/img/tv1.svg
RU KZ
2020 достигнуто, впереди - 2025

2020 достигнуто, впереди - 2025

Тимур Сулейменов представил проект стратегии развития страны до 2025 года.

19:42 27 Ноябрь 2017 8641

2020 достигнуто, впереди - 2025

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: Мария Матвиенко

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов представил проект стратегического плана развития Казахстана до 2025 года в ходе открытого диалога с представителями экспертного сообщества на площадке abctv.kz.

«Это, наверное, первый документ такого калибра, который разрабатывался с прямым участием экспертного сообщества. Мы находимся на завершающей стадии подготовки документа, если говорить о процедурах. Планируем вынести его на заседание правительства, затем в случае одобрения представить его главе государства для рассмотрения и одобрения указом главы государства. Это документ первого уровня, то есть самый главный у нас документ –  «Стратегия-2050», из которой проистекают проекты стратегического плана на 10 лет», – сказал он, уточнив, что нужна и новая стратегия, и планы по ее достижению.

Г-н Сулейменов напомнил, что стратегия развития страны до 2020 года носила больше антикризисный характер в связи со временем ее подготовки.

«Потому что он (план развития РК до 2020 года. – Прим. автора) разрабатывался в конце 2000-х годов, когда мы вступили в первый, наверное, кризисный период, и носил такой явно выраженный антикризисный, сугубо экономический характер. Все социально-экономические результаты, которые мы закладывали в стратегплане-2020, мы достигли, поэтому необходимо разрабатывать новый», – отметил Тимур Сулейменов.

С 2009 по 2016 год рост экономики, по подсчетам МНЭ, составил 36,5%, а ВВП на душу населения в 2017 году достиг 26 тысяч долларов (по паритету покупательной способности. Валовая добавленная стоимость малого и среднего бизнеса увеличилась до 26,8% в 2016 году по сравнению с 20,6% в 2010 году. За этот период сохранено 257 тысяч рабочих мест, создана 81 тысяча рабочих мест. Ожидаемая продолжительность жизни выросла до 72,3 года в 2016 году по сравнению с 69,3 года в 2009 году, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась до 2,6% в 2016 году с 8,2% в 2009 году.

При разработке нового плана было учтено 100 глобальных трендов, вплоть до искусственного интеллекта и других. На основании этих трендов было разработано несколько сценариев: позитивный, негативный и базовый.

«Позитивный – это когда продолжается технологическое развитие. С геополитической точки зрения все возвращается на круги своя, происходит разрядка, бум и технологий, и торговли, и экономического обмена. Другой сценарий – когда протекционистский вектор преобладает. При этом технологии никуда не деваются, но торговля, передвижение людей и ресурсов замедляются. Это для нас был негативный, или консервативный, сценарий, – сказал г-н Сулейменов. – И базовый – это когда более или менее сохраняется статус-кво, но при этом техническое, технологическое развитие продолжает свой поступательный рост. Для нас он является базовым. То есть под него была разработана экономическая макромодель и под него были сделаны наши расчеты».

После этого разработчики провели диагностику местонахождения Казахстана среди этих трендов.

«Повторюсь, не только как экономика, то есть ВВП на душу населения, расходы на образование, медицину и так далее, а полноценную, комплексную социально-экономическую диагностику и анализ нашего состояния на здесь и сейчас. После этого уже начали думать о том, чего и как нам достигать к 2025 году, потому что ключевые показатели в проекте «Стратегии-2050» уже заложены», – сказал министр.

Фокус в новом проекте стратегии будет сделан на росте производительности и «сложности» экономики, развитии компетенции людей, вовлечении частного капитала, ориентации на экспорт и раскрытии потенциала регионов.

В случае исполнения проекта «Стратегии-2025» ожидается снижение инфляции до уровня ниже 4% и удержание ее в этих параметрах. Также прогнозируется рост ссудного портфеля в национальной валюте до 50% ВВП. Рост производительности труда составит 4,7% ежегодно до 2025 года включительно, рост ВВП на душу населения достигнет 46,1 тысячи долларов (по паритету покупательной способности) по сравнению с 26 тысячами долларов в 2016 году.

Инвестиции в основной капитал возрастут до 19,4% ВВП в 2025 году с 16,4% в 2016 году. По индексу эффективности логистики Казахстан поднимется на 38-е место в 2025 году с 77-го места в 2016 году. Доля несырьевого экспорта товаров и услуг в общем объеме экспорта возрастет до 50% в 2025 году с 44,6% в 2016 году. Доля ненефтяного дефицита бюджета снизится до 6% в 2025 году с 9% в 2016 году. Доля малого и среднего бизнеса увеличится до 35% в 2025 году с 26,8% в 2016 году. По индексу цифровизации (индекс развития ИКТ ООН) Казахстан, как предполагают разработчики, займет 25-е место в 2025 году (52-е место в 2016 году).

В рамках нового проекта стратегии до 2025 года предлагается осуществить семь системных реформ. Они включают в себя приоритеты и задачи по основным направлениям преобразований, а также конкретные меры – инициативы по реализации таких преобразований.

Первой реформой является «Новый человеческий капитал». Реформа направлена на развитие человеческого капитала для устойчивого роста и обеспечения текущих и будущих потребностей экономики в кадрах за счет повышения уровня их подготовки, переориентации системы образования на непрерывность обучения на протяжении всей жизни и повышение качества образования и педагогических кадров, управления процессами эффективного распределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами. Он позволит перейти «от количества к качеству».

В результате реализации реформы, как предполагают разработчики, система образования станет эффективным поставщиком трудовых ресурсов всех уровней квалификаций, улучшатся показатели качества образования. В том числе реформа позволит обеспечить трудоустройство достаточного количества квалифицированных кадров, генерирующих ускоренный экономический рост, благодаря растущей производительности труда.

«Мы должны ориентироваться на новое качество экономики. Не только расширение добычи, будь то природных ресурсов, расширение производства тех или иных товаров, автомобилей или тракторов, но и на качество, потому что наше географическое расположение, дисперсность расположения производительных сил по территории нашей страны и в целом малое население, наверное, не позволяет нам полноценно развиваться и выйти в «лигу 30», опираясь только на внутренний рынок», – отметил глава МНЭ.

Второй реформой станет «технологическая экономика», то есть всесторонняя и глубокая технологическая модернизация базовых отраслей.

«Нельзя ни в коем случае пренебрегать тем, что нам дано природой, климатом, и мы должны научиться использовать это более полноценно, более качественно и таким образом создавать основу для третьего фактора», – выразил мнение Тимур Сулейменов.

Технологическое обновление и цифровизация будут направлены на увеличение производительности существующих отраслей и экономики в целом, а также на повышение ее сложности. Ожидаемый результат – снижение затрат, рост объемов производства товаров и услуг, диверсификация отраслей и рост числа высокопроизводительных рабочих мест.

Задачи, которые будут реализованы в рамках второй реформы: развитие технологий будущего, «цифровых людей», инфраструктуры и устранение барьеров для цифровизации, привлечение технологичных высокопроизводительных компаний, стимулирование инноваций, развитие системы научных исследований. Ожидаемый эффект реформы – темпы роста ВВП на уровне 4,5-5% с 2025 года, причем 1,7-2,2% будут достигнуты благодаря цифровизации.

В результате этого все отрасли, в особенности несырьевые, смогут снизить себестоимость, повысить качество и конкурентоспособность продуктов и услуг на внешнем и внутреннем рынках, высвободить ресурсы для увеличения объемов производства. Доход от продажи интеллектуальной собственности будет постепенно увеличиваться – до 25% к 2025 году.

Третьей реформой станет «Конкуренция и конкурентоспособный бизнес». Реформа направлена на активизацию частного сектора за счет развития конкурентной среды и экспортного потенциала. Путем приватизации и ликвидации неэффективных государственных компаний, а также путем передачи в частный сектор отдельных видов услуг в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) будет сокращена роль государства и монополий. Будут снижены барьеры для бизнеса и приняты меры для роста средних предприятий, упрощены процедуры закрытия, сокращена прямая финансовая поддержка. Особое внимание будет уделено повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг за счет приведения стандартов качества в соответствие со стандартами стран-импортеров, повышения операционной эффективности предприятий и поддержки в продвижении экспорта.

Четвертой реформой станет «Правовое государство и противодействие коррупции». Она направлена на создание благоприятного социально-экономического климата за счет соблюдения законов, предотвращения коррупции и развития правовой культуры. Важнейшей задачей этой реформы, полагают разработчики, является приведение судебной системы к международным стандартам, обеспечение гарантий прав собственности, повышение уровня стабильности законодательства, воспитание правовой грамотности граждан. Предупреждение первопричин возникновения коррупции будет достигнуто за счет оптимизации и цифровизации процессов, снижения человеческого фактора, внедрения прозрачных процедур закупок.

Пятой реформой станут «Сильные регионы и урбанизация». Она должна сократить социально-экономический разрыв между регионами при обеспечении базового уровня качества жизни.

Развитие будет достигаться за счет делегирования большего числа экономических полномочий в регионы, повышения степени ответственности региональных руководителей и совершенствования механизмов стимулирования бизнеса и привлечения инвестиций на региональном уровне. Урбанизация будет происходить не только на уровне агломераций, но и средних городов с экономическим потенциалом. Развитие социальной и транспортной инфраструктуры, поддержка бизнеса и распространение передовых практик образования обеспечат базовые условия для жизни и работы по всей стране.

Шестой реформой будет «Модернизация общественного сознания». Она направлена на становление «единой нации сильных и преданных стране людей», что включает в себя воспитание ответственности за свое будущее и будущее Казахстана, повышение личной конкурентоспособности и прагматизма граждан. Особое внимание уделено развитию национальной культуры и предотвращению экстремизма.

Седьмой реформой будет «Государственный сектор как лидер изменений». Реформа направлена на повышение роли центральных и местных, государственных органов и организаций, как агентов перемен в стране.

«Важно переосмыслить роль государства, повысить производительность государственного аппарата за счет цифровизации процессов и баз данных. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из крупнейших задач правительства, которое должно управлять государством на уровне успешных частных корпораций», – отмечается в документе.

Также проект стратегии предлагает семь приоритетных политик по ее реализации. Приоритетные политики реализации – это принципы и задачи, реализация которых осуществляется в рамках государственных программ и планов в период до 2025 года.

Первой «политикой» заявляется макроэкономическая политика, ориентированная на устойчивость бюджета и снижение ненефтяного дефицита, обеспечение гибкости денежно-кредитной политики и координацию с финансовой и структурной политикой. Основным результатом реализации этого направления станет обеспечение макроэкономической стабильности.

Второй «политикой» станет конкурентоспособность отраслей экономики. Она направлена на поддержание качественного роста существующих отраслей за счет укрепления позиций базовых отраслей на мировых рынках, повышения их операционной эффективности и углубления переработки; вывод на региональный рынок новых продуктов и услуг путем развития новых компетенций и адаптации технологий; дополнительного увеличения конкурентоспособности секторов экономики за счет снижения стоимости и увеличения качества продуктов и услуг.

Третья «политика», развитие финансового рынка, ориентирована на построение эффективной цепочки финансирования, инвестирования и увеличения объемов денежных средств в экономике, что включает в себя повышение финансовой устойчивости банковского сектора и кредитования экономики, развитие альтернативных источников финансирования, обеспечение доступного средне- и долгосрочного фондирования, развитие международного финансового центра и повышение финансовой грамотности населения.

Четвертая «политика», по активному привлечению частных инвестиций в экономику, будет ориентирована на привлечение и удержание инвестиций за счет улучшения инвестиционного климата в стране, усиления защиты прав инвесторов, активизации мер по их привлечению, а также улучшения инфраструктуры по работе с инвесторами.

Пятая «политика», повышение качества жизни, ориентирована на обеспечение базового уровня жизни людей за счет улучшения здоровья населения, оптимизации систем социального обеспечения и страхования, модернизации системы пенсионного обеспечения и повышения доступности жилья.

Шестая «политика», в области «зеленой» экономики и охраны окружающей среды, направлена на обеспечение экологической безопасности и устойчивости развития для роста уровня жизни населения; развитие альтернативных источников энергии; повышение качества водных и земельных ресурсов Казахстана; улучшение качества воздуха; развитие безотходной экономики и сохранение биологического разнообразия. Важным направлением остается повышение энергоэффективности и энергосбережения, а также внедрение принципов «зеленого» финансирования, что позволит сократить энергоемкость ВВП.

Седьмая, проактивная внешнеэкономическая «политика», направлена на создание наиболее благоприятных экономических условий для Казахстана путем его эффективного участия в международных интеграционных процессах, проектах интеграции в мировую экономику и усиление позиций страны на внешних рынках. Продолжится тесное сотрудничество Казахстана, как позитивного участника международных политических, социальных и экономических процессов, с международными институтами.

Жанболат Мамышев​

Кабмин заарканит квазигосдолг

Размер расширенного госдолга, включая обязательства нацкомпаний, приблизился к $55,5 млрд, что сопоставимо с валютными активами Нацфонда.

18 Июнь 2018 17:09 6763

Правительство решило зарегулировать долговой аппетит квазигоссектора, который уже набрал больше, чем центральные органы власти. И в планах правительства снизить объем соответствующих обязательств. Для управления внешним долгом в текущем году будут определены объемы внешнего долга, подчеркнул на отчетной встрече министр национальной экономики (МНЭ) Тимур Сулейменов.

Нацкомпаниям подрежут долговые крылья

«Мы впервые определяем, четко регламентируем и контролируем объемы долга квазигосударственного сектора. Также пересмотрим лимиты долга местных исполнительных органов», – отметил он в понедельник, 18 июня.

За последние три года внешний долг Казахстана увеличился на 6%, или 10 млрд долларов, за счет роста заимствований как государства, так и подконтрольных ему организаций, а также внутригруппового финансирования. Внешние обязательства частного финансового сектора сократились на 4 млрд долларов, или 56%, подсчитал Национальный банк Казахстана.

На начало 2018 года совокупные обязательства страны составили 168 млрд долларов, подсчитал регулятор. По информации монетарных властей, в структуре внешнего долга 62% приходится на межфирменную задолженность, которая в основном состоит из долга филиалов иностранных компаний, реализующих нефтегазовые проекты на территории Казахстана. Внешний долг государственного сектора занимает 8%, организаций, контролируемых государством, – 16%, частного сектора – 14%.

По словам Сулейменова, госдолг страны находится «на очень сбалансированном уровне – 25 процентов к ВВП».

«Здесь сидит чисто государственный долг. Это низкий показатель, и он вполне вписывается во все фискальные правила. Что касается долга квазигосударственного сектора, он достаточно высок и составляет 27 процентов от ВВП», – подчеркнул глава МНЭ.

По его словам, правительство намерено снизить уровень долга нацхолдингов до 25,1%.

«Государственный долг, то есть долг правительства, Национального банка и местных исполнительных органов, контролировался нами всегда. По нему ведется мониторинг, контроль, полностью отчетность. По долгу квазигосударственного сектора глава государства в прошлом году поручил (выстроить систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора. – Авт.), и мы это поручение реализовали в рамках поправок в Бюджетный кодекс», – пояснил глава МНЭ.

Теперь привлечение внешнего долга квазигосударственным сектором будет согласовываться с правительством.

«Они подают заявку, у нас есть специальная межведомственная комиссия на уровне заместителя премьер-министра. Все необходимые госорганы просматривают, есть ли конкретная необходимость привлечения внешнего долга, можно ли профинансировать за счет собственных резервов. Дают свое заключение, потом комиссия согласовывает либо не согласовывает. Комиссия приняла в этом году соответствующее решение», – пояснил алгоритм Тимур Сулейменов.

Мониторинг долга будет осуществлять Министерство финансов. Как сообщил глава Минфина Бахыт Султанов в ходе пленарного заседания сената 11 июня, отвечая на вопрос депутатов, долг группы компаний «Самрук-Казына» составляет 6,1 трлн тенге. До конца текущего года его планируется уменьшить на 8,2%, до 5,6 трлн тенге.

Вице-премьер Казахстана Ерболат Досаев считает, что долг страны находится на безопасном уровне.

«Долг квазигоссектора по прошлому году составил почти 27% к ВВП, суммарно вместе с долгом правительства он составляет 52,3 процента. Рекомендованный уровень – не более 60 процентов от ВВП», – отметил он в ходе пленарного заседания сената 11 июня.

Если смотреть относительные параметры госдолга, то тенденция не радует. В 2017 году размер госдолга практически не претерпел значительных изменений, однако расходы на его обслуживание выросли почти на 20%. Другими словами, каждые два из трех долларов, вырученных от экспорта товаров и услуг из РК, ушли на его обслуживание долговых обязательств.

Долг приемлемый, но не управляемый

Глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова в свою очередь также считает, что валовый внешний долг страны находится в допустимых пределах. При этом имеют место недостатки в управлении госдолгом.

Так, ревизор озвучила сумму неосвоенных средств по внешним займам министерств Казахстана. Из 58 проектов на 4,5 млрд долларов 44 проекта в 2017 году были уже реализованы. Из 13 проектов, находящихся в процессе реализации в настоящее время, по семи сложилось неосвоение в общей сумме 1,7 миллиарда долларов.

«При этом не осуществляется оценка эффективности реализации институциональных проектов на предмет достижения поставленных целей. Также отмечается рост долга местных исполнительных органов на 30 процентов за последний год. Сегодня он составляет 572 миллиарда тенге, из них 77 процентов заимствовано у правительства. С одной стороны, это, конечно, позволяет реализовать регионам важные инфраструктурные и соцпроекты. С другой, здесь тоже нужен более четкий контроль. Прежде всего за внешними займами», – отметила она в ходе совместного заседания палат парламента в минувшую пятницу.

«На наш взгляд, недостатки в управлении долгом во многом обусловлены отсутствием его консолидированного учета. Министерство финансов, Министерство национальной экономики, Нацбанк – все они занимаются этим вопросом разрозненно. Каждое ведомство в пределах своих функций. В соответствии с Бюджетным кодексом, комплексная оценка долга должна проводиться ежегодно, однако она была проведена только один раз – в 2014 году. Возможно, целесообразно вменить это в функции одного госоргана», – предложила председатель Счетного комитета.

Ранее на пленарном заседании сената она обращала внимание на неэффективность значительных объемов средств, направляемых в квазигосударственный сектор. К примеру, до настоящего времени не решен вопрос возврата в бюджет остатков от реализации инвестиционных проектов квазигосударственных компаний.

«На начало этого года на контрольных счетах наличности числилось 74 миллиарда тенге. Из них только половина – средства 2017 года. Наряду с этим Минфин не располагает информацией о суммах депозитов, размещенных субъектами квазигоссектора в банках, а доля поступлений дивидендов и отчислений от них в пересчете к полученному доходу ежегодно сокращается, в прошлом году до шести процентов», – отметила Наталья Годунова.

Расширенный госдолг вырос до размеров Нацфонда

Секретарь комитета по финансам и бюджету сената Ерболат Мукаев поделился мнением о настораживающей устойчивой тенденции роста суммы долга правительства и внешнего долга крупных субъектов квазигосударственного сектора.

«Он превысил 55,5 миллиарда долга и составил 96,2 процента валютных активов Национального фонда. Его уровень практически подошел к предельному значению (100%) и может создать значительные риски финансовой нестабильности страны. Правительство должно усилить мониторинг и контроль за долгом квазигосударственного сектора», – подчеркнул он.

Депутат сената Али Бектаев считает, что по долгу государства не представляется достоверная, более конкретная экспертиза. По его данным, за последние пять лет внешний долг вырос в 5,8 раза.

«Госорганы имеют привычку получать займы международных финансовых институтов на непосредственно возложенные на них работы, проекты и программы, тогда как их можно было реализовать за счет своих средств. 1,7 миллиарда долларов до сих пор не освоены. По 35 проектам на сумму 947 миллионов долларов соглашения о займе были отменены, однако 71,8 миллиона тенге необоснованно выплачены из госбюджета в качестве разовой комиссионной выплаты», – отметил сенатор.

Он отметил, что 47% внешних займов правительства составляют очень дорого обслуживаемые еврооблигации. Только в 2016-2017 годах на их обслуживание было израсходовано более 225 млрд тенге. Это эквивалентно всем расходам на обслуживание долгов, понесенным с 1995 года.

Депутат предлагает пересмотреть новую концепцию бюджетной политики и внести в нее изменения по определению порогового показателя госдолга не более 15% к ВВП, а также предельного порога правительственного долга не более 13%.

Али Бектаев привел пример контракта с Международным банком реконструкции и развития, заключенного 21 августа 2017 года. По нему банк выделяет 67 млн долларов на модернизацию среднего образования страны.

«Основная часть данной программы будет направлена на приобретение мультимедийного оборудования для школ, а шесть миллиардов тенге – на привлечение местных и международных экспертов, на совершенствование знаний школьных учителей, на разработку учебных пособий, мониторинг проекта и на управления проектами», – подытожил сенатор.

Кроме того, были получены иностранные займы на реализацию проекта социального медицинского страхования и стимулирования трудовой квалификации рабочих мест на сумму 111 млрд тенге, а по итогам 2017 года объем налогов, не поступивших в бюджет, превысил 153 млрд тенге.

Туманные заимствования

В свою очередь депутат мажилиса Аманжан Жамалов на совместном заседании палат Парламента обратил внимание на то, что эффект от привлекаемых международных займов нередко «слабо осязаем».

Так, он остановился на внешних займах на проведение исследований и закуп консультационных услуг. Всего с 1995 года по сегодняшний день подписано 13 внешних займов на общую сумму 844 млн долларов, из них пять являются продолжающимися, по которым освоение составило всего 7%.

«Назову лишь четыре из них – займы Международного банка реконструкции и развития на поддержку структурных преобразований в управлении государственным сектором составляют 230 миллионов долларов, по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения РК – 117 миллионов долларов, по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест – 100 миллионов долларов, по социальному медицинскому страхованию – 80 миллионов долларов», – отметил Аманжан Жамалов.

Даже название этих займов и исследований уже предполагает, что эффект от них фактически слабо осязаем, в отличие от инфраструктурных проектов, продолжает он. Так, наглядно показывает мажилисмен, по проекту развития трудовых навыков и стимулирования рабочих мест прямыми результатами за 2017 год являются 34 консультационные услуги и 11 курсов, тренингов, семинаров. Реального обновления национального рынка квалификации в соответствии с потребностями рынка труда не произошло, констатирует Жамалов.

Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 11-е место из 137 стран по показателю «Государственный долг». По сравнению с предыдущим годом рейтинг был улучшен на шесть позиций.

Ботагоз Омар

Правообладание со скидкой

Сельчане могут получить льготы при регистрации недвижимости.

15 Май 2018 16:19 2666

Возможность внедрения льготного периода при оформлении прав на недвижимость для жителей сельской местности предлагает рассмотреть Министерство национальной экономики. Таким образом, предполагается стимулировать граждан быстрее оформить свою недвижимость. И увеличить поступления в местные бюджеты.

С января 2018 года в Казахстане появился четвертый уровень государственного бюджета – это бюджет местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа. В настоящее время он внедрен в 1062 сельских округах с численностью населения свыше двух тысяч человек, а с 1 января 2020 года будет внедрен повсеместно (1381 сельский округ).

Выступая во вторник на заседании правительства, министр национальной экономики Тимур Сулейменов подчеркнул, что введение самостоятельного бюджета позволило расширить финансовые возможности сельских округов и усилить роль местного самоуправления в решение вопросов местного значения путем получения налогов напрямую в свой бюджет. В бюджет сельского округа передано семь видов налоговых поступлений и другие неналоговые поступления, а также 19 направлений расходов. Скорректированный план доходов бюджетов местного самоуправления на 2018 год составляет 113,8 млрд тенге.

Однако есть еще ряд вопросов, которые требуют решения. В частности, это касается регистрации незарегистрированных объектов недвижимости. Министр пояснил, что количество незарегистрированных объектов недвижимости уменьшилось с 88,2 тыс. до 13,6 тыс. Определены и основные причины, почему недвижимость не регистрируется. Это выезд собственника за пределы страны, отсутствие правоустанавливающих документов и отсутствие денег у владельцев (физических лиц) на регистрацию. Между тем, констатировал министр, наличие незарегистрированных объектов недвижимости может привести к недопоступлению налогов в бюджеты сельских округов.

В этой связи он считает необходимым акимам совместно с органами юстиции усилить работу по разъяснению требований законодательства среди населения о необходимости подачи документов на государственную регистрацию прав. Одновременно необходимо принять меры по снижению стоимости услуг за оформление правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.

«В настоящее время при оформлении и государственной регистрации прав на земельный участок расходы заявителя в среднем составляют 26,5 тысячи тенге, включая разработку землеустроительного проекта и установку границ, которые находятся в конкурентной среде. В свою очередь, расходы заявителя на оформление правоустанавливающих документов на жилой дом, не введенный в установленном порядке в эксплуатацию, в среднем составляют 31 тысячу тенге. Сумма включает и изготовление эскизного проекта, которое находится в конкурентной среде. А в сейсмических регионах расходы могут составлять от 50 тысяч тенге.

В этой связи для оказания помощи населению сельской местности предлагаем на переходный период (один-два года) рассмотреть возможность оказания данных услуг на льготных условиях», – предложил Тимур Сулейменов.

Министр финансов Бахыт Султанов в свою очередь проинформировал, что по всем бюджетам четвертого уровня достигнуто перевыполнение доходов. Так, за I квартал текущего года фактические доходы составили 27,7 млрд тенге. Из них налоговые поступления (в связи с перевыполнением от плана на отчетный период на 118,5%) составили 5,2 млрд тенге, неналоговые поступления – 3,1 млрд тенге, в том числе 3 млрд тенге – остатки прошлого года на счетах.

Фактические расходы в общей сумме составили 21,9 млрд тенге, или 98% от плана. Основные виды расходов: дошкольное воспитание и обучение и организация медицинского обслуживания в организациях, освещение улиц в населенных пунктах, поддержка культурно-досуговой работы и другое. План по целевым текущим трансфертам составил 1,2 млрд тенге. Фактические остатки в общей сумме составили 5,7 млрд тенге.

По итогам рассмотрения вопроса премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что этапы развития местного самоуправления определены в утвержденной главой государства концепции развития местного самоуправления до 2020 года, а также дал ряд конкретных поручений.

Министерству национальной экономики на постоянной основе поручено проводить мониторинг и анализ развития местного самоуправления. Министерству финансов необходимо завершить все подготовительные мероприятия по обеспечению полноценного функционирования информационных систем для работы с бюджетом сельских округов. Министерству информации и коммуникаций поручено ускорить работу по интеграции соответствующих информационных систем уполномоченных органов.

Ирина Севостьянова