"Не понимаю, о каком затягивании строительства идёт речь?" – вопросом на вопрос ответил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев (на фото), когда журналисты поинтересовались у него на пресс-конференции в рамках очередного заседания Всемирного нефтяного совета, когда же, наконец, в республике будет построен Атырауский газохимический комплекс.
Интерес не праздный, так как глава государства не раз говорил и говорит о необходимости развития отечественной нефтехимии. Это направление поможет нам избежать зависимости от цен на нефть, а также уйти от имиджа сырьевого придатка более развитых стран мира.
Большие надежды с развитием отечественной нефтехимии в республике связывают с запуском в эксплуатацию интегрированного Атырауского нефтегазохимического комплекса. Но разговоры о его реализации длятся, если не изменяет мне память, вот уже более 10 лет, с 2008 года.
Министр пояснил, что в настоящее время возле Атырау создана свободная экономическая зона, предназначенная для развития отечественной нефтехимии. Здесь будут реализованы три крупных проекта. Первый, самый крупный – это завод по производству полипропилена. Второй проект – завод по производству полиэтилена. И третий – по производству этилена. По информации Бозумбаева, сейчас эти два проекта на стадии ТЭО.
"Сваи забиваются, идёт стройка жилищного городка и складских помещений. Всем этим занимается китайский инвестор. Проект обеспечен деньгами. Контроль осуществляет фонд "Самрук–Казына". Оперативное руководство ведут специалисты "КазМунайГаза", освободившиеся после завершения проекта модернизации Атырауского НПЗ", – рассказал министр.
Как уже писал abctv.kz в мае прошлого года, между ТОО "Объединённая химическая компания" и компанией Mubadala (ОАЭ) был подписан меморандум о сотрудничестве в области нефтехимии, который предполагал реализацию этих проектов. Mubadala, в свою очередь, будет реализовывать этот проект в тандеме с Borealis, ведущим поставщиком химической продукции в Европе. Ориентировочно его стоимость оценивается в 5-6 млрд долларов.
По информации Бозумбаева, компания Borealis в течение четырёх месяцев провела тендер и выбрала подрядчика. Через несколько месяцев будет завершено ТЭО проекта. И лишь потом должно состояться создание СП, затем – вложение инвестиций, привлечение займа, проектирование и окончательный этап – строительство.
"Такие большие проекты стоимостью в шесть миллиардов долларов не могут быть построены за один год. Скорее всего, это продлится до 2024 года. Чтобы привлечь такие большие деньги, сначала надо их обосновать, создать условия. Мы будем подписывать межправсоглашение с Объединёнными Арабскими Эмиратами о создании условий для работы. Ничего не происходит быстро, ни по щелчку министра, ни более высокопоставленного человека, если речь идёт о создании нормального рыночного высокоэффективного предприятия. Мы пригласили лидеров отрасли, и они делают своё дело на десятилетия вперёд, всё как положено – поэтапно", – заявил г-н Бозумбаев.
Он отметил, что доля всех этих проектов в рост ВВП страны будет достаточно высока, от 1,5% до 2%. Напомним, причин "долгоиграющих дискуссий" об Атырауском ГХЗ было несколько. Первая и главная – отсутствие сырья. Единственным поставщиком на тот момент, то есть 10 лет назад, нужных объёмов газа было месторождение Тенгиз. Но ТОО "Тенгизшевройл", которое занималось разработкой месторождения, газ необходим был для поддержания пластового давления, а потому закачивался обратно в пласт. На тот момент высокие цены на нефть диктовали именно такие решения.
Вторая, не менее важная причина – это наличие необходимой инфраструктуры вокруг будущего комплекса. Чтобы он мог нормально работать, нужно было проложить дороги, обеспечить тепло-, электро- и водоснабжение и прочие коммуникации, построить комплекс по производству технических газов, комплекс по водоподготовке и водоочистке, ну и, наконец, пожарное депо. Именно поэтому многие иностранные инвесторы, изъявлявшие желание его реализовать, теряли к проекту интерес.
Кульпаш Конырова