"Чтобы гости к нам приезжали, надо, чтобы в доме был порядок, а хозяева счастливы"

5242

Добрым языком сказки можно сделать больше, чем навязчивой и грубой темой насилия.  

"Чтобы гости к нам приезжали, надо, чтобы в доме был порядок, а хозяева счастливы"

Так считает Галия Утебекова, которая уже давно работает в сфере туризма, разрабатывает международные программы, обучающие молодых казахстанцев передовым технологиям сервиса.

Еще она сочиняет сказки, главной героиней которых является мать всех тюркских народов, богиня плодородия Умай.  Сегодня, когда реальность может превратиться в недобрую сказку, мы спрашиваем себя, что можно противопоставить этому?

Разработчик проекта сказок и автор книги об Умай, директор Казахстанско-Швейцарского института туризма АТУ Галия Утебекова размышляет о том, как связаны реальность и сказка, на страницах портала inbusiness.kz.

– Галия, Вы пишете сказки на тюркскую, казахскую тематику, насколько сказки близки нашей современности? Можем ли мы с помощью них осмыслять текущие события?

– Современность сама подсказывает нам общетюркскую тему, задачу наполнения ее смыслами для быстрого реагирования в поиске путей развития, ответов на самые актуальные запросы людей. Однако мы видим стремление казахов к осознанию себя в современном мире, поиску собственной платформы, парадигмы, и этот путь заводит нас то в героизацию, воинственную тему, которая несет с собой риски распространения агрессии и насилия в обшестве, то в излишнюю сакрализацию всего и вся в жизни кочевников с выраженным инфантильным уклоном. О других направлениях исканий умолчу, так как это уже касается самого сокровенного – куда идет наш человек со своими чаяниями, где он ищет духовную поддержку и опору, абсолютно не веря в разные фантастические официальные программы.  И здесь государство обязано прийти к народу с вариантами, предложить новые идеи в жизнеспособном современном формате, дающие ускорение, а не сиротливое блуждание среди неясных теней прошлого или чуждого.

Пытаясь уравновесить эти перекосы, я сделала предложение посмотреть на себя, свою историю с другого ракурса. Могла бы легко писать и сатиру, и мистику, но именно фэнтези, сказочный жанр с юмором, я думаю, сегодня может залечить, смягчить и согреть нашего человека, подсказать решение. Что-то разумное должно освещать нашу жизнь, как бы пафосно это ни звучало, но пишем мы в первую очередь для себя, отвечаем самим себе, близким, а потом предлагаем всем нашу версию счастливого сущетвования в данных условиях, это попытка поделиться со всеми.

– Как сказка связана с жизнью? Что можно сказать о ее месте в современном фольклоре?

– Как раз самым тесным образом связана сказка с жизнью и даже бизнесом. Сказочный проект наш был задуман для сферы туризма, как сторителлинг для иностранных туристов, да и своих внутренних. Мир туризма – это мечта, сказка, за которой люди едут в самые дальние края. Культурная платформа в туризме успешно капитализируется во многих станах мира. Сюжеты сказок – всегда путешествия, когда герой отправляется в путь, где переживает приключения, встречает много интересных персонажей, волшебных помощников и чудеса. Наши история и культура могут стать великолепной платформой для создания большой сказки для людей мира, в которой люди обретают что-то новое, прекрасное, чудесное, а в первую очередь, мы сами осознаем, кто мы и какими духовными сокровищами обладаем. Для того чтобы гости к нам приезжали, надо, чтобы в доме был порядок, а хозяева счастливы. Сказка всегда помогала людям, делала их добрее и счастливее, она дает рецепты, решение многих трудных ситуаций, она легко воспринимается, хорошая сказка остается в коллективном сознании.

– Как меняется сказка в истории? Как она связана с мифом? Как формируются глобальные мифы современности?

– Как мы знаем из психоанализа, коллективное сознание основано на мифах с самых древних времен. А современная мифология мощно используется в искусстве, равно как в политике и экономике. Мы встречаем их на каждом шагу – чего стоят только глобально раскрученный миф о "полезном" питании, холестериновый миф, да всякая реклама использует мифы, истории, провоцируя на сверхпотребление, лишь бы заполучить прибыль. Из городских мифов вспомнилось, например, что пражане верят в привидений, гиды рассказывают, что местные верят и видят призраков в замках, старинных зданиях. Люди легко поддаются влиянию мифов, так как они заложены в самых глубоких слоях коллективного бессознательного. В мире товарного изобилия конкурируют не товары, а предлагаемые ими истории. Истории рассказываются так, что моделируют реальность. В этом смысле борьба брендов или идеологий – это всегда конкуренция историй и способов их рассказывания. И мы бы хотели, чтобы суббрендом нашей страны стала волшебница Умай, как символ доброты, заботы о человеке и земле.

– Какова роль страшной сказки? Зачем нужно переписывать сказки?

– Сказка – это способ рассказать нестрашно о страшном, подсказать решение, выход, кроме того, сказочные истории создают и предлагают форму для мечты, надежды и избавления от страха. То, что закладывает сказка в детстве, остается с человеком, помогает ему в жизни, трудных ситуациях, как добрый советчик, психологическая защита. Пережив страшное в сказке, легче проходишь испытания в реальной жизни. Ну, это давно известно и про фильмы ужасов, позволяющие зрителю сбросить все стахи и напряжение.

Сюжеты своей собственной жизни переживаются эмоционально и значимы для человека. Сюжеты архаической мифологии или сюжеты современной идеологии, рекламы и брендинга предлагают человеку сюжетную матрицу для интерпретации себя и вписывания в мир.

– Как к Вам приходят сюжеты сказок? Каковы тут творческие задачи?

– Сказки приходят, как сны, только наяву, и тоже часто вещие. Просто однажды на таможне, еще лет 10 назад,  я оформляла документы и с тревогой ждала, когда можно будет заехать, получить свои коробки, а был перерыв, холодно, и водитель "Газели" предложил подождать в кабине. Мы говорили о жизни, позже я все записала, как набросок сценария, а потом появилась "Сказка про обед с Ханом".  Думаю, она близка людям, и не удивляюсь, что тема большой таможни, что там описана, вдруг высветилась даже на государственном уровне, буквально после январских событий. Сказки сами прилетают и звучат, сообщая о чем-то важном. Наверное, на мои собственные переживания я так получаю информацию, успокаивающую и конструктивную.  Мы живем, ищем опоры, рефлексируем, и ответы к нам приходят в разной форме. Ко мне вот в виде сказок, наверное, так я утешаю и себя. Задача – честно рассказать о том, что волнует, поделиться своим видением и показать свой вариант решения в мягкой, простой форме, понятной даже детям. Завершив цикл сказок, уже собираюсь переходить на мистику.

– Как известно, сказка, как народный фольклор, не имеет автора как личности. Но мы знаем немало авторских сказок, впечатляющих не меньше безличностной мифологии. Приведите примеры авторских сказок, повлиявших на личные проекты, коллективное бессознательное и изменивших реальность.

– Авторские сказки почти всегда уступают народным, проверенным временем, обладающим верным глубинным смыслом, но есть великие примеры Пушкина, Андерсена, Шарля Перро, братьев Гримм, многих других. На меня, например, в детстве огромное впечатление произвела сказка Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители", до сих пор осталось в памяти щемящее чувство потери друга. Примеров и сегодня очень много.

Что касается казахских сказок, легенд, в них очень много тяжелого, мрачного. Например, легенда о Найман-Ана, увековеченная Чингизом Айтматовым, просто ужасающая. Мне настолько хочется избавить народ от страданий, что осмелилась немного облегчить ее, и, включив фрагмент легенды в сказку, оставила Мать в живых, хотя Манкурт и целился в нее по приказу Жужаньского Демона. Если ты знаешь, как сказки формируют будущее, то обязан сделать его светлым и прекрасным. И думаю, можно переформатировать некоторые устоявшиеся формулы, такие как Безбородый  Обманщик на Умник, например, тогда, возможно, будет больше правды и созидания. Сегодня наука открывает сильнейшее влияние слова, мы знаем о нейролингвистическом программировании и манипуляциях сознанием, это дает нам право защищать умы и сердца наших детей чистыми образами и высокими смыслами с помощью слова, всех видов искусства, особенно кино. Найти аутентичные идеалы, оставленные предками, и в новом формате вывести их на экраны кино, театральную  сцену, и не только нашей страны.

Мы с очень умной подругой лет 20 назад задумались о том, что наш народ легко увлекается разными верованиями, особенно тогда, помню, все стали знатоками феншуя. У всех были драконы, лягушки и прочие китайские обереги. И мы спрашивали себя – есть ли у нас самих свое аутентичное, пусть мифическое, но доброе, волшебное защищающее начало, которое оберегало кочевников в трудной жизни. И на этот вопрос постепенно приходило много информации, она фильтровалась, анализировалась, нанизывалась на логическую нить познания национального характера, адаптации людей в рыночных условиях и условиях своей новой независимости, вызовов стремительно развивающегося современного мира, где надо срочно бежать, а не топтаться в прошлом. И вывод, что необходимо взять из прошлого наилучший опыт  мира кочевников, переформатировать его и скорее мчаться, чтобы успеть, пришел сам собой.

Например, как переформатировать "отсталый" способ жизни скотоводов-кочевников и сделать его привлекательным в туризме сегодня? А заявить, что это самый экологичный способ жизни, что наши предки завещали нам беречь землю в первозданной чистоте, что нельзя было ее даже палкой ковырять, и вуаля – мы получаем тот самый устоичивый туризм, уважение приезжающих в страну, а главное, воспитываем самих себя в этой матрице. Территория первозданности становится новым запретным плодом, соответственно, очень сладким и привлекательным. Главная идея будет принята на ура – о, есть страна и народ, который живет чисто, и надо бы поучиться у них, как беречь планету! И это вам не Грета Тунберг, это заветы наших предков, величие которых было как раз в доброте, бережности к земле и человеку. И тут Умай-Ана, как идеал, весьма уместна с ее главной миссией жизнетворящего начала, защиты женщин, детей, домашнего очага, человека и всей Земли.

Вот так долго я шла к проекту "Возвращение Умай", который предлагает сказки как основу, множество веселых активностей для детей, моложежи, фестивали, музыкальные спектакли, а главное, кино. Мы предлагаем государству хороший проект. Почему мы? Огромное количество волонтеров, единомышленников поддерживают идею, хотят ее развития, готовы работать, многие даже без вознаграждения. Ну, нужен нам свой Властелин Колец, нужен суперсовременный фильм-фэнтези с музыкой, Иманбеком в роли Тасшыбала, например, Скриптонитом в роли Эрлика и с самим Казахстаном в главной роли. И нужны нам свои сказки о справедливочти и счастье.

 Сейчас многие казахстанцы переживают стресс и психологический дискомфорт из-за произошедших событий. Каково место сказки в этой ситуации, как она спасает от страхов и иллюзий?

– В психологии развивается такое направление, как нарративная терапия, связанная с тем, что решать проблемы отношений человека и мира можно через выявление основных сюжетов, сценариев, на которых строится личность, и давать возможность реализоваться нераскрытым, альтернативным сюжетным ходам, корректировать травматические проблемные сюжеты жизненной истории.

Собственно, сам человек обретает свою идентичность посредством историй, нарративов своей жизни. В этих личных историях он герой, двигающийся по перипетиям сюжета жизни, встречающий и испытания, и помощников, и ложных героев.

Человек идентифицирует себя с героями больших историй, транслируемых культурой в современном мире, это в первую очередь СМИ и реклама, и обретает смыслы и модели поведения и ценностные ориентиры.

– Каково место сказки в моделировании реальности и информационных войнах? Может ли она помочь нам ориентироваться в состоянии постправды?

– Сказки и фэнтези формируют творческий потенциал людей. В Китае поняли это, изучив биографии изобретателей, ученых Силиконовой долины. Они запустили мощную государственную программу создания фильмов-фэнтези, литературы для детей, сказок, аниме, чтобы вырастить поколение творцов, а не просто подражателей и потребителей.

Информационное оружие страшно своей изощренностью, мало что может устоять сегодня, и важно создавать совершенно новое идеопространство, раньше, чем появится оружие для его разрушения.

Не претендуя на истину, мы предлагаем вариант для переосмысления и моделирования новой реальности для наших людей. Если мы нашли достоверный, идеальный образ добра и материнской заботы, то, право, надо сделать все, чтобы он пришел к людям. Поэтому я взялась за  такой объем сложной работы, пусть то доброе, что передали мне предки, всегда жившие на земле Абая, вернется к нам всем. И, как гласит известная поговорка, Se non e vero, e ben trovato – если это и неправда, то хорошо выдумано.

И я уверена, что как раз в творчестве наш народ может проявить свои сильные стороны, свой общий талант, ведь слово всегда было для казахов ценным, поэтому так стараемся мы сберечь свой язык, ту огромную виртуальную казахскую вселенную, которая ускользает под натиском глобальных вызовов. Но я верю, что мы успеем и она одарит народ сокровищами для расцвета талантов и счастливой жизни.

Ольга Власенко