Институт пожарного аудита требует изменений. Из 11,6 тыс. субъектов предпринимательства с высокой степенью риска к услугам пожарных аудиторов, коих насчитывается 170 по всей стране, обратилось не более тысячи бизнесменов из группы риска.
Другими словами, к частным аудиторам обращается лишь каждый десятый предприниматель, и в 98% случаях аудиторы штампуют положительные заключения. По мнению экспертов, эти цифры показывают как низкую популярность самого аудита, так и конфликт интересов, в котором бизнесмен, напрямую оплачивая их услуги, получает нужное заключение.
Таково краткое обобщение сути состоявшегося в четверг, 12 апреля, совещания в национальной палате предпринимателей (НПП) "Атамекен" по вопросам совершенствования аудита в сфере пожарной безопасности.
Напомним, с 1 января 2015 года деятельность госконтроля в сфере пожарной безопасности передана институтам аудита, как альтернативе государственного контроля. Данное решение было принято в рамках законопроекта по кардинальному улучшению условий предпринимательской деятельности.
Непрозрачный аудит
"За это время по итогам аудита выдано 1324 заключений, из них отрицательных всего семь. Данная статистика вызывает определенные сомнения. Законодательство не предусматривает механизмов перепроверки объектов, на которых прошел аудит. В таком случае весь смысл аудита исчезает", – отметил начальник отдела Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Рустем Искаков.
По данным ведомства, анализ положительных заключений показал недобросовестность работы аудиторов.
"В феврале этого года мы проверили градообразующее предприятие в Акмолинской области и выявили 108 нарушений. Через две недели организации выдан положительный аудит, что не соответствует действительности", – продолжил чиновник.
В марте этого года произошел трагический случай в вахтовом поселке Карабатан, где при пожаре в общежитии погибло семь рабочих. Госкомиссия показала, что администрация застройщика заключила договор с организацией по охране объекта от пожаров. Из заключения расследования стало известно, что во временных общежитиях были допущены грубые нарушения требований пожарной безопасности.
В частности, превышено нормативное число контейнеров в группе, отделка путей эвакуации была сделана из сильно горючего материала. В то же время организация была аккредитована на проведение аудита в области пожарной безопасности и в настоящее время находится в числе обвиняемых по факту гибели в результате пожара.
Вице-президент по производству АО "Өрт сөндіруші" Сырым Габбасов напомнил о трагедиях в Казахстане, унесших жизни людей.
"В 2016 году пожар в батутном центре Almaty Towers унес жизни шести студентов, в июле 2017 года при пожаре в "Хайвилле" в Астане погибла семья из четырех человек, в марте 2018-го в вахтовом поселке погибли семь работников. Указанные факты, а также многочисленные нарушения в области пожарной безопасности подтверждают необходимость ужесточения госнадзора в этой сфере, требуется внесение изменений в действующий закон гражданской защиты в части исключения выдачи аудиторами положительных заключений", – сказал выступающий.
Он напомнил, что после трагедии в Кемерове МЧС России предложило значительно усилить пожарный надзор за многофункциональными комплексами с массовым скоплением людей, вернуть пожарный надзор на этапе проектирования и строительства зданий.
Частные пожарные службы не имеют оснащения
"Остро назрел вопрос ответственности организаций, оказывающих эти услуги на платной основе. В первую очередь это касается негосударственных противопожарных служб (НГППС). Предупреждение пожаров на обслуживаемых предприятиях является одной из основных задач данных служб", – отметил Сырым Габбасов.
На сегодняшний день в Казахстане около 170 аккредитованных НГППС, из них 54 без выездной техники. В 2017 году Комитет по ЧС провел проверки 155 НГППС, полную боеготовность показали только 83 из них, что составляет 53%. Половина показала неготовность по выполнению задач по предупреждению и профилактике пожаров.
"Согласно законодательству, данные организации являются гарантами пожарной безопасности на стратегически важных объектах страны. Там, где отсутствуют государственные противопожарные службы. В ходе их проверки было выявлено более 1200 нарушений, основная часть которых связана с отсутствием необходимого количества пожарной техники, обученного личного состава", – сказал вице-президент "Өрт сөндіруші".
Действующее правило аттестации позволяет организациям, намеренным оказывать услуги НГППС, не иметь в собственности пожарный автомобиль и персонал. В этой связи было предложено усилить действующие квалификационные требования к этим службам и провести переаттестацию, таким образом очистив рынок от несоответствующих требованиям.
Вернуть госконтроль при экспертизе проектов
Один из учредителей Ассоциации противопожарных и аварийно-спасательных служб Виктор Кан напомнил, что имеется 169 зарегистрированных в реестре Комитета противопожарной службы МВД РК негосударственных противопожарных служб, однако нет сведений ни о их общей численности, ни о количестве пожарной техники. Единая государственная политика в области пожарной безопасности через них не проводится, работа с ними со стороны уполномоченного органа не осуществляется.
"Государственная противопожарная служба, которая ранее состояла из единых самостоятельных пожарных подразделений, выполняющих функции предупреждения контроля и тушения пожаров в определенном административном районе, сейчас разделена на две службы, не связанные единством целей, задач и, главное, руководством: на государственный пожарный контроль (ГПК) и государственное учреждение "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ" ГУ "СПиАСР".
Первое осуществляет контроль над соблюдением норм, правил и стандартов пожарной безопасности на предприятиях и в организациях, второе осуществляет тушение пожаров и ликвидацию аварий. Дислоцируются в разных зданиях, какая-либо общность интересов или политики пожарной безопасности между службами отсутствует. Более того, разделение привело к противостоянию служб.
"За последнее время под видом возможных коррупционных проявлений государственный пожарный контроль намеренно или случайно "ушел" от экспертизы проектов, где на ранней стадии можно легко и экономично пресечь нарушения требований пожарной безопасности, а также от контроля над строительством объектов. По сути, государство ушло от ответственности за нарушения и недостатки при проектировании и строительстве. При участии в приемке комиссиям законченных строительством объектов уже невозможно увеличить ширину лестничных клеток, построить противопожарные преграды и многое другое. Объекты сдаются с серьезными нарушениями, которые и приводят к трагическим последствиям. Крупные пожары, произошедшие на строящихся высотных зданиях "Транспорт тауэр" и комплексе "Абу-Даби Плаза" являются наглядным тому подтверждением", – констатировал Виктор Кан.
Он также затронул тему, что широкое распространение в стране получили специальные зоны: экономические, промышленные, логистические, текстильные и другие. Однако при создании специальных или свободных экономических зон с большим количеством различных объектов организуется значительная промышленная территория, не охраняемая от пожаров подразделениями противопожарной службы.
Аудит не пользуется популярностью
Главный инженер-менеджер по проектированию и экспертизе ТОО "Файкон LTD" в Алматы Владимир Зернов рассказал, что компания одной из первых получила аттестат на проведение аудита в области пожарной безопасности.
"За три года мы не провели ни одного аудита. Почему? Несовершенство законодательной базы, не заинтересованы ни руководители, ни аудиторские организации. Интерес предпринимателя сводится к тому, чтобы пожарные не посещали в течение года. Для чего заключать договор на аудит, когда к нему в определенное время придет инспектор и проверит бесплатно? По нашему мнению, сама цель аудита законодательно сформирована неправильно. Она сводится к тому, что не проходили и не проверяли. Еще стоит обратить внимание, что аудит проводится на объектах высокой степени риска, а куда делись объекты малой степени риска? Они остались без внимания, а это помещения, вмещающие менее 100 человек, и в них тоже происходят пожары", – сказал инженер.
Резюмируя, заместитель председателя НПП "Атамекен" Рустам Журсунов отметил, что необходимо разобраться по продуктам: аудит, проектирование, автоматизация.
"Я вижу конфликт интересов при проведении аудита. Должна быть третья сторона, например страховая компания. Если аудитор дает плохое заключение, то стоимость страховки будет выше. При прямой схеме предприниматель – аудитор есть сомнения. Вопрос обязательного проведения аудита надо обсуждать, есть риски в виде затрат предпринимателей, а для аудиторов это будет "ленивый бизнес", – заключил спикер.
Майра Медеубаева