/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 949,64 DOW J 28 541,61
FTSE 100 7 434,15 РТС 1 555,85
KASE 2 275,08 Алюминий 1 758,00
Алматинец пробежал по всем регионам Казахстана

Алматинец пробежал по всем регионам Казахстана

Атлет завершил проект I run Kazakhstan.

29 Октябрь 2019 11:40 8563

Алматинец пробежал по всем регионам Казахстана

Алматинский путешественник и непрофессиональный атлет Александр Габченко в течение 13 месяцев совершил 14 приключенческих забегов на пересеченной местности в каждом регионе Казахстана в рамках проекта I run Kazakhstan. Своими мыслями о сохранении уникальных природных объектов он поделился в интервью.

В последние годы стали популярными различные спортивные марафоны. К сожалению, иногда на них происходят трагические случаи, что наводит тень на участие в забегах и приводит к неучастию небольшой части общества именно по этой причине.

– Если мы говорим о трагедии – это чаще всего смерть. Беговая травма – это не трагедия, а рабочая ситуация. В данном случае надо смотреть статистику. Тогда мы увидим, что количество людей, погибших на любом спортивном мероприятии, гораздо меньше числа людей, погибших дома, в бытовых условиях. Поэтому здесь нельзя говорить о том, что бег представляет опасность, и утверждать, что марафон приводит к трагедии. Бывают случаи, когда у человека произошел инсульт или оторвался тромб. Это может произойти в любой момент, необязательно на марафоне. Люди, которые увлекаются любительским спортом, они в более выигрышной ситуации, но к ним больше внимания.

В таком случае уместен вопрос: как правильно начинать заниматься бегом?

– Люди точно не умирают от того, что они неправильно бегают. Лучше всего, конечно, начинать заниматься в беговом сообществе либо с персональным тренером.

Как Вы стали Travel-блогером?

– Я не классический Travel-блогер. Основная моя специфика – это outdoor – занятия на природе, за городом. В основном я совершаю путешествия в полевых условиях. Когда я стал Travel-блогером, я не могу сказать, потому что это часть моей жизни много лет. В 2013 году я завел страницу в «Инстаграме» и стал рассказывать людям о том, чем я занимаюсь. В какой-то момент это стало интересно большему кругу людей, ко мне пришли подписчики. Я не стал Travel-блогером с развитием социальных сетей, я им был до этого, только без коммуникативной площадки.

В этом месяце Вы завершили проект I run Kazakhstan, в котором пробежали по 14 регионам страны. Расскажите о нем подробнее.

– Это уникальный проект. Никто раньше не ставил перед собой такие цели, чтобы гражданин Казахстана пробежал все регионы в рамках одного проекта. Впервые данный пробег проходил на пересеченной местности. В этом его уникальность. Многие ландшафтные и природные достопримечательности впервые встретили путешественника такого формата. В 11 локациях из 14 никогда не было бегунов.

Если посмотреть Вашу страничку в «Инстаграме», складывается впечатление, что Вы всегда бегали. А есть ли у Вас специальность?

– Когда-то я был журналистом, редактором, и семь лет, как перестал им быть. Но параллельно с работой в СМИ все это время я занимался темой походов, путешествий. Одним из значимых проектов был велопоход вокруг Малого Аральского моря в 2006 году. Он хорошо зашел аудитории, было много новостей с этого события. Мы впятером с друзьями объехали на велосипедах Малое Аральское море за 10 суток. Тогда была другая ситуация в информационном плане, никто не знал, что с ним происходит, все считали, что море высохло. Мы проехали, и это вызвало всплеск интереса к событию. Поэтому в плане походов и путешествий я имею достаточный опыт, но беговой опыт у меня очень скромный. Я никогда не занимался легкой атлетикой, поэтому проект I run Kazakhstan дался мне нелегко. Эти 13 месяцев из меня много соков выжили.

Вы зарабатываете на этих проектах?

– Что касается проекта I run Kazakhstan, то здесь я денег не заработал, но и своих не потратил. Это первый патриотический забег, который обошелся без финансовой поддержки государства. Он осуществился за счет привлечения спонсоров и людей, которым понравилась данная идея.

Второй вопрос – удается ли мне заработать на «Инстаграме»? Да, иногда удается, но это не те деньги, на которые можно жить и содержать семью. Поэтому «Инстаграм» – это скорее приятный бонус.

Третий вопрос – как я зарабатываю. У меня есть несколько проектов, которыми я занимаюсь в Алматы. Они связаны с моей сферой интересов – с outdoor. Это Клуб велосипедных приключений, в котором мы обучаем людей путешествовать на велосипедах, команда «Экстремальная атлетика», где мы с друзьями организуем беговые старты для любителей на пересеченной местности и еще ряд менее знаменитых проектов.

Вы были во многих регионах Казахстана. В рамках забега I run Kazakhstan посетили уникальные места. У нас есть красивые места, но не развита инфраструктура. С другой стороны, есть пример озер Боровое и Алаколь, хрупкая система которых не справляется с потоком туристов. По Вашему мнению, может быть, не стоит развивать местный туризм, пока у нас не будет более осознанного и бережливого отношения к своей природе?

– Это широкий спектр вопросов. Я нередко думаю об этом. Возьмем, к примеру, Боровое. Да, действительно, оно не выдерживает натиска антропогенного воздействия. Почему так происходит? Потому что недостаточно строгое отношение в рамках действующего законодательства об особо охраняемых территориях. Небольшой спрос за его нарушение. Да, туда построили хорошую дорогу. Вполне логично, что все приедут на машинах, так как не продуман удобный и комфортный трансфер, по факту не организован доступ для массового потребителя. Понятно, что сейчас Боровое – это локальный курорт, на который не приедут люди из Швейцарии, приедут казахстанцы из столицы. Нет других вариантов для приезда, кроме как на машине. Одна дорога – это не есть инфраструктура, должны быть ограничивающие средства для въезда, нельзя передвигаться на машине по территории, должен быть шаттл-бас. Надо стимулировать людей приезжать на общественном транспорте, чтобы это было комфортно. Для многих это было бы удобно, потому что некоторые приезжают на курорт и могут позволить себе выпить. Им самим это было бы удобно – отказаться от машины. Но эта возможность пока недостаточно эффективная, поэтому в эту сторону надо двигаться и более тщательно подходить к организации логистики для посетителей.

Что касается озера Алаколь, то совершенно очевидно, что нельзя делать из него неконтролируемую курортную зону, как это делают сейчас, когда нет единого видения, координационного центра, который бы отвечал за развитие. Половину озера развивает Алматинская область, другую – ВКО. Конечно, ситуация недальновидная. Такое озеро, как Алаколь, надо было взять под более пристальный контроль именно со стороны природоохраны, потому что это уникальное место, и его утрата будет катастрофична для нашего и так маловодного Казахстана. Здесь есть недопонимание со стороны контролирующих органов, государства, нет четкой стратегии того, к чему мы придем, когда сделаем из Алаколя второй Иссык-Куль. Это мина замедленного действия, в ближайшее время это станет проблемой. Нет взгляда на перспективу, что будет с Алаколем. Каждый отвечает за свой кусочек одеяла, но общего видения картины нет.

Вы посетили уникальные природные объекты в рамках забега. По Вашему мнению, можно ли их развивать в качестве туристических направлений?

– Если говорить о тех локациях, которые мы открыли в рамках проекта I run Kazakhstan. Если туда будет приезжать большое количество неконтролируемых туристов, то это может негативно повлиять на природный объект, но в том и заключается функция государства, чтобы умело регулировать те существующие парки, либо где их нет, там их надо организовать. Как раз в Атырауской области есть местность Аккергешен. Она никак не защищена от антропогенного воздействия, хотя, по идее, на таких местах надо создавать ландшафтный парк и защищать эту ранимую природную среду. Если его будут посещать 10 тысяч человек в месяц, конечно, все вытопчут, и он никогда не восстановится. Поэтому речь в большей степени идет о правильной организации.

Второй момент. Все-таки я считаю, что инфраструктура нужна, как и контроль для пользования этой инфраструктурой. Тот пример, который мы рассмотрели с Боровым, работает и с другими местами. Например, Баянауыл – это давно освоенная территория, первый природный парк на территории Казахстана, организованный в 1985 году. Как он появился? Именно по этой причине. Потому что огромное количество туристов приезжают в этот, по сути, очень маленький островок – оазис среди пустыни, и его емкость для такой нагрузки очень невысока, а людей гораздо больше. К сожалению, наши национальные парки не контролируют количество посетителей и не выставляют лимиты для посещения. Хотя в документации цифры есть, еще в советское время была посчитана степень антропогенной нагрузки, когда условный природный парк может вынести без ущерба для природы в год 200 тысяч человек. Но никто не считает, эти 200 тысяч посетили за июнь или в течение всего года. И вообще, не ведут учет количества посещений, и Комитет лесного хозяйства МСХ не требует этого, хотя нормативная база есть, и все, что нужно, – это жестко спрашивать. Поэтому здесь большее значение имеют регулирующие органы, чем наличие инфраструктуры. То есть бережливое отношение к природе должно культивироваться на уровне государства, оберегать все местности не формально, а делом.

Практически по каждому природному объекту, которые я посетил, у меня сложилось мнение, что будет лучше для этого региона. И я предлагают решения по ситуации. Например, пески Баркын – это уникальное творение природы, таких в Казахстане очень мало, песка много, но такие творения природы необычны. Грунтовые воды там залегают совсем неглубоко, меньше одного метра под землей. Сейчас там ведутся разведочные работы по поиску нефти. Если там начнут добывать нефть, то это приведет к трагедии, потому что нефть обязательно попадет в этот слой воды и приведет к гибели вод. А эта вода – очень чистая, хорошего качества, ее пьют жители, и местные поселки получают воду из подземного резервуара. Поэтому там нельзя бурить, надо срочно создать природный парк на территории Баркына и защитить его. Но это сложный вопрос, и практически в каждом регионе есть такие вопросы по природным объектам: нагрузка в существующих природных парках и создание в местах, где их еще нет.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Что будет с туристами в ОАЭ

В Дубае все спокойно? Как готовятся к Eхро 2020.

17 Январь 2020 08:00 1199

Что будет с туристами в ОАЭ

Несмотря на эскалацию напряженности на Ближнем Востоке, в ОАЭ гарантируют безопасность.

Через несколько дней после обострения американо-иранского противостояния CNN опубликовала сообщение со ссылкой на Корпус стражей Исламской революции о том, что города ОАЭ и Израиля могут оказаться под обстрелом.

Как известно, ОАЭ – одно из популярных направлений отдыха казахстанцев, особенно в зимнее время.

В связи с создавшейся ситуацией корреспондент inbusiness.kz обратился к чрезвычайному и полномочному послу ОАЭ в Нур-Султане, Мохаммаду Ахмад Альджаберу, с просьбой ответить на ряд вопросов.

«Эмираты – безопасное место для граждан всех национальностей», – поспешил успокоить г-н Альджабер, отвечая на наш вопрос о безопасности поездок казахстанцев в его страну.

Он сослался на заявление властей ОАЭ, которое прозвучало сразу же после угроз об атаках.

«ОАЭ заявили, что они с большим интересом следят за общей ситуацией в регионе и подтверждают важность деэскалации и что дипломатические средства и рациональный диалог являются наилучшим решением вопроса», – подчеркнул посол.

Дипломат также развеял опасения относительно планов по проведению предстоящей в этом году международной выставки Expo в Дубае.

«Дубай и ОАЭ имеют большой опыт в обеспечении безопасности и защиты миллионов людей, которые живут здесь и ежегодно посещают страну. Expo 2020 не станет исключением. Работа над ее проведением продолжается в штатном режиме», – сказал г-н Альджабер.

Он добавил, что для организаторов этого мегамероприятия обеспечение безопасности участников и посетителей Eхро 2020 имеет первостепенное значение.

«Специализированные команды на Eхро 2020 будут работать в тесном контакте с правительственными органами ОАЭ, имеющими большой опыт в обеспечении безопасности, защиты людей и объектов во время проведения мероприятий такого масштаба и уровня», – резюмировал посол.

Кульпаш Конырова

На лыжной базе Мырзашокы в Баянауле уже не хватает инвентаря для всех желающих

В выходные дни при хорошей погоде базу посещают порядка полутора тысяч человек за сутки.

13 Январь 2020 14:21 2713

На лыжной базе Мырзашокы в Баянауле уже не хватает инвентаря для всех желающих

Хотя пока на Мырзашокы в плане благоустройства практически ничего нет, сюда уже приезжает столько людей, что база работает на свой максимум. Выделяются туристы, для которых лыжный отдых не в новинку. Это видно по уровню их катания, а также облачению. Обычно они в специальных лыжных костюмах, очках и прочей амуниции. В то же время большинство людей лыжи и сноуборд еще не освоили. По словам Орынбая Ускенбаева, заведующего горнолыжной базой Мырзашокы, больше всего приезжает туристов из Караганды, Нур-Султана и Экибастуза.

Что касается непосредственно езды, то здесь Мырзашокы может предложить две трассы. Протяженность главного подъемника составляет порядка 800 метров, а спуска – около 1,2-1,3 тыс. метров, бугеля (буксировочный трос для лыжников) – 320 метров, спуска – 500 метров.

Наибольший приток туристов наблюдается здесь в выходные дни, пик пришелся на время школьных каникул. Из-за недостатка инвентаря и переполненной столовой многим приходится ждать либо просто прогуливаться по территории. Никакого досуга для них на базе пока не предусмотрено. Чаще всего компании приезжают сюда на 3-4 часа. К концу января на Мырзашокы привезут дополнительный инвентарь – 100 пар лыж, 70 сноубордов, тюбинги, а также маленькие снегокаты для детей. Это частично поможет разрешить проблему.

Другая проблема – это ночевка. Ближайшая к месту гостиница расположена в районном центре – селе Баянаул. Многие приезжие селятся там, самостоятельно нанимают транспорт, приезжают на Мырзашокы кататься и вечером уезжают обратно. В будущем, если поток людей будет сохраняться, акимат Баянаульского района планирует организовать постоянный трансфер от местной автобусной стоянки.

В данный момент на лыжной базе работают 14 человек, все жители ближайшего села Каражар. Это сторожа, один лыжный инструктор, повара, операторы канатной дороги. В среднем заработная плата составляет 100 тыс. тенге. Не хватает только медика. На наших глазах девушку, стоящую (не ехавшую) на сноуборде, на всей скорости снес человек на ватрушке. Повезло, что сноубордистка серьезно не пострадала, и поблизости на лыжах катался врач. Но вообще новичков предупреждают, что для них есть специальная маленькая трасса, и не нужно идти на большой спуск и трассу для тюбингов.

Что касается еды, здесь в данный момент есть одна столовая. В этом направлении инвесторам предстоит еще очень много работы. Качество еды очень похоже на знаменитые калкаманские придорожные кафе, с которыми не первый год пытается бороться местная власть. Поэтому многие по привычке приезжают в Баянаул со своей едой.

Из-за всего этого руководство горнолыжной базы не спешит рекламировать Мырзашокы, потому что понимают, что недостатков в данный момент хватает. Необходимо сначала исправить их, расширить максимальную пропускную способность базы, создать для туристов комфортные условия пребывания.

Тем не менее, за последние полгода на горнолыжной базе смонтировали две станции канатной дороги, установители снегозадержание, с помощью которого решают проблему малого количества снега, поставили несколько теплых контейнеров и благоустроили территорию.

«Также мы установили малый безопорный подъемник, полностью провели электрификацию, открыли пункт обогрева на высоте. На сегодняшний день мы инвестировали в базу порядка 35 млн тенге», – говорит Орынбай Ускенбаев, заведующий горнолыжной базой Мырзашокы.

В 2020 году здесь планируют сразу несколько вещей. Самая главная – прокладка инфраструктуры. На ней подвязано очень многое. Как говорилось ранее, одна из проблем – недостаток снега. На базе есть специальное оборудование для создания искусственного снега, но для его функционирования также необходим центральный водопровод. В Каражар воду обещают провести уже в 2020 году, а от села к Мырзашокы протянут водопровод протяженностью около 1,8 тыс. метров. После этого инвесторы планируют построить на территории горнолыжной базы 7-9 срубов и двухэтажную гостиницу. Все это обойдется примерно в 70 млн тенге.

Напомним, строительство горнолыжной базы на горе Мырзашокы началось в 2017 году. Она расположена рядом с селом Каражар, в нескольких километрах от райцентра Баянаула. В рамках государственно-частного партнерства в объект было вложено порядка 300 млн тенге. На эти деньги приобрели ратрак и канатную дорогу. Сюда же вошла стоимость работ по монтажу дороги и оборудования, а также сооружения трасс.

Как сообщили в отделе физической культуры, спорта и туризма Баянаульского района, в прошлом году базу передали в доверительное управление на 20 лет и без права выкупа экибастузскому предпринимателю Тасбулату Абгужинову. Инвестор уже имеет опыт работы в сфере туризма. Так, в Экибастузе он восстановил базу отдыха «Снежинка», существующую с 1992 года. В качестве платы за аренду базу инвестор должен будет возвращать в казну 20% от дохода, который приносит горнолыжная база.

Всего в развитие Баянаула в 2017-2018 годах было вложено 23 млрд тенге. Основная статья расходов – развитие инфраструктуры. Также на озерах Жасыбай, Сабындыколь и Торайгыр благоустроили пляжи и построили аэродром для малой авиации. В этом году Баянаул установил рекорд по посещаемости. По информации из разных источников, количество туристов в 2019 году составило 180-250 тыс. человек.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: