Большинство экономик развивающейся Азии начинают восстанавливаться благодаря непрерывному высокому спросу на экспорт и интенсивно растущему внутреннему спросу, отмечает Азиатский банк развития (АБР) в своем новом "Обзоре развития Азии – 2018".
АБР прогнозирует рост валового внутреннего продукта в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 6% в 2018 году и 5,9% в 2019 году, что отражает небольшое замедление по сравнению с ростом 6,1% в 2017 году. За исключением новых индустриальных стран с высоким доходом, в 2018 году, как ожидается, рост достигнет 6,5%, а в 2019-м – 6,4% по сравнению с 6,6% в 2017 году.
"Экономики развивающейся Азии сохранят темпы текущего развития, набранные благодаря эффективным мерам политики, растущему объему экспорта и стабильному внутреннему спросу, – сказал Ясуюки Савада, главный экономист АБР. – Крепкие региональные торговые связи и увеличивающиеся финансовые резервы укрепляют позиции региона перед возможными внешними потрясениями, включая риски растущей напряженности в вопросах торговли и быстрого оттока капитала".
Восстановление в индустриальных странах продолжается. Ожидаемый совокупный рост долларовой зоны, еврозоны и Японии прогнозируется на уровне 2,3% в 2018 году перед замедлением до 2% в 2019 году. Недавно введенное облегчение налогового бремени подстегнет рост в США, тогда как Федеральный резерв будет держать инфляцию под контролем путем постепенного ужесточения денежно-кредитной политики. При этом растущее доверие со стороны бизнеса и мягкая денежно-кредитная политика будут стимулировать рост в еврозоне и Японии.
В Китайской Народной Республике (КНР) сектор услуг, выросший до 8% в 2017 году, подпитывает ее рост. В 2018 году рост в КНР замедлится до 6,6%, а в 2019-м – до 6,4% после резкого взлета до 6,9% в 2017 году. Стабильный спрос внутри страны и за ее пределами в совокупности с экономическими реформами заложат основу для непрерывного роста и макроэкономической стабильности в КНР.
Темпы роста в Южной Азии остаются самыми быстрыми в мире, чему способствует восстановление Индии, крупнейшей экономики региона. По прогнозам, рост в Индии достигнет 7,3% в 2018-м финансовом году и 7,6% – в 2019 году после ожидаемого роста 6,6% в 2017-м. Воздействие изъятия из обращения крупных денежных купюр рассеялось, и полномасштабное внедрение налога на товары и услуги будет стимулировать рост в 2019 году.
Страны Юго-Восточной Азии получат выгоду от глобальной торговли и восстановления цен на сырьевые товары. Ожидается, что данный субрегион сохранит темпы роста 2017 года в 5,2%, как в 2018-м, так и в 2019 году. Масштабные инвестиции и внутреннее потребление станут факторами ускорения роста в Индонезии, Таиланде и на Филиппинах, при этом расширение индустриальной базы обеспечит рост во Вьетнаме.
Средний рост в Центральной Азии в 2017 году увеличился до 4,3% с 2,7% годом ранее, по мере завершения рецессии в Азербайджане и ускорения роста в шести других экономиках, в частности в Казахстане. Рост замедлился только в Узбекистане, где резкая девальвация валюты для унификации обменного курса и другие экономические реформы оказали влияние на будущий рост. Рост в Центральной Азии, как ожидается, достигнет 4% в 2018-м и 4,2% в 2019 году на фоне повышения цен на сырьевые товары. В Казахстане рост прогнозируется на уровне 3,2% в 2018 году с дальнейшим увеличением до 3,5% в 2019 году по мере ускорения инвестиций. Более стабильный обменный курс почти вдвое снизил инфляцию в Казахстане, сократив ее средний показатель в субрегионе до 9,2% в 2017 году с 10,6% в 2016 году, хотя инфляция ускорилась в других странах, в частности в Узбекистане. Инфляция в субрегионе прогнозируется на уровне 8,5% в 2018 году и 7,9% в 2019 году. Ожидается, что в Казахстане инфляция замедлится до 6,8% в 2018-м и 6,2% в 2019 году при условии сохранения стабильности обменного курса.
При этом рост в Тихоокеанском регионе достигнет 2,2% и 3% в предстоящие два года, так как крупнейшая экономика региона – Папуа – Новая Гвинея – восстанавливается после землетрясения, временно подорвавшего производство газа.
Азиатские потребители и рост цен на сырьевые товары будут способствовать повышению уровня инфляции в регионе. Региональная инфляция потребительских цен, по прогнозам, увеличится до 2,9% в 2018 и 2019 годах по сравнению с 2,3%, зарегистрированными в 2017 году. Прогноз инфляции на предстоящие два года, тем не менее, существенно ниже десятилетнего регионального среднего показателя в 3,7%.
Риски для прогноза сместились в сторону негативных последствий и в основном вызваны опасениями эскалации напряженности в вопросах торговли. Недавно введенные США тарифы на определенные виды продукции пока еще не отразились на торговле, но последующие действия со стороны США и меры по противодействию им могут подорвать доверие со стороны бизнеса и потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возросшие процентные ставки в США могут ускорить отток капитала, хотя этот риск в определенной степени смягчается наличием большого объема ликвидности во всем регионе. К счастью, большинство азиатских стран имеют достаточно сильные позиции для того, чтобы противостоять данным вызовам.
Растущий объем частного долга продолжает быть предметом озабоченности в некоторых странах Азии. Исследование АБР, проведенное для "Обзора развития Азии", показывает, что аккумулирование долга имеет положительное влияние на экономику только в краткосрочной перспективе. Частный долг в развивающейся Азии заметно вырос после мирового финансового кризиса, а его ограниченное влияние на выпуск продукции говорит о том, что, возможно, не весь объем дополнительного долга направляется в продуктивные инвестиции. Власти могут бороться с этим риском путем укрепления региональных финансовых систем.
Азиатский Банк развития определяет своей целью сокращение бедности в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством инклюзивного экономического роста, экологически устойчивого развития и региональной интеграции. АБР был создан в 1966 году. В состав АБР входят 67 стран-участниц, из них 48 – из данного региона.
Напомним, правительство Казахстана пересмотрело прогноз социально-экономического развития страны в 2018 году, увеличив ожидаемый темп роста ВВП с ранее прогнозируемых 3,1% до 3,8%.
Ирина Севостьянова