Предпринимательница из Усть-Каменогорска Наталья Саратова сумела за два года увеличить ассортимент своих развивающих деревянных детских игрушек почти вдвое и стала обеспечивать ими дошкольные учреждения не только Восточного Казахстана, но и Нур-Султана. Как рассказала предпринимательница inbusiness.kz, именно детсады являются их основными покупателями, хотя часть продукции предприниматели продают на своем сайте, в аккаунтах в Instagram.
Что касается частных покупателей, то эти изделия онлайн приобретают в основном выходцы из Казахстана, которые сейчас живут в США, России, странах Европы.
Свой бизнес Наталья Саратова начинала примерно девять лет назад с продажи игрушек известного европейского бренда, постепенно освоив производство своих – по собственным образцам и разработкам.
Именно такие игрушки с развивающим контентом, подкрепленным методическими рекомендациями, экспертизами уполномоченных органов образования, с аутентичным рисунком, национальным колоритом в Казахстане пока, кроме нее, никто не производит – предпринимательница даже зарегистрировала свои авторские права.
Помоги себе сам
"Когда появился первый ребенок, дочь Лиза, мы столкнулись с тем, что не было хороших, качественных игрушек. Это был 2012 год. Как мама, я хотела дать дочери все самое лучшее, но в то время на рынке было много развивающих игрушек незавидного качества. Пластик с резким запахом, плохо отшлифованное дерево. Я стала искать в Интернете и нашла несколько европейских брендов, – вспоминает Наталья Саратова. – Игрушки одного из них мне особенно понравились, мы связались с представителями компании и стали ее дистрибьютерами в Казахстане".
Предприниматели открыли розничный магазин. Супруг Натальи, который помогает ей в развитии бизнеса, посетил завод-изготовитель этих игрушек, который находился в КНР.
"Именно после этой поездки появилась мысль создавать собственную продукцию. Сначала для себя пытались игрушки сделать, купили первый станок, и муж сам вырезал их вместе с детьми, – говорит Наталья Саратова. – Первую игрушку – отпечатки детских ладошек – они сделали мне в подарок на день рождения. Потом стали думать, почему бы не внести в игрушки что-то национальное? Эта тема очень актуальна. Каждый народ хочет сохранить свою культуру. Я русская, но считаю своей родиной Казахстан, хочу, чтобы мы все жили дружно. И мы стали думать над этой концепцией".
Предприниматели изготовили несколько первых игрушек, к тому моменту у них появился свой маленький цех. Но, когда все только начиналось, это производство было каким-то несерьезным, говорит Наталья.
Свою продукцию тогда они почти не продавали, были разовые заказы. Магазин по продаже импортных игрушек в формате off-line предприниматели закрыли, занялись вплотную разработкой дизайна своих собственных.
Со страниц книги – в производство
"У меня еще с тех пор, как я была маленькой, сохранился сборник казахских народных сказок, которые считаю одними из самых интересных. Теперь читаю нашим детям, и они их обожают. Эти сказки очень увлекательные, временами страшные, так, что захватывает дух. И мы решили сделать развивающие игры с персонажами из казахских сказок", – говорит Наталья Саратова.
Так Жалмауыз-кемпір, сказочные батыры, Ер-Төстік, Жезтырнак "переселились" из сказок в игру Memory, которая известна по всему миру, а еще на всем известное домино. Постепенно к ним добавились герои русских народных сказок – Колобок, Баба-Яга. В разделах Memory появились изображения казахских народных инструментов, предметов быта, национальные узоры. Есть пазлы с казахским алфавитом на латинице. При этом предприниматели никогда не берут картинки из открытых источников в Интернете.
Авторами рисунков стали дизайнеры из Алматы и Усть-Каменогорска, которые работают у предпринимателей на фрилансе.
"И мы понемногу стали предлагать нашу продукцию в детсады. В 2019 году произошел решающий момент в производстве, мы тогда открыли цех. В поиске помещения и запуске проекта нам, как стартаперам, помог акимат Усть-Каменогорска, мы обосновались в поселке Ново-Явленка. Там у нас два цеха – "чистый", где красим, шлифуем, и столярный цех – где происходит распил. Сейчас в двух цехах работают семь человек рабочих, а также группа "продажников". Они у нас многопрофильные мастера, но мы еще до сих пор привлекаем со стороны дизайнеров, когда нам нужно. Они рисуют, переводят изображение в программный формат", – продолжает Наталья Саратова.
В покупку оборудования супруги вложили свои деньги. А в 2020 году они получили 5 млн тенге на развитие, закуп оборудования по государственной программе "Дорожная карта бизнеса – 2020". Оборудование и материалы покупают у казахстанских поставщиков, но, к сожалению, и то, и другое иностранного производства, говорит Наталья Саратова. В изготовлении игрушек не любая древесина и покрытие подойдут, объясняет она. То размер не тот, то толщина, то качество: фанера должна быть ровной, хорошо обработанной. Древесина должна быть специального столярного качества.
"Если смотреть наши первые работы и нынешние – это небо и земля. И в плане обработки, и в плане материалов, и яркости, качества красок. У сомнительных производителей сырье не берем, – продолжает предпринимательница. – У нас есть специальное печатное оборудование. Вся продукция подлежит специальному безопасному покрытию для возможности влажной обработки".
Расширить горизонты
Предприниматели получили документы, что их игрушки соответствуют Государственному стандарту, у них есть сертификаты качества, они рекомендуются к использованию в дошкольных учреждениях.
"Мы в основном производим продукцию по госзаказам – с садиками заключаем договоры, оформляем количество, которое им надо, и начинаем делать. Стараемся работать так, чтобы на складе не лежал лишний товар. Каждый день работают цеха, бывает, загрузка очень большая, иногда поменьше, и это все происходит в спокойном режиме", – говорит Наталья Саратова.
Проблема в том, что детсады хотят покупать добротные, экологичные и интересные развивающие игрушки, но у них есть ряд проблем. Целевое финансирование на развивающие игрушки бывает крайне редко, поэтому садики покупают игрушки "по остаточному принципу", от остатка бюджета.
С этой проблемой Наталья Саратова обратилась даже к депутату мажилиса Ирине Унжаковой во время встречи с Советом деловых женщин НПП "Атамекен" и ждет ответа.
"В 2019 году у нас ассортимент был около 70 наименований, мы удвоили его, и у нас еще очень много наработок. У нас сначала идет техническая часть: отрисовываем идеи, перекладываем на электронные версии, делаем пробные образцы. И наши дети – девятилетняя Лиза, шестилетняя Ульяна и трехлетняя Таисия с ними играют, – говорит Наталья Саратова. – Мы сами свои игрушки тестируем, потом что-то переделываем".
Так предприниматели наладили производство настольных игр, игровых панелей, развивающих игр, ростовых фигур, которыми украшали детсады. Это фигурки представителей фауны Казахстана. А еще они разработали игру "Народ Казахстана", где на деталях изображены мальчики и девочки в национальных костюмах основных этносов, населяющих страну.
Наталья Саратова говорит, что они тесно работают с методистами детсадов, спрашивают, что им конкретно нужно для того, чтобы они реализовали свои идеи. Те дают им много тем для размышлений, рассказывают, что хотели бы видеть такую игру, которая бы позволила детям познакомиться с казахстанскими писателями, поэтами, природой.
"Мы общаемся, берем их идею за основу, и стараемся воплотить", – делится бизнесвумен.
В Усть-Каменогорске примерно 90% частных и государственных детсадов закупили их развивающие игрушки. Уже пошли продажи в Нур-Султан. Со временем предприниматели хотят выйти более смело на казахстанские рынки со своими развивающими играми, возможно, освоить производство и других детских товаров. Но хотят обязательно ориентироваться на качество, экологичность и национальный колорит.
Ольга Ушакова
Фото Натальи Саратовой
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!