформирования железнодорожных перевозок горнодобывающие компании ожидают четко заданных параметров

22 Июнь 2018 10:40 787

В условиях реформирования железнодорожных перевозок горнодобывающие компании ожидают четко заданных параметров

В условиях реформирования железнодорожных перевозок горнодобывающие компании ожидают четко заданных параметров. Поскольку от уровня железнодорожных тарифов, скорости перевозок, наличия вагонного парка во многом зависит конкурентоспособность продукции горно-металлургического комплекса. Об этом заявил исполнительный директор республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец в своем выступлении на сессии «Транспорт и логистика», которую организовала компания «Транском» в рамках XXV Всемирного горного конгресса, сообщила пресс-служба АГМП.

Руководитель ассоциации обозначил ряд актуальных вопросов, волнующих горнодобывающие компании.

Во-первых, это неопределенные перспективы реформирования железнодорожного транспорта. По мнению спикера, остается неясным, приобретать ли компаниям вагоны и локомотивы или ими будут обеспечивать системообразующие и новые субъекты перевозок. Предприятия по-разному выходят из положения: одни создают собственный парк вагонов, другие обращаются в "КТЖ", а третьи надеются, что с созданием конкурентной среды проблем с вагонами не будет.

— Судя по всему, появятся несколько частных перевозчиков. Но кто будет возить социально значимые грузы, скажем, уголь? Частники, которые придут, пожелают взять лучшие участки. Поэтому перевозка социально значимых грузов должна быть законодательно закреплена за национальным перевозчиком, — высказал предложение Николай Радостовец, слова которого приводятся в сообщении.

Во-вторых, в настоящее время разрабатывается новый Закон «О железнодорожном транспорте», в котором прописывается приоритет транзитных перевозок. Но в условиях слабой разветвленности и ограниченной пропускной способности железной дороги установление приоритета транзитных перевозок приведет к тому, что все остальные перевозки будут осуществляться по остаточному признаку, что нанесет ущерб интересам казахстанских предприятий ГМК.

— Получается, что экспортные грузы будут не в приоритете?! И если не будет хватать вагонов, локомотивов, то в первую очередь они будут выдаваться тем, кто везет грузы через Казахстан в Россию, Европу?! Это будет в интересах "КТЖ", но не компаний-экспортеров, создающих потенциал налогообложения в Казахстане, — озвучил насущные проблемы предприятий ГМК руководитель ассоциации.

По его мнению, в связи с тем, что появятся частные перевозчики и будет сформирована новая законодательная база, необходимо определить модель функционирования железнодорожных перевозок на перспективу. При ней регулирование локомотивной тяги со стороны Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМиЗК) МНЭ РК должно сохраняться, пока не будет развита конкуренция на рынке железнодорожных перевозок.

— С приходом частных перевозчиков не должны повыситься железнодорожные тарифы, — уточнил он. — Я думаю, резонно будет запустить на переходном этапе конкурентный механизм, но с сохранением регулирования. Если будет нормальная конкуренция и будут разумные тарифы, тогда это можно пустить в свободное плавание.

Внести ясность необходимо и в баланс вагонов, локомотивов по стране, чтобы четко знать, будет ли их дефицит в этом и следующем годах.

— Мы столкнулись с дефицитом вагонов даже при перевозках угля. На экспорт мы недогрузили существенные объемы из-за нехватки вагонов, — отметил Николай Радостовец. — Поэтому нужно четко сказать, обеспечат нас вагонами или нет. Если обеспечат, то с позиции грузоотправителей должна быть введена гарантированная договорная система, подкрепленная обязательствами уполномоченных органов. Если нет, то должно быть расписано, какие вагоны будут привлечены, какие компании должны докупить их. Потому что при переформатировании рынка необходимо задать его параметры, чтобы не допустить в будущем существенных перекосов.

По его мнению, не все имеют равные возможности участвовать на этом рынке. Поэтому КРЕМиЗК необходимо задать правильные конкурентные основы развития перевозочного процесса, отрегулированные с уполномоченным органом.

— Нам важно не потерять те преимущества, которые все эти годы давала железная дорога. Железнодорожные тарифы позволяли горнодобывающим компаниям быть конкурентоспособными. И я надеюсь, что до летних отпусков будут обсуждены планы работ "КТЖ" и крупных компаний, чтобы выработать четкое видение по всем этим вопросам, — выразил мнение исполнительный директор АГМП.

— Надеюсь, что реформы, которые наметили МИР РК и "КТЖ", будут успешно реализованы, и мы сможем не просто увеличить объемы перевозок на шесть-семь процентов, как в прошлом году, но и существенно нарастить экспортные возможности Казахстана. Тем более у нас есть большие намерения по продаже за рубеж угля и другой горнодобывающей продукции, — заключил Николай Радостовец.

Казахстан снизит потребление угля до 83,1 млн тонн в 2040 году – IHS Markit

Использование этого твердого топлива будет стагнировать и постепенно уменьшаться в долгосрочной перспективе, считают аналитики.  

26 Ноябрь 2019 08:50 1113

В условиях реформирования железнодорожных перевозок горнодобывающие компании ожидают четко заданных параметров

Потребление угля в Казахстане будет стагнировать и постепенно снижаться в долгосрочной перспективе. Такое мнение в комментарии inbusiness.kz высказали в аналитическом агентстве IHS Markit.

«Прогнозируется, что доля угля в первичном энергетическом потреблении Казахстана будет снижаться с 59% в 2018 году до 54% в 2030 году и потом до 47% в 2040 году. Агрегированное различимое потребление угля (производство, минус экспорт, плюс импорт, что также включает потери при переработке и изменения при хранении) снизится с 91,2 млн тонн в 2018 году до примерно 90,8 млн тонн в 2030 году и 83,1 млн тонн в 2040 году», – написал в электронном письме глава энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерс.

Между тем в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) посчитали, что из-за газификации центра и севера Казахстана в целом сжигание энергетического угля на электростанциях снизится на 3,6 млн тонн, а бытового угольного топлива – на 2,9 млн тонн. Но снижение потребления последнего будет проходить медленно, не одномоментно, так как население в первую очередь будет исходить из стоимости газа, проведения системы газоснабжения, установки оборудования. Из-за дороговизны работ по газификации домашних хозяйств в 2020-2022 годы уменьшение использования коммунально-бытового угля составит примерно 1,5 млн тонн, прогнозируют аналитики АГМП.

При этом в бизнес-ассоциации констатируют, что из-за падения спроса на уголь в Европе и ужесточения экологических требований в других странах в январе-августе 2019 года объем экспорта казахстанского угля снизился на 1,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а его производство по году сократилось на 1,5%.

Данияр Сериков

Экспорт угля через Китай: АГМП просит помощи Правительства РК

Потребность в поиске новых рынков вызвана ужесточением экологических требования в странах ЕС, являющихся рынком сбыта казахстанского энергетического угля.

29 Август 2019 18:40 1043

В условиях реформирования железнодорожных перевозок горнодобывающие компании ожидают четко заданных параметров

Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) обратилась к Правительству Казахстана с просьбой помочь проработать с Китаем возможность экспортировать уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через порт Ляньюнган, сообщила пресс-служба ассоциации, ередает Интерфакс-Казахстан.   
В АГМП поясняют, что потребность в поиске новых рынков вызвана ужесточением экологических требования в странах ЕС, являющихся рынком сбыта казахстанского энергетического угля. Как следствие цены на сырье упали на 33% и Казахстан столкнулся с необходимостью переориентации экспорта угля на новые рынки сбыта, в частности в страны Юго-Восточной Азии и Индийского субконтинента, Японию, Южную Корею.    
"Одним из возможных решений задачи по обеспечению экспорта казахстанского угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является организация перевозок через Китай с использованием транзитного коридора из Казахстана в порт Ляньюньган через погранпереход Достык/Алашанкой", - считают в ассоциации.   
В АГМП добавили, что угольная отрасль нуждается в поддержке со стороны государства ввиду наличия таких проблем, как волатильность цен на топливо, высокие транспортные издержки и дефицит высококвалифицированных кадров.       
"Учитывая сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию, в АГМП убеждены, что для дальнейшего наращивания производства, динамичного развития, повышения конкурентоспособности отечественной угольной отрасли необходима ощутимая и системная поддержка со стороны государства", - говорится в сообщений.