Стратегия-2050 новости - все новости на Atameken Business | Inbusiness
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 KASE 2 387,22 Hang Seng 30 066,07 Пшеница 465,40
$ 377.11 € 424.21 ₽ 5.91
Погода:
+2Астана
+8Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 KASE 2 387,22
Hang Seng 30 066,07 Пшеница 465,40
2020 достигнуто, впереди - 2025

2020 достигнуто, впереди - 2025

Тимур Сулейменов представил проект стратегии развития страны до 2025 года.

2020 достигнуто, впереди - 2025, Тимур Сулейменов, МНЭ РК, Стратегия-2050, ВВП

Фото: Мария Матвиенко

7726 27 Ноябрь 2017 19:42 Автор: Жанболат Мамышев

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов представил проект стратегического плана развития Казахстана до 2025 года в ходе открытого диалога с представителями экспертного сообщества на площадке abctv.kz.

«Это, наверное, первый документ такого калибра, который разрабатывался с прямым участием экспертного сообщества. Мы находимся на завершающей стадии подготовки документа, если говорить о процедурах. Планируем вынести его на заседание правительства, затем в случае одобрения представить его главе государства для рассмотрения и одобрения указом главы государства. Это документ первого уровня, то есть самый главный у нас документ –  «Стратегия-2050», из которой проистекают проекты стратегического плана на 10 лет», – сказал он, уточнив, что нужна и новая стратегия, и планы по ее достижению.

Г-н Сулейменов напомнил, что стратегия развития страны до 2020 года носила больше антикризисный характер в связи со временем ее подготовки.

«Потому что он (план развития РК до 2020 года. – Прим. автора) разрабатывался в конце 2000-х годов, когда мы вступили в первый, наверное, кризисный период, и носил такой явно выраженный антикризисный, сугубо экономический характер. Все социально-экономические результаты, которые мы закладывали в стратегплане-2020, мы достигли, поэтому необходимо разрабатывать новый», – отметил Тимур Сулейменов.

С 2009 по 2016 год рост экономики, по подсчетам МНЭ, составил 36,5%, а ВВП на душу населения в 2017 году достиг 26 тысяч долларов (по паритету покупательной способности. Валовая добавленная стоимость малого и среднего бизнеса увеличилась до 26,8% в 2016 году по сравнению с 20,6% в 2010 году. За этот период сохранено 257 тысяч рабочих мест, создана 81 тысяча рабочих мест. Ожидаемая продолжительность жизни выросла до 72,3 года в 2016 году по сравнению с 69,3 года в 2009 году, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась до 2,6% в 2016 году с 8,2% в 2009 году.

При разработке нового плана было учтено 100 глобальных трендов, вплоть до искусственного интеллекта и других. На основании этих трендов было разработано несколько сценариев: позитивный, негативный и базовый.

«Позитивный – это когда продолжается технологическое развитие. С геополитической точки зрения все возвращается на круги своя, происходит разрядка, бум и технологий, и торговли, и экономического обмена. Другой сценарий – когда протекционистский вектор преобладает. При этом технологии никуда не деваются, но торговля, передвижение людей и ресурсов замедляются. Это для нас был негативный, или консервативный, сценарий, – сказал г-н Сулейменов. – И базовый – это когда более или менее сохраняется статус-кво, но при этом техническое, технологическое развитие продолжает свой поступательный рост. Для нас он является базовым. То есть под него была разработана экономическая макромодель и под него были сделаны наши расчеты».

После этого разработчики провели диагностику местонахождения Казахстана среди этих трендов.

«Повторюсь, не только как экономика, то есть ВВП на душу населения, расходы на образование, медицину и так далее, а полноценную, комплексную социально-экономическую диагностику и анализ нашего состояния на здесь и сейчас. После этого уже начали думать о том, чего и как нам достигать к 2025 году, потому что ключевые показатели в проекте «Стратегии-2050» уже заложены», – сказал министр.

Фокус в новом проекте стратегии будет сделан на росте производительности и «сложности» экономики, развитии компетенции людей, вовлечении частного капитала, ориентации на экспорт и раскрытии потенциала регионов.

В случае исполнения проекта «Стратегии-2025» ожидается снижение инфляции до уровня ниже 4% и удержание ее в этих параметрах. Также прогнозируется рост ссудного портфеля в национальной валюте до 50% ВВП. Рост производительности труда составит 4,7% ежегодно до 2025 года включительно, рост ВВП на душу населения достигнет 46,1 тысячи долларов (по паритету покупательной способности) по сравнению с 26 тысячами долларов в 2016 году.

Инвестиции в основной капитал возрастут до 19,4% ВВП в 2025 году с 16,4% в 2016 году. По индексу эффективности логистики Казахстан поднимется на 38-е место в 2025 году с 77-го места в 2016 году. Доля несырьевого экспорта товаров и услуг в общем объеме экспорта возрастет до 50% в 2025 году с 44,6% в 2016 году. Доля ненефтяного дефицита бюджета снизится до 6% в 2025 году с 9% в 2016 году. Доля малого и среднего бизнеса увеличится до 35% в 2025 году с 26,8% в 2016 году. По индексу цифровизации (индекс развития ИКТ ООН) Казахстан, как предполагают разработчики, займет 25-е место в 2025 году (52-е место в 2016 году).

В рамках нового проекта стратегии до 2025 года предлагается осуществить семь системных реформ. Они включают в себя приоритеты и задачи по основным направлениям преобразований, а также конкретные меры – инициативы по реализации таких преобразований.

Первой реформой является «Новый человеческий капитал». Реформа направлена на развитие человеческого капитала для устойчивого роста и обеспечения текущих и будущих потребностей экономики в кадрах за счет повышения уровня их подготовки, переориентации системы образования на непрерывность обучения на протяжении всей жизни и повышение качества образования и педагогических кадров, управления процессами эффективного распределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами. Он позволит перейти «от количества к качеству».

В результате реализации реформы, как предполагают разработчики, система образования станет эффективным поставщиком трудовых ресурсов всех уровней квалификаций, улучшатся показатели качества образования. В том числе реформа позволит обеспечить трудоустройство достаточного количества квалифицированных кадров, генерирующих ускоренный экономический рост, благодаря растущей производительности труда.

«Мы должны ориентироваться на новое качество экономики. Не только расширение добычи, будь то природных ресурсов, расширение производства тех или иных товаров, автомобилей или тракторов, но и на качество, потому что наше географическое расположение, дисперсность расположения производительных сил по территории нашей страны и в целом малое население, наверное, не позволяет нам полноценно развиваться и выйти в «лигу 30», опираясь только на внутренний рынок», – отметил глава МНЭ.

Второй реформой станет «технологическая экономика», то есть всесторонняя и глубокая технологическая модернизация базовых отраслей.

«Нельзя ни в коем случае пренебрегать тем, что нам дано природой, климатом, и мы должны научиться использовать это более полноценно, более качественно и таким образом создавать основу для третьего фактора», – выразил мнение Тимур Сулейменов.

Технологическое обновление и цифровизация будут направлены на увеличение производительности существующих отраслей и экономики в целом, а также на повышение ее сложности. Ожидаемый результат – снижение затрат, рост объемов производства товаров и услуг, диверсификация отраслей и рост числа высокопроизводительных рабочих мест.

Задачи, которые будут реализованы в рамках второй реформы: развитие технологий будущего, «цифровых людей», инфраструктуры и устранение барьеров для цифровизации, привлечение технологичных высокопроизводительных компаний, стимулирование инноваций, развитие системы научных исследований. Ожидаемый эффект реформы – темпы роста ВВП на уровне 4,5-5% с 2025 года, причем 1,7-2,2% будут достигнуты благодаря цифровизации.

В результате этого все отрасли, в особенности несырьевые, смогут снизить себестоимость, повысить качество и конкурентоспособность продуктов и услуг на внешнем и внутреннем рынках, высвободить ресурсы для увеличения объемов производства. Доход от продажи интеллектуальной собственности будет постепенно увеличиваться – до 25% к 2025 году.

Третьей реформой станет «Конкуренция и конкурентоспособный бизнес». Реформа направлена на активизацию частного сектора за счет развития конкурентной среды и экспортного потенциала. Путем приватизации и ликвидации неэффективных государственных компаний, а также путем передачи в частный сектор отдельных видов услуг в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) будет сокращена роль государства и монополий. Будут снижены барьеры для бизнеса и приняты меры для роста средних предприятий, упрощены процедуры закрытия, сокращена прямая финансовая поддержка. Особое внимание будет уделено повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг за счет приведения стандартов качества в соответствие со стандартами стран-импортеров, повышения операционной эффективности предприятий и поддержки в продвижении экспорта.

Четвертой реформой станет «Правовое государство и противодействие коррупции». Она направлена на создание благоприятного социально-экономического климата за счет соблюдения законов, предотвращения коррупции и развития правовой культуры. Важнейшей задачей этой реформы, полагают разработчики, является приведение судебной системы к международным стандартам, обеспечение гарантий прав собственности, повышение уровня стабильности законодательства, воспитание правовой грамотности граждан. Предупреждение первопричин возникновения коррупции будет достигнуто за счет оптимизации и цифровизации процессов, снижения человеческого фактора, внедрения прозрачных процедур закупок.

Пятой реформой станут «Сильные регионы и урбанизация». Она должна сократить социально-экономический разрыв между регионами при обеспечении базового уровня качества жизни.

Развитие будет достигаться за счет делегирования большего числа экономических полномочий в регионы, повышения степени ответственности региональных руководителей и совершенствования механизмов стимулирования бизнеса и привлечения инвестиций на региональном уровне. Урбанизация будет происходить не только на уровне агломераций, но и средних городов с экономическим потенциалом. Развитие социальной и транспортной инфраструктуры, поддержка бизнеса и распространение передовых практик образования обеспечат базовые условия для жизни и работы по всей стране.

Шестой реформой будет «Модернизация общественного сознания». Она направлена на становление «единой нации сильных и преданных стране людей», что включает в себя воспитание ответственности за свое будущее и будущее Казахстана, повышение личной конкурентоспособности и прагматизма граждан. Особое внимание уделено развитию национальной культуры и предотвращению экстремизма.

Седьмой реформой будет «Государственный сектор как лидер изменений». Реформа направлена на повышение роли центральных и местных, государственных органов и организаций, как агентов перемен в стране.

«Важно переосмыслить роль государства, повысить производительность государственного аппарата за счет цифровизации процессов и баз данных. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из крупнейших задач правительства, которое должно управлять государством на уровне успешных частных корпораций», – отмечается в документе.

Также проект стратегии предлагает семь приоритетных политик по ее реализации. Приоритетные политики реализации – это принципы и задачи, реализация которых осуществляется в рамках государственных программ и планов в период до 2025 года.

Первой «политикой» заявляется макроэкономическая политика, ориентированная на устойчивость бюджета и снижение ненефтяного дефицита, обеспечение гибкости денежно-кредитной политики и координацию с финансовой и структурной политикой. Основным результатом реализации этого направления станет обеспечение макроэкономической стабильности.

Второй «политикой» станет конкурентоспособность отраслей экономики. Она направлена на поддержание качественного роста существующих отраслей за счет укрепления позиций базовых отраслей на мировых рынках, повышения их операционной эффективности и углубления переработки; вывод на региональный рынок новых продуктов и услуг путем развития новых компетенций и адаптации технологий; дополнительного увеличения конкурентоспособности секторов экономики за счет снижения стоимости и увеличения качества продуктов и услуг.

Третья «политика», развитие финансового рынка, ориентирована на построение эффективной цепочки финансирования, инвестирования и увеличения объемов денежных средств в экономике, что включает в себя повышение финансовой устойчивости банковского сектора и кредитования экономики, развитие альтернативных источников финансирования, обеспечение доступного средне- и долгосрочного фондирования, развитие международного финансового центра и повышение финансовой грамотности населения.

Четвертая «политика», по активному привлечению частных инвестиций в экономику, будет ориентирована на привлечение и удержание инвестиций за счет улучшения инвестиционного климата в стране, усиления защиты прав инвесторов, активизации мер по их привлечению, а также улучшения инфраструктуры по работе с инвесторами.

Пятая «политика», повышение качества жизни, ориентирована на обеспечение базового уровня жизни людей за счет улучшения здоровья населения, оптимизации систем социального обеспечения и страхования, модернизации системы пенсионного обеспечения и повышения доступности жилья.

Шестая «политика», в области «зеленой» экономики и охраны окружающей среды, направлена на обеспечение экологической безопасности и устойчивости развития для роста уровня жизни населения; развитие альтернативных источников энергии; повышение качества водных и земельных ресурсов Казахстана; улучшение качества воздуха; развитие безотходной экономики и сохранение биологического разнообразия. Важным направлением остается повышение энергоэффективности и энергосбережения, а также внедрение принципов «зеленого» финансирования, что позволит сократить энергоемкость ВВП.

Седьмая, проактивная внешнеэкономическая «политика», направлена на создание наиболее благоприятных экономических условий для Казахстана путем его эффективного участия в международных интеграционных процессах, проектах интеграции в мировую экономику и усиление позиций страны на внешних рынках. Продолжится тесное сотрудничество Казахстана, как позитивного участника международных политических, социальных и экономических процессов, с международными институтами.

Жанболат Мамышев​

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK