А вот и свет в конце тоннеля

3051

У четы Сергея и Любови Ена семейный бизнес. Как он возник и даже во время карантина остался на плаву, какую помощь оказала Региональная палата предпринимателей, в интервью inbusiness.kz рассказали учредители компании.

А вот и свет в конце тоннеля

Компания во время ЧП буквально после четырехдневного ступора начала выпускать дезинфекционные тоннели. Причем заказы на них поступают даже из Нур-Султана.

Железная идея и команда

Сергей, Любовь, несколько слов о своем предприятии.

С. Е.: У нас две компании. Первая – это ИП "Ена Любовь Сагитовна", выпускающее с 2016 года продукцию под брендом "Тайник-KZ". Это металлическая мебель, шкафы, пожарные щиты и многое другое, включая и дезинфекционные тоннели. Появилась идея. Обратились в РПП "Атамекен". Нам там помогли составить бизнес-план. Под стартап получили деньги. Как раз в то время государство начало оказывать поддержку женскому бизнесу. В планах было изготовление металлических шкафов для одежды, бытовой мебели из листового металла. Мы хотели в этом плане составить конкуренцию российскому производителю.

Л. Е.: Постепенно компания расширила свой ассортимент, стала выпускать пожарные шкафы. Появились заказы на электрические распределительные шкафы и на нестандартные металлические изделия. Кстати, о второй компании расскажу чуть позже.       

С. Е.: Мы благодарим судьбу, что у нас подобралась хорошая команда. Компания стала делать все то, что нужно клиенту. В 2018 году чисто случайно наткнулись на объявление, что компания "Сергек" будет устанавливать тысячи камер видеонаблюдения. Мы уже делали шкафы для оборудования систем видеонаблюдения по заказу нашего ДВД. Я пришел в офис компании в Астане и договорился о поставке пробной партии шкафов. В итоге мы поставили несколько тысяч шкафов на сумму около 100 млн тенге. Поставки были во многие города Казахстана, включая Астану, Алматы, Усть-Каменогорск.

Л. Е.: Это был первый большой контракт, который показал, куда нам надо двигаться.  

Не в деньгах счастье

А почему вы решили занять эту нишу на рынке?

С. Е.: Потому что большая часть подобной продукции поступает из России. Не в деньгах счастье, а в идее. Я в свое время закончил железнодорожный техникум по специальности "связист". И работа с электроприборами стала хобби по жизни.

В свое время мы занимались производством мебели из ЛДСП, но вернулись к мебели из железа. Мне интересна сложная техника. Для многих это темный лес. Для нас вначале тоже так было. В итоге разбираемся и стремимся к счастливому будущему. Почему мы завозим эту продукцию из России и Беларуси? Почему бы в Казахстане не составить ей жесткую конкуренцию?

Наверное, все-таки трудно конкурировать с российскими и белорусскими производителями?

С. Е.: На сегодняшний день наше предприятие конкурентоспособное, удачно вписавшееся в рынок по соответствию цена/качество. Для удешевления своей продукции российские производители зачастую используют тонкий металл. В России лишь два-три производителя используют правильный материал. Мы же смогли использовать качественный материал, но в то же время предложить рынку продукцию дешевле импортной.

Четырехдневное отчаяние и игра ва-банк

Насколько сильно по предприятию ударил режим карантина?

С. Е.: Карантин ударил по всему МСБ, и мы не исключение. Когда ввели ограничительные меры, мы в какой-то момент сильно отчаялись. Решили, как и многие компании, часть сотрудников, а у нас в общей сложности работают 50 человек, отправить в отпуск без содержания. Кто-то ушел в очередной трудовой оплачиваемый отпуск. Остался только необходимый костяк. Честно скажу, наше предприятие пошло ва-банк. Решили не останавливать то производство, которое необходимо для государственных заказов и многих объектов. Компания "Сембол", занимающаяся строительством крупных объектов в Нур-Султане, внесла наше предприятие в реестр необходимых для жизнедеятельности столицы. В Алматы ряд клиентов настоятельно требовали, чтобы мы запустили производство и помогли с пропусками. Наш продукт востребован, так как везде идет строительство. Выполняем заказ "Казахтелекома" на производство шкафов по распределению оптоволокна.

Но все же…

Л. Е.: Сначала действительно была некая паника. Ведь основные поставки приходились на Нур-Султан и южную столицу. Когда закрылись эти направления, остановилось производство. Мы не знали, как отправлять продукцию заказчикам.            

С. Е.: Нашего испуга хватило на четыре дня. Потом я сказал, что надо работать. Буквально перед закрытием у нас были готовы объемы к отправке в несколько городов Казахстана. В компании есть своя фура, но как выезжать? С каким-то сомнением, но все же было принято решение обратиться в РПП. И нам помогли. Сначала решился вопрос с проездом через местные блокпосты, а потом уже и в других регионах. Мы ездим почти во все города Казахстана.

Л. Е.: За все время карантина компания отправила свои грузы почти в десяток городов страны. Единственная проблема предприятия – уменьшение финансирования, из-за чего упали объемы. Сейчас на складах нашей компании лежит произведенная продукция на сумму 15-20 млн тенге, которая еще не оплачена заказчиком. Сейчас есть подписанные контракты на 90-100 млн тенге, но по причине неопределенности они пока не запускаются. 

Вы говорили что-то про вторую компанию?

Л. Е.: Многие компании не хотят работать с ИП. Есть к ним недоверие. Поэтому нам, чтобы увеличить масштаб бизнеса, пришлось открыть ТОО FERROOM. И основные продажи ведутся через эту компанию, представительства которой открыты в Нур-Султане, Алматы и Актобе. Буквально перед пандемией мы хотели открыть представительства в Оренбурге и двух городах Казахстана. Как только снимут карантин, в Актобе откроется наш шоу-рум.

Кто хочет работать – ищет способ

Как пришла в голову мысль производить дезинфекционные тоннели?

С. Е.: Производство компании упало втрое. Однако кто не хочет работать – ищет причину. Кто хочет – ищет способ. Есть у меня хороший друг – директор ТОО "Пандус-Ок" Шахан Жулдасбаев (человек с ограниченными возможностями – колясочник). Мы давно с ним обсуждаем совместные проекты. Он занимается подъемниками. А это тоже металлические изделия. Тут как раз начинается запуск дезинфекционных тоннелей. Шахан пришел ко мне с идеей выпускать такую продукцию. Мы с ним быстро набросали проект. Как раз благодаря ему и его идее мы сдвинулись с мертвой точки и вышли из четырехдневного отчаяния. 10 тоннелей мы установили в Актобе и три – в Нур-Султане.

Спасибо за интервью!

Семён Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться