В тот день в этом городе в огромном вестибюле одной из двух башен Всемирного торгового центра была открыта выставка произведений искусства, ремесел и фотографий "Казахстан в Нью-Йорке". Через 20 лет это место само войдет в анналы истории после трагедии, которая разыгралась в Америке 11 сентября 2001 года и стала потом для многих точкой отсчета новой эры.
"Визитной карточкой" той экспозиции стали яркие и запоминающиеся плакаты работ выдающегося казахстанского графика Евгения Сидоркина. На них под изображением красных батыров на золотом фоне из его серии "Алпамыс" был размещен текст следующего содержания: "Казахстан в Нью-Йорке. Выставка произведений искусства, ремесел и фотографий. Вестибюль второй башни Всемирного торгового центра, 16-20 ноября 1981 года, включая выступление казахстанских исполнителей в 12 часов дня 16 ноября. При спонсорской поддержке Союза обществ дружбы с зарубежными странами СССР и Департамента мировой торговли Управления портов Нью-Йорка и Нью-Джерси".
Сегодня у нашего читателя появляется уникальная возможность в год 30-летия независимости страны перенестись ровно на 40 лет назад и окунуться в неповторимую атмосферу знакового культурного явления, свидетелями которого в ноябре 1981 года стали тысячи нью-йоркцев и гостей этой "столицы мира".
Нашей своеобразной "машиной времени" станет фоторяд из нескольких любительских снимков из личного архива Айдара Шаяхметова, которые сопровождаются его комментариями.
Об этом человеке мы практически ничего не знаем, хотя он был участником и свидетелем многих важных событий, связанных с историей становления Казахстана на международной арене. Айдар Шаяхметов более тридцати лет (1978-2014 годы) проработал в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и ее европейском отделении в Женеве.
Недавно он сам приоткрыл завесу вокруг своего имени. Этим летом в издательстве "Фолиант" в Нур-Султане вышла его книга "Реконструкция смысла. Эссе о Жумабае Шаяхметове". Начав с короткого рассказа о себе, своей семье и профессиональной карьере, Айдар Шаяхметов предпринимает попытку осмысления недавнего прошлого страны через прослеживание судьбы своего деда — Жумабая Шаяхметова, который на протяжении 16 лет находился в руководстве Казахской Советской Социалистической Республики на постах сначала третьего (1938-1939 годы), потом второго (1939—1946 годы) и, наконец, первого (1946-1954 годы) секретаря ЦК Компартии Казахстана.
В этой книге использованы две из предлагаемых читателю фотографий. Остальные публикуются сегодня впервые.
Благодаря аннотациям Айдара Шаяхметова к этим редким снимкам, некоторые из которых были сделаны его коллегой Валерием Зайцевым и которые можно смело относить уже к категории ретро-фотографий, у нас есть возможность увидеть: кто и как представлял культуру и науку республики в 80-е годы прошлого столетия далеко за ее пределами.
Из книги "Реконструкция смысла": "Когда я об этом иногда думаю или когда вижу фотографии не существующих уже башен-близнецов, я вспоминаю другое — светлое и яркое — событие. Оно всплывает в памяти словно из другой жизни, и ему в этому году исполнится 40 лет. Перед взором возникают висевшие в ноябре 1981 года в огромном лобби второй башни Всемирного торгового центра прекрасные плакаты работы известнейшего казахстанского графика Евгения Сидоркина с изображением красных батыров на золотом фоне из его серии "Алпамыс", анонсировавшие развернутую там выставку произведений искусства, ремесел и фотографий "Казахстан в Нью-Йорке". Эта была самая представительная на тот момент выставка в истории культурных взаимоотношений Казахстана и США.
Ее презентация 16 ноября 1981 года сопровождалась дневным концертом мастеров искусств республики. Более "звездной" делегации мне видеть не доводилось. Перед посетителями экспозиции пели Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев, Алибек Днишев, Капаш Кулышева. Танцевали Раушан Байсеитова, Рамазан Бапов, Зарема Кастеева и Гульжан Талпакова. Своим виртуозным исполнением казахских кюев и произведений западной классики поражал домбрист Каршыга Ахмедьяров. Зрители с восторгом принимали игру на кобызе Галины Токтыбаевой. Свои стихи читал Олжас Сулейменов. Вечером того дня мне выпала честь вести эту же программу в ООН, где в концертном зале при библиотеке Дага Хаммаршельда зрители отдали должное таланту этих великих деятелей искусства. Разве можно такое забыть? Тем более остались на память сделанные мною любительские снимки, запечатлевшие тот исторический визит".
Ильяс Омаров
Комментарии Айдара Шаяхметова к публикуемым снимкам:
Представительную делегацию деятелей науки и культуры Казахстана возглавлял Жакен Калиевич Калиев (в центре), председатель президиума Казахского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. На этом снимке с ним рядом профессор Мамыров Нургали Кулшиманович, который в то время занимал пост проректора по научной работе Алма-Атинского института народного хозяйства (слева), и Ермек Бекмухамедович Серкебаев, народный артист СССР. Они стоят у стендов экспозиции, значительную часть которой составляли выполненные с большим мастерством на войлочной основе образы наиболее типичных казахских орнаментов.
Выставка "Казахстан в Нью-Йорке" была развернута стратегически выверенно — в огромном вестибюле второй ("Южной") башни Всемирного торгового центра, где в то время располагались офисы порядка 500 крупных мировых компаний, включая таких финансовых гигантов, как "Саломон бразерс" и "Морган Стенли", а также различных административных органов штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси. Ежедневно через это место проходили тысячи посетителей. В дни работы экспозиции (16-20 ноября 1981 года) многие из них подолгу задерживались у стендов и с интересом знакомились с образцами изобразительного и прикладного искусства неведомой им тогда и далекой республики в составе Советского Союза.
Ермек Серкебаев и Жакен Калиев на фоне кафедральных сводов просторного вестибюля "Южной башни". Кто бы мог допустить тогда мысль о том, что через 20 лет это место станет Ground Zero? Этот термин, первоначально означавший эпицентр ядерного взрыва, после 11 сентября 2001 года вошел во многие языки в совершенно ином значении — как точка отсчета усилий по переформатированию мира под лозунгом борьбы с международным терроризмом.
Мы с коллегой Валерием Зайцевым снимали на пленку Kodak японскими "зеркалками" с фотовспышкой. Проверить качество снимка можно было только после получения фотоотпечатков из ателье. Поэтому так много было брака и упущенных моментов. Кроме того, когда я делал эти далекие от совершенства снимки, испытывая огромное душевное волнение и переполняемый радостью от возможности общения с земляками, я и не предполагал, что годы спустя мне захочется их проаннотировать. К великому сожалению, не все фамилии тех, кто на них запечатлены, я знаю или могу восстановить по памяти по прошествии 40 лет.
На снимке: второй справа — Нургали Мамыров. Первый слева — Камал Саруарович Ормантаев. В те годы он был директором НИИ педиатрии и детской хирургии Мнздрава Казахской ССР и завкафедрой детской хирургии Алма-Атинского государственного медицинского института. Он был одним из немногих в делегации, кто вручил мне свою визитную карточку. Лишний раз убеждаюсь в том, как полезно хранить визитки и иметь под рукой.
Один из номеров дневного концерта, состоявшегося 16 ноября 1981 года. Выступает Алибек Днишев, которому аккомпанирует Галина Токтыбаева. К сожалению, в кадр не полностью попал Валерий Арыстанбеков — кинооператор при делегации. Интересно, сохранилось ли в архивах то, что он снимал в те дни?
Прима казахстанского балета, Рамазан Бапов на этом снимке выступает в необычном для себя амплуа — звукорежиссера. Хотя в делегации Казахстана были собраны лучшие на тот момент творческие силы республики, формат поездки во многом напоминал выезд агитбригады на полевой стан. Было немало импровизации. Надо отметить, что в ту пору главные сцены Америки были доступны лишь для заблаговременно готовившихся на широкую ногу гастролей Большого театра или Кировского балета. Годы спустя наши артисты выступали уже в Карнеги-холле и Линкольн-центре.
С Алибеком Днишевым на фоне казахских орнаментов день открытия выставки во Всемирном торговом центре.
Мне в тот момент было 27, а Алибеку — 30 лет. Недавно он отметил свое 70-летие. Пользуясь случаем, от души поздравляю его со славной датой, высокой государственной наградой и большим успехом, с которым прошел его юбилейный сольный концерт в зале Казахского национального академического театра оперы и балета им. Абая.
Вечером 16 ноября Алибек в числе других наших мастеров выступал в ООН, где в концертном зале при библиотеке Дага Хаммаршельда зрители тепло принимали посланцев Казахстана. Ему аккомпанируют наши домбристы, среди которых выделялся Каршыга Ахмедьяров (слева на фото).
В тот вечер свое высочайшее мастерство продемонстрировала Гульжан Талпакова. Артистизм, пластичная техника и красота национального костюма этой талантливой исполнительницы никого не оставили равнодушными.
Делегации стран — членов ООН очень любят уютный концертный зал при Библиотеке Дага Хаммаршельда, являющейся органичной частью ооновского комплекса на берегу Ист-Ривер, поскольку это очень удобная площадка для организации разного рода культурных программ, рассчитанных на представителей международного сообщества. На этой сцене выступали многие мировые звезды оперы, балета, драматического искусства и кинематографа, а также политики, философы, писатели и поэты.
Почти двадцать лет спустя в мае 2002 года мне довелось организовывать при поддержке Постпредства Казахстана, а потом вести в этом же зале концерт нашей выдающейся пианистки Жании Аубакировой, которая поразила взыскательных слушателей своим исполнением этюдов Рахманинова и ноктюрнов Шопена. Я испытал тогда большую гордость за свою страну.
После концерта в Секретариате ООН был устроен прием для членов делегации, на котором шел оживленный обмен впечатлениями. Ермек Серкебаев и Гульжан Талпакова с Сергеем Парамоновым, старшим дипломатом Постоянного представительства СССР при ООН, который был представителем Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами. Делегацию пригласили по линии этой общественной организации, которая немало делала в те годы для развития культурных связей между Советским Союзом и остальным миром.
Рамазан Бапов и Алибек Днишев с только что обретенными поклонниками их таланта. Для большинства зрителей высочайший уровень исполнительского мастерства наших артистов стал поистине откровением.
А мы с супругой Акмарал были очень рады видеть наших кумиров — Бибигуль Тулегенову и Ермека Серкебаева, с которыми дружили наши родители. Наши великие артисты прекрасно понимали, что предоставленные им тогда площадки не соответствовали их уровню, но виду не подавали, а честно отрабатывали свою программу, осознавая всю значимость своей высокой миссии. Это не могло не вызывать уважения.
В тот вечер у всех, в том числе у Валерия Арыстанбекова, было приподнятое настроение.
Для нас с Акмарал встреча с земляками стала незабываемым событием. Тогда огромные расстояния ощущались очень явно. Информация доходила медленно. По обычной почте. Телефонная связь – из-за дороговизны – была нам практически недоступна. О том, что в Нью-Йорк приезжают видные деятели науки и искусства нашей республики, заранее не сообщалось. Тем приятней был сюрприз.
По всем существующим правилам этот снимок нужно было бы забраковать. Очень надеюсь, что Бибигуль Ахметовна и Олжас Омарович простят меня за то, что у меня просто не поднялась рука сделать это...
Уставшие и не освоившиеся еще с разницей во времени (11 часовых поясов!), они вместе с другими членами делегации возвращаются в гостиницу, отработав за один день два концерта. Едут на очень скромном желтом школьном автобусе, предоставленном Представительством СССР при ООН. Имевшиеся в автопарке Постпредства 2 автолайнера немецкой фирмы MAN, которые были более комфортабельными и презентабельными, в тот момент выполняли ежедневные рейсы по доставке советских загранработников с Манхэттена в Ривердейл, где находился жилой комплекс Постпредства СССР, Украины и Белоруссии и где компактно проживали тогда командированные советские граждане.
В те годы наши знаменитости приезжали выступать, не думая о "райдерах" к контрактам, где можно оговаривать себе особые условия и привилегии в виде обязательного проживания в люксах пятизвездочных отелей и предоставления удлиненных лимузинов для передвижения по городу.
Общий снимок по завершении памятного банкета.
Все представленные здесь фотографии могли бы так и оставаться в моем личном архиве, но после некоторых раздумий я счел более правильным поделиться запечатленными на них моментами, потому что они принадлежат нашей общей истории, в которой все страницы важны…
Из книги "Реконструкция смысла": "Возвращаясь к концерту 1981 года, с улыбкой вспоминаю хороший урок казахского протокола и церемониала, который преподал мне тогда глава представительной делегации Жакен Калиевич Калиев, председатель президиума Казахского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. На состоявшемся после концерта большом приеме в ООН он по-отечески сделал мне выговор: "Айдар, тебе надо было бы всю нашу большую делегацию пригласить к себе домой на бешбармак. Мы, понятное дело, вынуждены были бы отказаться, но зато нам было бы так приятно получить от тебя такое приглашение!". Моя Акмарал, которую я уговорил приехать на концерт и прием с огромным трудом, поскольку ей пришлось оставить подруге грудного ребенка (наша дочка родилась дней за 10 до этого), смотрела на нас широко открытыми глазами".