Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев поручил провести тщательное расследование причин крушения самолета "Ан-28" и ужесточить меры к авиаперевозчикам.
"Этот трагический случай говорит о том, что есть большие проблемы в сфере санавиации. Старые самолеты используются, не обеспечивается безопасность полетов. В регионах нет условий для круглосуточного приема воздушного судна, и в результате ставятся под угрозу жизни как высококлассных специалистов, так и тяжелобольных. В этой связи поручаю министерству здравоохранения, по инвестициям и развитию, внутренних дел с другими госорганами провести тщательное расследование этого случая. Проверить имеющийся парк санавиации, усилить требования к авиаперевозчикам и принять меры по созданию соответствующих условий для осуществления подобных внеплановых рейсов", – сказал он на заседании правительства.
Контроль за исполнением поручения возложен на вице-премьера Ерболата Досаева.
3 октября в 28 километрах от Алматы разбился и сгорел самолет "Ан-28" авиакомпании East Wing, выполнявший санитарный рейс из Алматы в Шымкент. В результате крушения погибли пятеро человек – трое членов экипажа и двое врачей.
В профильном министерстве по инвестициям и развитию полагают, что вопрос о возможном запрете или разрешении дальнейшей эксплуатации "Ан-28" в Казахстане будет решен по итогам расследования авиакатастрофы и на основании заключения экспертов завода – изготовителя судна.
"Нужно дождаться результатов расследования, и после будем принимать решения (о запрете или разрешении эксплуатации "Ан-28" в РК. – Прим. автора). Вполне может быть введен запрет на эксплуатацию. После проведения расследования к нам на днях должны прибыть специалисты от завода – изготовителя данного воздушного судна, и будут проведены все необходимые консультации", – сказал вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр, отвечая на соответствующие вопросы журналистов на брифинге 9 октября.
В свою очередь и. о. руководителя управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов министерства по инвестициям и развитию Жамбыл Исин отметил, что результаты расшифровки бортового самописца с "Ан-28" будут готовы на этой неделе.
"Бортовой самописец был отправлен в МАК (Межгосударственный авиационный комитет. – Прим. автора) в Москву. Ближе к среде-пятнице данные параметры будут расшифрованы, и затем комиссия приступит к дальнейшему анализу", – сказал он.
Установленное время проведения расследования составляет месяц, если не потребуется дополнительных исследований. Во втором случае предоставляется еще 60 дней для дополнительных исследований.
Всего в настоящее время в Казахстане насчитывается семь самолетов "Ан-28", из которых четыре самолета не летают, а один вышел из строя в связи с аварией. Таким образом, годными к полетам являются всего два "Ан-28".
"К ним (годным к полетам "Ан-28". – Прим. автора) будет применена инспекция комитета гражданской авиации, и после инженеры будут решать вопрос о запрете эксплуатации, – сообщила и. о. заместителя председателя комитета гражданской авиации МИР РК Тоты Амирова.
"В данный момент мы рассматриваем по "Ан-28". Но по нему мы должны получить определенные рекомендации после расследования. Потому что на "Ан-28" было продление ресурса от конструкторского бюро Антонова. Это серьезная организация, и если они продлили ресурс, то мы не должны были сомневаться. Но что произошло, то произошло. Причины скажет нам расследование", – сказала она.
Тоты Амирова напоминает, что часть воздушных судов малой авиации являются "старыми".
"Как бы мы ни говорили, что это правильно, а это неправильно, но если воздушное судно старое – оно старое. Оно бесполезное. И все, что происходит сейчас, это лавинообразно. Потому что, если воздушным судам больше 30 лет, некоторым 40 лет, вы не сможете ничего сделать. Поэтому в малой, региональной авиации такая проблема стоит, и сейчас мы должны ее решать на высоком уровне", – сказала и. о. заместителя председателя КГА.
В КГА приняли решение приостановить полеты учебного тренировочного центра при академии гражданской авиации в Алматы, потому что там произошло три авиационных события.
"Два самолета вышли из строя в полете, но курсанты остались живы, третье – это крушение. Например, мы остановили "Як-12" после того крушения, и в данный момент мы рассматриваем и "Ан-28", – сказала она.
Полетная информация по воздушным судам российского производства, в том числе "Ан-28" и "Як-12", в рамках расследований направляется в МАК. При этом Тоты Амирова отмечает, что, для того чтобы запретить летать самолетам, необходимо "определенное законодательство".
"Сами понимаете, они предприниматели, обращаются в различные инстанции, чтобы эти воздушные суда продолжались использоваться, палату предпринимателей, Минэкономики и так далее. Для того чтобы убрать эти воздушные суда, должна быть замена, если нет замены и мы все эти самолеты просто вычеркнем, то каким образом будут обрабатываться поля, пожаротушение, санавиация?" – сказала она.
И. о. зампреда КГА сообщила, что после решения вопросов в большой авиации в комитете теперь "разбираются" с малой авиацией.
В целом в МИРе не считают череду последних авиапроисшествий "системным кризисом" в отрасли. Женис Касымбек, отвечая на соответствующий вопрос, отметил:
"Системного кризиса нет. У нас есть положительная динамика".
В свою очередь Роман Скляр пытается подтверждать это цифрами.
"Количество авиационных происшествий в 2014 году составило пять, в 2015-м – семь, в 2016-м – пять, за 2017 год – восемь авиационных происшествий. В 2014 году произошло две катастрофы (в легкой и сверхлегкой авиации), погибло два человека. В 2015 году – три катастрофы (одна в легкой и две в сверхлегкой авиации), погибло восемь человек. В прошлом году произошли три катастрофы (две в легкой авиации и одна в средней авиации), погибло семь человек, и в текущем году произошло пять катастроф (четыре в легкой и одна в средней авиации), погибло 11 человек", – сказал он, при этом сразу же уточняя, что печальный рост идет именно за счет малой авиации.
По результатам авиационных расследований основными причинами авиационных происшествий в предыдущие годы, начиная с 2014 года, явились человеческий и метеорологический фактор, а также отказы техники.
В настоящее время в классе малой авиации в госреестре числится 662 воздушных судна по сравнению с 602 в прошлом году. Из этого числа 382 аппарата обладают сертификатом летной годности и допущены к полетам.
"Нельзя не учитывать тот факт, что в области гражданской авиации комитет гражданской авиации настойчиво продвигает политику добровольных сообщений об авиационных происшествиях. С прошлого года комитет гражданской авиации требует установки аварийных маяков и GPS-трекеров на каждое воздушное судно", – сказал Роман Скляр.
При этом он напомнил, что при условии своевременного технического обслуживания, восстановительных ремонтов и грамотной эксплуатации "безопасная эксплуатация может продолжаться десятилетиями без снижения надежности данных летательных аппаратов".
Жанболат Мамышев