DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
«Нужно «успокоить» свой рынок и только потом заняться экспортом»

«Нужно «успокоить» свой рынок и только потом заняться экспортом»

О том, как развивается автопром в Иране и что общего у авторынка на Ближнем Востоке и в Казахстане, abctv.kz рассказал старший автомобильный консультант Frost & Sullivan Виталий Бьельски.

21 Март 2017 09:41 8409

«Нужно «успокоить» свой рынок и только потом заняться экспортом»

Автор:

Артур Мискарян

- Насколько привлекателен для иранских автопроизводителей рынок ЕАЭС?

- Большинство стран, в которых есть свое производство автомобилей, ориентированы на экспорт. Мы тесно общаемся с иранскими коллегами в последнее время. Главная цель иранских автопроизводителей на ближайшее десятилетие – модернизация собственного производства. На данный момент они практически не экспортируют автомобили и автокомпоненты, так как сам Иран – большой рынок. Их цель – сделать Иран хабом для экспорта и производства на Ближнем Востоке. После этого они ориентируются на создание производства за рубежом, но в ближайшее время их приоритет – создание собственного производства автомобилей и компонентов, насыщение местного рынка. То производство, которое сейчас есть в Иране, требует обширной модернизации.

- В Иране ориентируются на создание собственных брендов, а не сборочных предприятий иностранных производителей?

- Да, у них есть несколько собственных брендов, которые были созданы в сотрудничестве с европейскими автопроизводителями. Но эти бренды устарели морально, технически и технологически. Рынок Ирана – самый большой внутренний рынок на Ближнем Востоке, но им нужны технологии. Независимо от того, в каком направлении будут развиваться производители, первое, что нужно, – модернизация производственных мощностей и инвестирование в новые модели.

- Могут ли казахстанские производители что-то предложить для Ирана сегодня?

- На данный момент иранские производители ориентируются на европейские бренды. Сегодня иранский рынок сопоставим с российским. В России на сегодняшний день это 1,2-1,3 млн автомобилей, в Иране в прошлом году было 1,26 млн автомобилей. Хотя пять лет назад российский рынок был близок к 3 млн. Иранский рынок растет, пусть не так динамично, как хотелось бы.

Тяжело сказать, что российский и казахстанский рынки могут предложить Ирану. Это могут быть смазочные продукты, шины. Иранскому автопрому нужна серьезная модернизация, новые технологии, поэтому они смотрят в сторону развитых стран. Вряд ли это могут быть Россия и Казахстан. Лучше дело обстоит с грузовой техникой, здесь России и Казахстану все же есть что предложить.

Важно понимать, что рынок Ирана закрыт высокими ставками пошлин по сравнению, например, со странами Персидского залива.

- Можно ли предположить, что Иран пойдет по пути Индии, просто купившей крупного европейского автопроизводителя?

- Тяжело сказать, потому что при таких сделках европейцы предъявляют серьезные требования для правительства страны-партнера. Рынок Ирана развивается, но это все еще не тот уровень. Грубо говоря, не каждый автопроизводитель готов туда броситься.

Потенциал Индии в этом смысле просто огромен: рынок более открытый, более либеральный, плюс в Индии очень сильно наработана компонентная база, поэтому там развиваться намного проще. Если мы и увидим европейских производителей в Иране в ближайшие 2-3 года, это не будут производители из премиум-сегмента. Чтобы развернуть производство в Иране, нужно привлечь с собой своих поставщиков – таковы правила. Плюс к этому правительство потребует вовлечь ту базу, которая уже существует в стране, но с этим будет тяжело из-за синхронизации стандартов качества.

- А как иностранных автопроизводителей привлекают другие страны Персидского залива?

- Можно отметить лишь несколько сборочных предприятий в Саудовской Аравии, которые занимаются грузовыми автомобилями. В целом в регионе развита лишь крупноузловая сборка. В Саудовской Аравии, Катаре, ОАЭ и других странах залива очень открытый рынок: пошлины составляют от 5 до 10%, сложно найти рынок подобной открытости. Поэтому там хорошая возможность импортировать компоненты. Мы знаем, что JLR (Jaguar Land Rover – прим. авт.) вел переговоры с правительством Саудовской Аравии, но сделку заключить не удалось. Но в ближайшем будущем мы увидим сотрудничество, по крайней мере, одного глобального бренда и страны в этом регионе, потому что есть потребность, которую изучают несколько крупных автопроизводителей.

Опять же локализация – одна из главных головных болей. Если придет производство, то часть поставщиков придет вместе с ним, а часть поставщиков будет выбираться из тех, которые уже есть на рынке. Но не каждый из местных поставщиков имеет потенциал. Саудовская Аравия и Иран – две страны, которые борются за лидерство в регионе, при этом в Иране уже есть собственное производство, хотя и устаревшее. Но создание внутреннего производства без стратегии экспорта, скажем так, редкий выбор.

Ближний Восток характеризуется тем, что рынки близки по профилю, структуре брендов, возрасту автопарка. Кроме таких стран, как Иордания, Йемен и Сирия.

- В какие страны, на ваш взгляд, могут экспортироваться автомобили, собираемые в Казахстане?

- Рынки экспорта тяжело определить, прежде чем будет создано собственное производство. Нужно «успокоить» внутренний рынок и только потом можно заняться экспортом.

Если исходить из потребностей разных рынков, то для Ближнего Востока интересны корейские автомобили, продажи которых приближаются к уровню «Тойоты», которая раньше занимала более 40% рынка. Если говорить о китайских брендах, то есть проблема с тем, что Китай сам экспортирует свои автомобили, и популярность их не столь высока.

Артур Мискарян

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Электромобилям ищут место на АЗС

Станции зарядки электромобилей хотят разместить на автозаправках.

20 Июнь 2018 07:00 21650

Электромобилям ищут место на АЗС

Компания, управляющая предприятиями столичного энергетического комплекса, АО «Астанаэнергосервис» планирует работы по созданию сети зарядных станций для электромобилей. В качестве площадки для размещения зарядных станций планируется использовать АЗС сети «ҚазМұнайГаз». Соответствующий меморандум, как сообщили корреспонденту abctv.kz в пресс-службе АО «Астанаэнергосервис», уже подписан.

«На сегодняшний день подписан меморандум с ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Они предоставляют площадки (заправочные станции) для реализации данного проекта», – следует из полученного от компании сообщения. Детали меморандума пока не сообщаются.

В пресс-службе «КМГ» подписание меморандума или его возможные детали пока не комментируют. Напомним, что пилотная программа Министерства энергетики и оператора РОП подразумевает установку 100 зарядных станций в Астане и Алматы, еще 20 планируется установить на трассе Алматы – Астана.

«Астанаэнергосервис» планирует наладить сотрудничество в проекте по созданию инфраструктуры для электромобилей и с ТОО «Оператор РОП». Соответствующий меморандум, заявляют в компании, планируется подписать на следующей неделе.

Управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Рустам Темирбек пока не стал комментировать детали возможного сотрудничества, но при этом отметил, что «в мировой практике зарядные станции устанавливают, например, вблизи торговых центров или офисных зданий, однако если есть готовность устанавливать их на АЗС, то почему нет?».

Важно понимать, продолжает он, что станции для зарядки электромобилей отличаются в использовании от традиционных АЗС, где можно подъехать и за несколько минут заправить топливо, зарядка электромобиля может занимать до нескольких часов.

Представители автопромышленной отрасли ранее комментировали возможный рост спроса на электромобили в стране, полагая, что меры по стимулированию спроса и создание инфраструктуры для авто на электрической тяге сделают их «привлекательными для массового потребителя». Одна из мер, которую предлагают представители отрасли, – обеспечение свободного передвижения по выделенным полосам движения для общественного транспорта, выделение специальных парковочных мест, а также применение низких размеров коэффициента страхования на типы транспортных средств с электрическими двигателями.

По данным на май текущего года, с января в Казахстане было зарегистрировано 20 легковых автомобилей на электрической тяге против 16 за тот же период прошлого года. При этом за весь 2017 год было зарегистрировано 36 авто на электротяге, а в 2016-м – 35 электромобилей.

Артур Мискарян

Рациональная энергия

Чем кроссовер на электротяге отличается от бензиновых аналогов – в тест-драйве Atameken Business.

21 Май 2018 16:14 31640

Рациональная энергия

Фото: Мария Матвиенко

В скором времени казахстанским автомобилистам будет представлен серийный электромобиль костанайского производства JAC iEV7s. Ранее на «СарыаркаАвтоПроме» уже собирали партию опытных образцов авто на электрической тяге. В компании решили устроить знакомство с электрокаром в действии для широкой публики и подарили жителям столицы бесплатные поездки в качестве пассажиров такси.

Участники акции, «голосующие» астанчане, не скрывали удивления от новой машины и охотно принимали презент от компании. В поездке представители компании рассказывали пассажирам о преимуществах электромобиля, отвечали на вопросы и в дополнение к бесплатному проезду вручали в подарок портативное зарядное устройство для смартфонов.

Большой интерес у пассажиров вызывали такие вопросы, как: запас хода на одной зарядке, наличие зарядных станций, возможность эксплуатации в зимних условиях, а также стоимость электрической машины.

Новая модель – JAC iEV7s оснащена электромотором мощностью 85 кВт (116 л. с.), но, что более важно, 270 Н/м крутящего момента (больше, чем у Toyota Camry с бензиновым мотором 2,5 литра) позволяют разгонять компактный кроссовер до 100 км/ч за 11 секунд и развивать максимальную скорость 130 км/ч. Ёмкость батареи 39 кВт/ч, обеспечивает запас хода до 300 км, однако этот показатель находится в прямой зависимости от стиля езды. Для полной зарядки батареи от обычной розетки потребуется восемь часов, а на специализированной зарядной станции – один час. При стоимости 22 тенге за кВт/ч полная зарядка батареи обойдется в 770 тенге.

Производитель гарантирует исправную работу электромобиля при минимальной температуре -30 градусов. Подогрев салона электромобиля осуществляется по принципу электрического фена, что позволяет прогревать салон в зимнее время за несколько минут.

В управлении электромобиль не отличается от автомобилей с автоматической трансмиссией на традиционном топливе. Однако на городских скоростях электромобиль обеспечивает интенсивное ускорение – при старте со светофора iEV7s может двигаться существенно быстрее большинства автомобилей в потоке. При этом система рекуперации энергии позволяет меньше пользоваться педалью тормоза – стоит отпустить педаль акселератора, как электромобиль начинает замедление. Еще одно отличие JAC iEV7s от авто на традиционном топливе – межсервисный интервал в 20 тыс. километров вместо привычных 10 тыс. При этом обслуживание сводится к осмотру и контролю шин и тормозов.

За счет использования во внешней отделке ярких цветов JAC iEV7s привлекает внимание окружающих в потоке. Те, чей интерес к модели не ограничивается праздным любопытством, интересуются стоимостью новинки и датой начала продаж – несколько водителей на перекрестках в ходе теста характерным жестом приглашали к беседе через открытое окно. Другие просто задавали вопросы о времени зарядки, запасе хода и оснащении электромобиля.

Среди опций, которыми оснащен JAC iEV7s: камеры кругового обзора, отделка салона экокожей, климат-контроль и светодиодные ходовые огни. В салоне ничто не выдаёт «электрическую сущность» кроссовера. При этом на ходу в салоне слышен лишь звук от шин и музыка из радиоприёмника. Аудиосистема электрокроссовера оснащена функцией беспроводного аудиостриминга и телефонии hands free – в салоне авто можно слушать музыку со смартфона.

На сегодняшний день в Астане и Алматы уже есть несколько станций для зарядки электромобилей. Со временем их количество будет расти, планируется установка нескольких станций на трассе Астана – Боровое. Интерес казахстанских автомобилистов к электромобилям растет – за первые четыре месяца текущего года зарегистрировано 20 легковых автомобилей на электрической тяге против 16 за тот же период прошлого года. При этом за весь 2017 год было зарегистрировано 36 авто на электротяге, в 2016-м – 35 электромобилей.

Крупнейшим рынком электромобилей в мире является Китай. Продажи электромобилей в Поднебесной в прошлом году превысили полмиллиона единиц – 46% всех проданных в мире электромобилей! К 2025 году там планируют продавать не менее 7 млн электромобилей в год, а к 2040 году – запретить продажи автомобилей на традиционном топливе.

Артур Мискарян

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: