После десяти лет сотрудничества взаимоотношения между Францией и Казахстаном выходят на новый уровень. Такой вывод невольно напрашивается после пресс-конференции, посвященной 10-летию стратегического партнерства между двумя нашими странами с участием делегации Национальной ассамблеи Франции, представителей "Французского альянса" и большого бизнеса.
"Наше сотрудничество сегодня обретает новые очертания и повороты. Во-первых, оно становится многовекторным, охватывая доселе нетронутые сферы", – заявил председатель группы дружбы "Франция – Казахстан" Пьер Кабаре (Pierrr Cabare), выступая в Астане в понедельник, 12 июня.
Речь идет не только о нефтегазовом секторе или добыче урана, где с первых дней независимости присутствуют такие ведущие французские компании, как Total и KATCO. Так, в рамках встречи французская сторона выразила большую заинтересованность в новом проекте, о котором на днях впервые заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Напомним, что, находясь в китайском городе Циндао, где проходило заседание совета глав государств – членов ШОС, казахстанский лидер выступил с предложением по созданию евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали (ЕВСМ) по маршруту Пекин – Астана – Москва – Берлин.
"Известно, что Франция является одним из мировых лидеров по строительству скоростных железных дорог наряду с Японией и США. Несколько лет назад к строительству высокоскоростных дорог приступил и Китай. Франция, обладающая передовыми технологиями, желает участвовать в таких интересных проектах. И мы рассчитываем в этом вопросе на поддержку Казахстана", – сказал депутат от города Парижа в нижней палате Парламента Франции Буон Хонг Тан (Buon Huong Tan).
В свою очередь Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Астане Филипп Мартинэ напомнил, что Китай также является стратегическим партнером Франции, и не исключено, что в таком мегапроекте, как ЕВСМ по маршруту Пекин – Астана – Москва – Берлин, его страна может принять участие в трехстороннем формате.
Но если проект высокоскоростной магистрали, предназначенной для обеспечения пассажиропотока между Европой и Азией, – это дело будущего, то контейнерные поезда для перевозки грузов между двумя частями света – это уже реальность.
Однако Франция пока еще не видит для себя ощутимой выгоды в доставке грузов по железной дороге по маршруту Китай – Европа.
"Мы давно обратили внимание на контейнерные перевозки по Великому Шелковому пути. Мы изучали этот маршрут. Но ситуация на сегодня такова, что имеет место некий дисбаланс: большой поток товаров идет из Азии в Европу, а вот обратно контейнеры уезжают практически пустыми", – пояснил г-н Тан.
По его словам, сегодня поток товаров от Китая доходит до Германии, а до Франции и Испании – лишь минимальные партии. Причина в том, что по железной дороге пока еще не отработана доставка азиатских товаров из Германии до Франции.
"Нужно время, чтобы люди адаптировались к новым направлениям доставки товаров по железной дороге", – подчеркнул г-н Тан.
Вторая проблема – это конкуренция. Железнодорожное сообщение уступает в популярности уже проверенным и надежным маршрутам по воздуху и по морю. Для одних компаний важно опередить своего конкурента и постараться как можно быстрее доставить товар в Европу.
Например, ту же оргтехнику, сборка которой осуществляется в основном в странах Юго-Восточной Азии. Поэтому они отдают предпочтение воздушному сообщению. Пусть дороже, но быстрее, чем конкуренты.
Третья проблема – это цена. Несмотря на то, что по морю время доставки грузов занимает три недели туда и обратно, а по железной дороге вдвое меньше, по цене они не сильно разнятся.
Чтобы найти баланс между скоростью и ценой доставки, азиатские и европейские компании отправляют свои товары "комбинированным" путем: часть – по морю, часть – по железной дороге, часть – по воздуху.
Французский посол Филипп Мартинэ рассказал, что во время его работы в качестве генконсула в Китае он принял участие в церемонии отправки первого поезда от города Юхань до французского Лиона.
"Я также был свидетелем прибытия поезда из Лиона в Юхань. Все контейнеры тогда были заполнены только французским вином. Я хочу привести слова нашего президента Эммануэля Макрона: "Шелковый путь – это замечательно, но выгода должна быть обоюдная, то есть прибыль должны получать все стороны этого маршрута, как Европа, так и Китай", – заметил г-н Мартинэ.
По его словам, представители одной из крупнейших французских компаний посетили Хоргос, чтобы изучить все плюсы и минусы доставки товаров по маршруту Западная Европа – Западный Китай.
Но, пока французы осторожничают, польские компании уже давно убедились в выгоде Шелкового пути по железной дороге. Почему практически круглый год на прилавках торговых центров и магазинов Астаны и других казахстанских городов можно увидеть несколько сортов польских яблок? Это явное доказательство бесперебойных поставок этого товара в нашу страну.
Хотя каких-то три года тому назад из-за санкций Евросоюза в отношении России отправители грузов из Польши не раз обращались в Национальную палату предпринимателей Казахстана "Атамекен" за содействием в организации им транзита без препятствий при пересечении российской границы. Что изменилось в последнее время, если мы наблюдаем настоящее изобилие польских яблок на казахстанском рынке?
Как выяснилось, польская экономика не стала заложником натянутых отношений между Евросоюзом и Россией. Напротив, если сравнивать объем внешней торговли до и после санкций в отношении России, то, как ни удивительно, показатели экспорта польских товаров заметно выросли.
Такое развитие событий объяснили тем, что страна взяла курс на поиск новых рынков сбыта. Причем в фокусе экспансии рассматриваются не только рынки стран Центральной Азии, но и Ближнего Востока, Китая, Индии и Ирана.
Сегодня 80% продукции под маркой Made in Poland уходит в Европу, причем треть из этого объема приходится на Германию. Это удобно, надежно, так как связано с географическим расположением страны. Но такая зависимость чревата большими рисками.
Именно поэтому в правительстве страны решили диверсифицировать свои торговые потоки. И одним из выгодных направлений новой политики стал Китай, путь в который проходит через Казахстан. В Польше даже принята госпрограмма Go to China ("Идём в Китай". – Прим. автора).
Кстати, железнодорожное сообщение между Европой и Китаем берет свое начало в польском городе Лодзь, откуда составы с европейскими товарами уходят в Поднебесную до станции Ченг Ду и возвращаются назад с китайскими товарами.
Сегодня все железнодорожные составы, которые отправляются со станции Лодзь до Китая, уходят под завязку груженные польскими яблоками, и по пути часть их разгружается в Казахстане. Кстати, в 2015 году Польша экспортировала своей сельхозпродукции почти на 24 млрд евро. Это на 7,7% выше, чем в 2014 году.
Сегодня Польша является одним из главных экспортеров картофеля, клубники и яблок в страны Евросоюза и теперь уже и для Казахстана.
Кульпаш Конырова