В церемонии открытия завода QazTehna принял участие премьер-министр РК Аскар Мамин. Предприятие создано в партнерстве с крупнейшим мировым производителем автобусов Yutong. Стоимость проекта составляет 23 млрд тенге, здесь вместе со смежными отраслями будет создано свыше 1000 новых рабочих мест. Годовая проектная мощность – 1200 автобусов и электробусов, а также 500 единиц спецтехники.
Слегка измененная фраза председателя Старкомхоза Гаврилина из бессмертных "12 стульев" в заголовке статьи в нынешней ситуации более чем уместна: времена, когда инвесторы и "все флаги были в гости к нам", уже прошли. Слом нынешней модели либерального капитализма, прикрываемый пандемией, сильно охладил желания зарубежных инвеститоров. Как метко заметил в эксклюзивном интервью Inbusiness.kz заместитель министра иностранных дел, а в недавнем прошлом замакима Карагандинской области Алмас Айдаров, "Пандемия остудила эйфорию международной интеграции, все превратились в ежиков".
И Казахстан уже потерял совместный с Borealis проект по производству этилена и двух заводов полиэтилена мощностью 1,25 млн тонн.
Кроме того, китайский Xiamen Tungsten отказался от разработки крупнейшего в мире месторождения вольфрама Северный Каптар – Верхний Кайракты. А это значит, что 750 млн долларов в карагандинскую экономику не придут.
Поэтому нам нужны и новые проекты, и новые инвесторы, и диверсификация региональной экономики. Особенно она нужна для области, в которой целых восемь моногородов, и они не должны зависеть от крупных предприятий.
В свое время моногород Сарань достаточно сильно зависел от завода резинотехнических изделий. И если бы не шахты, то гибель в 1994 году на "капиталистических фронтах" завода РТИ могла бы поставить точку на развитии города. Поэтому завести сюда новых инвесторов, да еще и в коронавирусное время – это дорогого стоит.
В настоящее время в шахтерско-металлургическом крае реализуются 45 крупных инвестиционных проектов на сумму 2 трлн тенге, из них 20 с иностранным участием. На 2020 год планировался запуск 12 инвестпроектов. Шесть из них введены в строй в первой половине года, и столько же вводится до нового года.
Линия сборки автобусов
Один из них – завод по производству пассажирских автобусов и спецтехники Yutong. Предприятие запущено на базе бывшего завода резинотехнических изделий, и что очень важно – с автозаводом возрождается целая градообразующая для Сарани индустриальная зона.
Напомним, что в этой же зоне сейчас идет строительство нового шинного завода "Татнефти" мощностью 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 0,5 млн грузовых шин в год.
Следует отметить, что Yutong уже давно "заехал" в Карагандинскую область: добрую половину подвижного состава одного из крупнейших в стране пассажироперевозчиков – ТОО "Автобусный парк № 3" как раз и составляют автобусы этой марки. Причем выбраны они в первую очередь потому, что в условиях резко континентального климата неплохо переносят наши морозы.
Для реализации настоящего инвестиционного проекта было создано СП с участием оператора – ТОО QazTehna, АО "СПК "Сарыарка" и компании Yutong.
Как уже было заявлено, завод планирует выпуск порядка 1200 единиц автобусов в год, что позволит значительно повлиять на ситуацию с изношенным парком общественного транспорта страны.
В июне текущего года руководитель Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин во время проведения республиканского форума "Магистраль" заявил:
"В Казахстане насчитывается более 89 тыс. автобусов, из них более 60 тыс. единиц физически изношены. Таким образом, в настоящее время в обновлении нуждается порядка 70% автобусного парка страны", – отметил глава ассоциации.
Также завод в Сарани будет производить грузовую и дорожно-строительную технику для промышленных и горнодобывающих компаний Казахстана.
Олег И. Гусев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!