Анализ текущей ситуации по экспорту муки и макаронных изделий

28562

Производство муки: потенциал наращивания экспорта.

Анализ текущей ситуации по экспорту муки и макаронных изделий

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 1,89 млн тонн муки, что на 6,4% (2,019 млн тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года, сообщает Центр развития торговой политики QazTrade.

В 2019 году производственные мощности составили 10,2 млн тонн, однако загружены они были на 29% и произвели 2,9 млн тонн муки. Потенциал производства муки составляет 7 млн тонн при загрузке всех мощностей, что дает возможность для расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил мукомольной отрасли распределены не равномерно. Так, на пять областей приходится более 70% всей произведенной продукции – Акмолинская область – 10,4%, Карагандинская область – 9,7%, Костанайская – 28,8%, Северо-Казахстанская область – 9,0% и г. Шымкент – 12,1%, однако, в данных зерносеющих регионах наблюдается спад производства.

В Мангистауской и Атырауской областях наблюдается увеличение производства в 14 раз по сравнению с аналогичным периодом января-июля 2019 года. В Кызылординской области в январе-июле 2019 года производство не зафиксировано.

Производство макаронных изделий: потенциал наращивания экспорта

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 102 тыс. тонн макарон, что на 9,1% (93,9 тыс. тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года.

В 2019 году производственные мощности составили 347 тыс. тонн, однако загружены они были на 47,8% и произвели 166 тыс. тонн макарон. Потенциал производства составляет 181 тыс. тонн, при загрузке всех мощностей, что дает возможность расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил макаронной отрасли расположено в пяти областях, на долю которых приходится порядка 79% всей произведенной продукции – города Нур-Султан и Шымкент (18%), Костанайская и Северо-Казахстанская области (15%) и Западно- Казахстанская область (13%). Сконцентрированы основные производственные мощности преимущественно на севере страны. В Кызылординской и Туркестанской областях за период январь-июль 2019 – 2020 годы производство макаронных изделий не зафиксировано.

Сбалансированность внешнеторгового оборота и отдача от одного тенге инвестиций

Коэффициент сбалансированности внешнеторгового оборота по продукции "мука" равен 0,98 или ближе к 1, что означает преобладание экспорта над импортом, либо объемы импорта несущественные по сравнению с экспортом. Данный коэффициент означает огромный потенциал интеграции и наращивание экспорта по данной продукции и высокое качество продукции.

По продукции "макароны" индекс конкурентоспособности равен 0,09, что означает полную сбалансированность внешнеторгового оборота (коэффициент ближе к нулю), имеет место при равенстве экспорта импорту, это означает, что внешнеторговый обмен по данному товару происходит при равенстве торговых условий и возможностей. Для экспорта макаронных изделий необходимы увеличение инвестиций и обновление производственных мощностей для повышения качества продукции и наращивания экспорта.

Исходя из этого, данный показатель отражает прирост экспорта на единицу прироста инвестиций и является критерием эластичности экспорта муки и показывает зависимость от экономического роста производства муки и от инвестиционных вложений. Экспорт макарон менее инвестиционно привлекательная отрасль и нуждается в долгосрочных мерах финансовой поддержки. Учитывая данный показатель, производство муки остается более привлекательным как для производителей, так и для инвесторов по сравнению с производством макарон, однако при увеличении мер поддержки и привлечений инвестиций производство макаронной продукции имеет высокую цепочку добавленной стоимости.

Производство муки: потенциал наращивания экспорта

С 22 марта до 1 июня текущего года в РК действовали запреты и ограничения (квоты) на экспорт муки, введенные в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности населения и повышенным спросом в странах – импортерах казахстанской продукции (приказы МСХ РК от 22 марта 2020 года № 103, от 2 апреля 2020 года № 111).

Средняя загруженность элеваторов составляет 35-40%. Это говорит о высоких производственных возможностях ОТП мукомольной промышленности и о высоком потенциале дальнейшего производства.

Вызовы и барьеры экспорта макаронных изделий:

  • Применение странами-импортерами мер нетарифного ограничения в торговле.
  • Совмещение рынков зерна и муки в Центральной Азии привело к резкому росту мукомольной промышленности в странах – импортерах отечественной муки.
  • Квотная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Тарифная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Отличие в стандартах на поставляемую продукцию.

Показатели торговли муки: экспорт

С 2015 года наблюдается тренд на снижение экспорта муки из Казахстана с $494 млн до $363 млн, или на 26,5%.

При этом, несмотря на введенные ограничения в связи с продовольственной безопасностью во время режима ЧП, экспорт пшеничной муки в совокупности за шесть месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал рост. Экспорт муки из Казахстана за январь-июнь 2020 года увеличился на 23,75% и составил $198 млн. Стоит отметить, что экспортная выручка по муке выросла на фоне снижения физобъемов, что свидетельствует о скачкообразном росте цен на данную продукцию.

Лидерами по экспорту пшеничной муки являются Костанайская область (37,4%) и г. Шымкент (18%). В 2019 году суммарно из этих двух регионов было экспортировано продукции на $201,1 млн. Также крупными поставщиками пшеничной муки являются Северо-Казахстанская, Акмолинская, Туркестанская, Карагандинская области и г. Нур-Султан. На их долю приходится 35% от всего экспорта, или $127,4 млн. В трех регионах экспорт не наблюдался.

Показатели торговли муки: импорт

За первое полугодие 2020 года импорт пшеничной муки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал значительный рост (276,8%) и составил $1,6 млн.

Необходимо отметить, что обеспеченность внутреннего рынка мукой находится на высоком уровне среди прочих товарных групп. За прошедший год импорт муки составил не более 0,12% от производства в стране.

Основными потребителями казахстанской муки являются Афганистан – 61% ($221,4 млн) и Узбекистан – 21,2% ($76,9 млн). Также в число крупных потребителей входят такие страны, как Таджикистан – 5,3% ($19,3 млн), Россия – 4,5% ($16,4 млн), Туркменистан – 2,9 % ($10,4 млн) и Кыргызстан – 2,6 % ($9,6 млн).

Согласно данным UN Comtrade, поставки казахстанской муки в основные страны-импортеры в среднем составляют 90% от общего импорта данных стран.

Развитие поставок макаронной продукции

Макаронный рынок имеет крупные масштабы в мире – общий экспорт макаронных изделий составляет около 8,7 млрд долл. США. При этом доля казахстанской продукции на рынке составляет менее 0,2%. Учитывая наличие высококачественных компонентов для производства макарон на внутреннем рынке (мука, вода, прочие добавки), у Казахстана большой потенциал развития в данной отрасли.

Добавленная стоимость при производстве макаронных изделий многократно превышает добавленную стоимость при производстве продуктов среднего передела (муки пшеничной) или экспорта сырья.

В Казахстане производится относительно большой объем макаронных изделий. Экспорт в 2019 году составил более 29 млн долл. США. При этом экспорт товарной позиции составляет 20% от производства, что указывает на большой потенциал производства и увеличения экспорта макаронных изделий.

  • Объем экспорта макаронных изделий увеличился почти в два раза за последние два года.
  • Основные компоненты производства макаронных изделий имеются на внутреннем рынке в широком доступе (мука, вода, прочие добавки).

Показатели торговли макаронных изделий

Экспортные поставки макаронных изделий за январь-июнь 2020 года составили $21,2 млн, что на 58,2% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Вместе с тем наблюдается положительная динамика экспорта макаронных изделий за последние пять лет с $10,6 млн до $29,1 млн (рост 174,5%), что свидетельствует о росте конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.

За период с 2015 по 2019 год импорт макаронных изделий показал незначительное снижение на 6,3%, с $41,5 млн до $28,9 млн. Однако, несмотря на ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, импорт макаронных изделий за первое полугодие 2020 года составил $17,9 млн, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года ($15,5 млн).

Потенциал наращивания экспорта макарон в КНР

Объем потребления макаронных изделий Китая за последние три года показал рост в среднем на 6%, при этом темпы роста импорта составили с 2017 по 2019 год 9%. Однако необходимо наращивать производство для экспорта в Китай, учитывая, что доля экспорта в Китай от общего объема экспорта РК составляет не более 1%. Так, в 2019 году было экспортировано 370 тонн продукции. Учитывая емкость рынка Китая и возможности производства РК, необходимо рассмотреть данный рынок для отечественных компаний.

При эффективном вложении инвестиций в макаронную отрасль имеется потенциал дозагрузки мощностей, при этом учитывая внутреннее потребление (реализация на внутреннем рынка в 2019 году 153 тыс. тонн). Учитывая оценочный рост экспертного сообщества, средний рост потребления макарон в РК за последние годы составил 13%. Учитывая данные факторы, потенциал производства макарон при загруженности на 47%, или 166 тыс. тонн продукции, имеет три сценария дозагрузки мощностей. (средняя экспортная стоимость – 665 долларов за тонну продукции). Также для выхода на рынки Китая необходимо обновление производственных мощностей, расширение линейки продукции макаронных изделий, налаживание технологического процесса под потребности Китая и усиление мер поддержки.

  1. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 10% прирост экспорта составит 16,5 млн долларов, или рост экспорта на 56%.
  2. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 20% прирост экспорта составит 39,7 млн долларов, или рост экспорта в 1,37 раза.
  3. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 30% прирост экспорта составит 62,8 млн долларов, или рост экспорта в 2,1 раза.

Показатели торговли макаронными изделиями

Лидерами по экспорту макаронных изделий являются Алматинская (33,7%), Костанайская (13,4%) и Павлодарская (12,2%) области. В 2019 году суммарно из этих трех регионов было экспортировано продукции на $17,2 млн. Также крупными поставщиками макаронных изделий являются г. Алматы и Шымкент, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области. На их долю приходится 36,8% от всего экспорта, или $10,7 млн. В Кызылординской области экспорт не наблюдался.

Единая экспортная корзина на 2020 год (январь-июнь). Макаронные изделия

  • Создание совместных предприятий для увеличения передела продукции еще на один уровень выше.
  • Снабжение афганского рынка с оптимальными просчетами логистики.
  • Привлечение инвестиций.
  • Создание регионального бренда в рамках совместных предприятий.
  • Совместное лоббирование внешних рынков.

Контейнерные перевозки для экспорта сельхозпродукции

По информации АО "НК "Қазақстан темір жолы", в Казахстане в 2020 году установлены понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

Также для поддержки казахстанских производителей в период пандемии АО "НК "КТЖ" отменило до конца года сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов. В рамках Стамбульской конвенции срок временного ввоза контейнеров увеличился до 180 дней.

Преимущества перевозки в контейнерах:

  • Варианты погрузки на элеваторе и на местах хранения зерна (в амбарах).
  • Возможность перевозки на более дальние расстояния.
  • Возможность осуществления перевозки с более высокой скоростью, "от двери до двери" и без необходимости перегрузки в пути следования.
  • Обеспечение сохранности груза.

SWOT-анализ по развитию мукомольной отрасли в РК

Анализ рынка лапши быстрого приготовления

Импорт лапши быстрого приготовления за период январь-июнь 2020 года составил $4592 тыс., что на 18% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Если в январе-июне 2019 года сальдо составляло $497 тыс., за январь-июнь 2020 года сальдо составило уже $1592 тыс. Экспортировали в январе-июне 2020 года на $3000 тыс., что ниже на 11,3% за аналогичный период 2019 года.

Согласно данным Всемирной ассоциации лапши быстрого приготовления (WINA), объем потребления в Казахстане в 2019 году составил 250 млн порций. Основными потребителями лапши являются Китай, Индонезия, Индия, Япония и Вьетнам, на долю которых приходится 67% мирового потребления. Казахстан занимает 28-е место с долей 0,2% от общего потребления в мире.

Важным конкурентным преимуществом отечественного продукта является то, что себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

При этом считается, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон из-за необходимости крупных вложений в производственную линейку, оборудование и подбор высококвалифицированного персонала.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться