1,5 трлн пенсионных тенге: воск ТЭЦ или пудра ВИЭ

4721

Судя по открытым данным, существенная часть средств из 1,5 трлн тенге ЕНПФ может быть использована на проекты ВИЭ, выплаты по которым растягиваются на много лет.

1,5 трлн пенсионных тенге: воск ТЭЦ или пудра ВИЭ Фото: inbusiness.kz

Неделю назад информационное агентство КазТАГ опубликовало сообщение о том, что 1,5 трлн тенге пенсионных накоплений казахстанцев в ЕНПФ хотят потратить на некие инфраструктурные проекты. Такая информация была якобы получена из документа, направленного госхолдингом "Байтерек" в адрес минэнерго. В нем утверждалось со ссылкой на недавние протоколы госкомиссии по вопросам модернизации экономики, что "в 2023 году из ЕНПФ намерены выделить до Т500 млрд включительно, а в 2024 году – до Т1 трлн включительно, в том числе через АО "Банк развития Казахстана" (БРК) и АО "Фонд развития промышленности" (ФРП)", передает inbusiness.kz.

Госхолдинг сообщал, что в протоколе не была учтена энергетическая отрасль, хотя это было бы оправдано тем, что "большой износ генерирующих мощностей, значительное изменение в инвестиционном климате в сторону низкоуглеродного развития создают необходимость в поэтапном отказе от угля".

"Природный газ является транзитным топливом в энергопереходе, внедрение принципов ESG-управления и замена угля газом позволят снизить выбросы CO2 в стране на 10-20% до 2050 года (согласно данным министерства энергетики Республики Казахстан). В связи с этим существует высокая потребность для строительства станций на газе, которые имеют опцию маневренности и предназначены для закрытия потребления электроэнергии в пиковые формы. Строительство маневренных электростанций соответствует стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2030 года, повышает надежность и безопасность электроснабжения потребителей",  говорилось в сообщении КазТАГ со ссылкой на "Байтерек".

По данным информагентства, в документе госхолдинга упоминались следующие проекты, планируемые к реализации: модернизация ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду в Алматы, реконструкция Алматинской ТЭЦ-3, строительство ВЭС 150 МВт (Хромтау-1) в Актюбинской области, расширение (увеличение мощности) газопоршневой электростанции до 40 МВт в Атырауской области, строительство СЭС "Балхаш" мощностью 50 МВт (II этап) в городе Балхаше Карагандинской области, строительство электростанции на базе парогазовой установки с маневренным режимом генерации общей мощностью до 1000 МВт в Туркестанской области, модернизация ветрового парка мощностью 220,95 МВт в Акмолинской области, строительство Тургусунской ГЭС-2 мощностью 43,8 МВт,  строительство Тургусунской ГЭС-3 мощностью 120 МВт.

"Дополнительно сообщаем, что холдингом приняты все корпоративные решения о выпуске девятой облигационной программы на сумму Т1,5 трлн и зарегистрированы в уполномоченном органе. Облигации первого выпуска в пределах девятой облигационной программы на сумму Т250 млрд включены в официальный список биржи. Учитывая вышеизложенные факторы, холдинг просит проработать возможность внесения изменений в протокол с учетом предложенных инициатив",  предлагалось в документе "Байтерека", опубликованном КазТАГ.

Если проанализировать заявленные в документе энергетические проекты, то можно сделать вывод, что некоторые из них сейчас находятся на рассмотрении Банка развития Казахстана (БРК), входящего в "Байтерек". Это можно увидеть из раздела сайта банковского института под названием "проекты на рассмотрении" по этой ссылке.

Хотя, к примеру, такой проект, как модернизация алматинской ТЭЦ-2 уже представлен в разделе "Проекты на финансировании" сайта БРК как финансируемый на 117 млрд тенге из 435,8 млрд тенге общего бюджета проекта (остальное софинансирование было предоставлено ЕБРР и АБР)  эти заемные деньги заявлены как уже предоставленные в долг "дочке" "Самрук-Энерго"  компании "Алматинские электрические станции" в этом году. Той же электроэнергетической нацкомпании может перепасть долговое финансирование на реконструкцию алматинской ТЭЦ-3, который еще рассматривается в БРК на этапе "индикативный анализ", как, впрочем, и проект "Самрук-Казына" по строительству парогазовой установки (ПГУ) с маневренным режимом генерации общей мощностью до 1000 МВт.

Как известно, эти проекты в прошлом году выиграли аукционы на выплаты с рынка мощности, то есть в случае их возведения они будут получать деньги, собираемые из платы за мощность по всей стране через тариф на электричество для населения, в течение 15 лет. То есть можно предположить, что если они действительно будут включены в пакет финансирования в 1,5 трлн пенсионных тенге от ЕНПФ, то погашение долгов может быть растянуто именно на этот период, а если реализация этих энергетических проектов затянется, что не является чем-то необычным в Казахстане, то, возможно, и на больший срок. Хотя есть вероятность, что возвратность заемных средств на эти проекты будет обеспечена быстрее еще и повышенными тарифами этих станций на отпускаемое электричество, которые будут сглаживаться за счет усредняемой цены продажи электроэнергии от единого закупщика в лице расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго, если, правда, его деятельность продолжится в ближайшие годы, что вовсе не гарантировано, учитывая критику, которой он подвергается в последнее время.   

Напомним, что проект ПГУ "Самрук-Казына" в Туркестанской области уже отстает от первоначально намеченных сроков. Вспоминая прецедент строительства четырех котлов в первой очереди столичной ТЭЦ-3 за дюжину лет, невольно начинаешь задумываться, насколько будущая инфляция и падение курса тенге повлияют на отдачу вложенных в эти проекты денег и смогут ли они реально отбиться для кредиторов через механизм рынка мощности и/или закупочные тарифы от единого закупщика.

Однако с учетом износа казахстанских ТЭЦ и необходимости наращивания газовой генерации для быстрого маневрирования энергосистемы, где накапливаются риски нестабильных и постоянно растущих в номинальной мощности ВИЭ, стоит отметить, что финансирование проектов строительства электростанций или теплоэлектроцентралей на газе является все-таки правильным решением, даже если это будет осуществляться за счет суверенных денег БРК или тех же пенсионных накоплений. Понятно, что, скорее всего, эти долги будут погашаться за счет тарифа на электричество, то есть сами же налогоплательщики будут платить за кредиты, выданные из общенародных источников, притом что посреднику в виде "Байтерека" или "Самрук-Казына" будет оставаться комиссия на содержание, нужен ли он вообще  это другой вопрос.

Но зато, по крайней мере, людям в будущем будет продолжать обеспечиваться свет и тепло, пусть и по более дорогим расценкам. Казалось бы, такую практику обновления и строительства ТЭЦ и электростанций за счет льготных кредитов или пенсионных накоплений стоило бы в целом расширить на всю страну, как это предлагалось сделать общественниками, ведь во многих городах остается долгоиграющей проблема изношенности теплоэлектроцентралей. Однако, судя по опубликованному КазТАГ списку проектов, в этой ситуации могут возобладать частные интересы сверхбогатых людей, которые хотят еще больше заработать на нестабильной и дорогой выработке электричества ВИЭ.

Так, к примеру, в списке сообщения КазТАГ упомянут проект строительства ветровой электростанции (ВЭС) на 150 МВт под названием "Хромтау-1" в Актюбинской области. Судя по сайту БРК, этот проект, находящийся на этапе "банковская экспертиза", был заново представлен ему на рассмотрение со стороны уже Казахстанского электролизного завода, входящего в Евразийскую группу, где одним из держателей акций является израильский гражданин Александр Машкевич, считающийся очень обеспеченным человеком, как и его официальные и негласные партнеры.

Кстати, в июле inbusiness.kz задавался вопросом о том, почему Евразийская группа и ее основные акционеры, в том числе казахстанское правительство (40% акций), предпочитают профинансировать этот проект ВЭС за счет сравнительно дешевого кредитования БРК, а не реинвестировать свою немалую прибыль. К слову, в прошлом году Eurasian Resources Group получила чистый доход на 949 млн долларов, в 2021 году этот показатель составлял 2,2 млрд долларов. 

Если этот ветряной проект "Хромтау-1", чье строительство уже было официально запущено и планируется завершить в следующем году, действительно будет профинансирован за счет денег БРК или еще и с полученных из ЕНПФ средств, как это можно логически вывести из сообщения КазТАГ, то вполне возможно, что выплаты по нему будут растянуты на многие годы, ведь реальная выработка возобновляемых источников энергии (ВИЭ) де-факто достигает 30-50% от заявленной мощности, она очень нестабильна и зависит во многом от погоды и климата. В случае же если по нему есть или будет контракт на выплаты со стороны расчетно-финансового центра при минэнерго, то там субсидирование ВИЭ через их дорогие тарифы за счет конечных потребителей растягивается на 20 лет, причем с привязкой к валютной индексации. Так что ждать погашения этого кредита можно будет достаточно долго.

Отметим также, что в последнее время некоторые проекты ВИЭ на Западе оказались под угрозой из-за повышения процентных ставок, удорожания ветряного оборудования и отказа от их прямого субсидирования, что также предполагает дополнительные риски для такого рода "зеленых" проектов в будущем. Не исключено, что лет через пять надбавка на ВИЭ вырастет с нынешнего уровня в два тенге в несколько раз и в какой-то момент потребители не смогут ее оплачивать в постоянно растущих тарифах на электричество, что приведет к неустойке, а значит, выплата кредитов по таким проектам может просто прекратиться, здесь могут даже не помочь гарантии государства.

Кроме того, в списке проектов, опубликованных КазТАГ в связи с предстоящим освоением денег со стороны "Байтерека" и компаний "Самрук-Казына", значится строительство гидроэлектростанций Тургусунской ГЭС-2 и ГЭС-3. Ранее inbusiness.kz писал о вызовах реализации проекта Тургусунской ГЭС-1, которую связывали с экс-акимом ВКО Даниалом Ахметовым, чье строительство затянулось на годы и где наблюдались трудности с выплатой долгов подрядчиков. Как широко известно, проекты ГЭС обычно бывают сложными в реализации, несут большое количество технических, экологических и социальных рисков и не всегда получают адекватные тарифы в качестве ВИЭ.

Иллюстративное фото

Читайте по теме:

Halyk Finance: Использование средств ЕНПФ – попытка финансировать правительственные затраты без парламентского контроля

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться