Климатические изменения, затрагивающие Арктику, парадоксальным образом усиливают необходимость в тяжёлых ледоколах. Сокращение многолетнего морского льда и растущая конкуренция за арктические маршруты заставляют Канаду пересматривать свою стратегию присутствия на Севере, передает inbusiness.kz со ссылкой на The Guardian.
Арктика, в течение тысячелетий подчинявшаяся естественным ритмам круговорота Бофорта — сложного природного процесса, при котором массы морского льда перемещались между Канадой, Россией и Аляской, — теперь переживает быстрые и тревожные перемены. Потепление климата привело к значительному сокращению площади многолетних льдов. Те льды, что ещё остаются, благодаря течениям смещаются и создают плотные ледяные заторы в арктических проливах.
Канадская береговая охрана называет это явление так: "чем меньше льда, тем больше его". Это отражает новую реальность — уменьшение ледового покрова делает судоходство опаснее, а навигацию сложнее.
"Большинство людей считает, что изменение климата означает, что тяжёлые ледоколы не понадобятся, — говорит Роберт Хьюберт, эксперт по безопасности в Арктике из Университета Калгари. — Но опыт береговой охраны говорит: нет, ледоколов нужно гораздо больше".
Канада планирует построить ледокол второго класса, способный работать круглогодично и преодолевать лед толщиной до 10 футов. Последний раз подобное судно было построено внутри страны в 1960-х годах — это был знаменитый Louis St Laurent, который до сих пор остается крупнейшим и одним из двух тяжёлых ледоколов Канады.
Планы заменить Louis St Laurent озвучивались ещё в 1985 году, но проект был отложен. В 2008 году премьер-министр Стивен Харпер объявил о строительстве нового тяжёлого ледокола под названием John G Diefenbaker, но и он так и не был реализован.
"Время — это большой круг. Теперь я здесь, и мы, наконец-то, строим тот самый корабль", — вспоминает Шер, один из специалистов, работавших над проектом во время учёбы.
Компания Davie заявила, что строительство полярного судна начнется уже в августе 2025 года. Дата поставки зафиксирована — 2030 год. Такой график подчеркивает острую необходимость усиления ледокольного флота в условиях растущей напряженности и изменения климата в Арктике.
Сегодня, по оценкам экспертов, Россия располагает не менее чем 50 ледоколами, более десяти из которых способны функционировать в самых суровых арктических условиях. Китай имеет четыре ледокола, подходящих для плавания во льдах, хотя точные сведения об их сезонах работы отсутствуют.
Президент США Дональд Трамп публично заявлял о планах довести число американских ледоколов до 40, что свидетельствует о нарастающем интересе арктических держав к этому типу военной и гражданской техники.
По мнению специалистов в области судоходства, интерес США и других стран к ледоколам обусловлен не только стратегическими соображениями, но и экономическими. Очистка Северо-Западного прохода ото льда позволила бы значительно сократить путь между Европой и Азией, что сулит многомиллиардные выгоды для судоходных компаний.
В ответ на меняющуюся обстановку правительство Канады заявило о масштабных инвестициях в Арктику, включая строительство ледоколов и другие меры демонстрации суверенитета.
"Мы видим, насколько важна Арктика для России, и по мере того, как Россия становится всё более агрессивным государством, важность этого потенциала становится всё более очевидной, — отметил один из представителей власти. — Но если вы строите ледоколы для обеспечения суверенитета, то это выходит за рамки ледоколов. Теперь нужно инвестировать в спутники, радары и подводные лодки. Всё это — часть системы. Одних ледоколов недостаточно".
Однако не все эксперты разделяют мнение о наличии геополитической угрозы.
"Нам нужны канадские государственные суда, которые могут работать в канадской Арктике, когда там есть другие суда. В этом нет никаких сомнений, — говорит Майкл Байерс, профессор политологии в Университете Британской Колумбии. — Но политики и эксперты часто нагнетают тревогу: „Боже мой, русские идут“ или „Китайцы идут“. Я не вижу никаких доказательств этого. Русские уже владеют половиной Арктики. Им больше не нужно".
Он отмечает, что у России гораздо более протяжённая арктическая береговая линия, что требует большего числа ледоколов для круглогодичной навигации.
Настоящей проблемой, по словам Байерса, становится не рост конкуренции между странами, а увеличение количества судов в регионе. По мере уменьшения количества льда навигация становится непредсказуемой: корабли чаще сталкиваются с опасными погодными условиями.
В условиях сильного ветра и мороза морские брызги могут замерзать прямо на корпусе судна. В некоторых случаях лед накапливается настолько, что корабли опрокидываются.
"Нам всегда будут нужны ледоколы, потому что Арктика всегда будет оставаться опасным местом. И именно поэтому нам всегда будет нужно канадское правительство, чтобы строить или покупать эти суда", — резюмирует Байерс.
Читайте по теме:
Дания усилит военное присутствие в Арктике