/img/tv1.svg
RU KZ
4 трлн тенге необходимо на обновление автобусного парка в Казахстане

4 трлн тенге необходимо на обновление автобусного парка в Казахстане

Изношенность автопарка составляет более 70%.

08:59 19 Июнь 2020 4947

4 трлн тенге необходимо на обновление автобусного парка в Казахстане

Автор:

Саян Абаев

Фото: Серикжан Ковланбаев

Проблемы общественного транспорта стали основной темой онлайн-форума «Магистраль», организованного директором коммуникационной компании TLK Media Жанной Исингариной. В ходе форума участники обрисовали текущую картину и поделились своим видением решения задач.

Так, заместитель акима г. Нур-Султана Ермек Кизатов рассказал о том, что сегодня в столице работают шесть автобусных парков, среди них один муниципальный и пять частных. При этом львиную долю – больше 75% перевозок – осуществляет коммунальный парк. Частный бизнес выбывает, в течение прошлого года закрылись два частных автопарка в связи со сложностями, в первую очередь связанными с приобретением новых автобусов. Также он напомнил, что в прошлом году в столице приобретено 100 электробусов, ход после зарядки составляет 300 км. По его словам, первоначальная стоимость электробусов окупается после трех-четырех лет эксплуатации. Также предлагается внести изменения в законодательство в части субсидирования в связи с внедрением нового вида транспорта.

Заместитель председателя Союза транспортников KAZLOGISTICS Юрий Лавриненко в своем выступлении затронул тему коммунальных парков. По его мнению, те красивые цифры, которыми оперируют по увеличению в разы субсидирования, процента обновления автобусов, выделения денег на поддержку отечественного автопрома, «до всего этого выжившие, которые надеялись на помощь, частные перевозчики, не могут дотянуться». Как он отметил, все средства уходят коммунальным предприятиям, для которых под различными предлогами отнимаются у частных перевозчиков и передаются им основные автобусные маршруты. Доказать и защитить свое право частные автопарки не в состоянии, это достаточно сложно, резюмировал спикер.

Более 60 тысяч автобусов изношены

Руководитель Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин отметил, что государственное регулирование – это не только разработка подзаконных актов и проведение конкурса на обслуживание маршрутов, но и создание условий для привлечения частных инвестиций, квалифицированных кадров, своевременное утверждение тарифов и субсидирование убытков.

В целом, по его словам, в период 2010-2016 годов в Караганде субсидирование убытков внутригородских маршрутов вообще не производилось. Сегодня остро стоит вопрос субсидирования межрайонных и внутриобластных маршрутов. Даже в период ЧП и карантина автобусные парки Карагандинской области никакой поддержки от акимата не получили, акцентировал спикер.

Также он затронул тему обновления автопарка в стране и привел данные комитета по статистике, согласно которым в Казахстане насчитывается более 89 тысяч автобусов, из них более 60 тысяч единиц физически изношены.

«Таким образом, в настоящее время в обновлении нуждается порядка 70% автобусного парка страны. По скромным подсчетам цена вопроса составляет около 4 трлн тенге», – отметил глава ассоциации.

По его мнению, государство не может выделить такую сумму на обновление парка. Единственным инструментом обновления парка в страну могут стать частные инвестиции, считает спикер. Подавляющее большинство частных перевозчиков не хотят вкладывать средства в обновление парка, так как не верят в окупаемость вложенных средств и стабильность получения коммерческой выгоды, резюмировал Айнитдин Буралкин.

В свою очередь замруководителя управления транспорта Карагандинской области Нурлан Есентаев отметил, что в области средний возраст автобусов составляет 13-15 лет. Так, в 2019 году приобретено 105 автобусов китайского производства марки Yutong на сумму 4,2 млрд тенге. С прошлого года реализуется проект через «БРК-Лизинг» и «СарыаркаАвтоПром» по приобретению 250 новых автобусов, из них 200 единиц будут поставлены в Караганду и 50 – в Темиртау. Также он сообщил о строительстве завода и специальной техники Yutong, общая стоимость проекта более 16 млрд тенге. Проектная мощность завода составит 1200 автобусов в год. Предприятие будет располагаться на промышленной площадке бывшего завода резинотехнических изделий г. Сарани.

Директор департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен» Мурат Амрин отметил, что по итогам 2019 года объем субсидий составил 36 млрд тенге, основной объем направлен в муниципальные парки. По его словам, у перевозчиков нет средств приобретать готовые автобусы, необходимо предоставление дополнительной льготы.

«Действующий комплексный план дает льготы, но этого недостаточно, перевозчикам нужны субсидии. Если им не будет уделено внимание, то потеряем и остальных перевозчиков. Сейчас в рамках налогового законодательства в мажилисе рассматривают поправки, освобождающие перевозчиков, осуществляющих социально значимые маршруты, от уплаты НДС», – рассказал глава департамента.

Из-за коронавируса пассажиропоток упал в 10 раз

Генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев сообщил, что во время карантина пассажиропоток упал в 10 раз – с 1,4 млн человек до 140 тыс. Сейчас картина несколько улучшилась, но до сих пор доходность перевозчиков в пять раз ниже по сравнению с докризисной ситуацией.

«Это поставило их в тяжелую финансовую ситуацию, при которой дело может дойти до остановки предприятий. Срывается подготовка к зиме. Сложилась тревожная ситуация, мы с ассоциациями обратились в акимат по поводу возмещения затрат на топливо и зарплату. До реализации планов еще далеко», – рассказал глава Союза автотранспортников.

По его словам, обнаружилось, что большим недостатком является отсутствие нормативных актов в период чрезвычайных ситуаций. К примеру, акиматы затрудняются предпринять какие-либо меры поддержки, так как это не предусмотрено нормами. Необходимо срочное решение госорганов на возмещение затрат на топливо и зарплаты перевозчиков, иначе неизбежно в осенне-зимний период произойдут массовые срывы обслуживания маршрутов, предостерег Сабит Аманбаев.

Так, он напомнил слова президента о том, что вместо системного решения проблем перевозчиков акиматы создают новые предприятия с госучастием, вливая туда бюджетные средства. Присутствие коммунального парка в рыночной среде – это недоразумение, которое допущено уполномоченным органом, резюмировал Аманбаев.

Итальянские ИТ-разработки дорого обходятся Нур-Султану

В своем выступлении эксперт Сержан Акылбек отметил, что основные проблемы перевозчиков лежат в плоскости финансовых взаимоотношений – это привлечение инвесторов, выделение субсидий и компенсаций. По его мнению, для решения этих проблем необходимо внедрение электронного билетирования и онлайн-диспетчеризация на примере Нур-Султана.

«В Нур-Султане в автобусах установлена итальянская программа. На сегодняшний день для того, чтобы ее развить и дальше продлить, итальянцы как бы подсадили на иглу и запрашивают баснословные суммы. То есть развитие этой системы немного проблемно, то же самое в Алматы с системой «Онай», – рассказал спикер.

В целом, по его словам, электронное билетирование позволяет увидеть реальную картину города, что сейчас делается в Шымкенте, где консультационные услуги оказывает CTS. Также он сообщил, что для этих целей в Усть-Каменогорске на 400 автобусов выделяют баснословные 1,7 млрд тенге, в то время как в Шымкенте на 1500 автобусов инвестор готов установить оборудование в автобусах за счет собственных средств.

Как рассказал Сержан Акылбек, комитетом транспорта МИИР был выпущен документ по соответствию информационной системы электронного билетирования. По его словам, в Караганде внедряется корейская система, которая не соответствует той, которая прописана нормами МИИР в Казахстане.

«В целом система электронного билетирования и онлайн-диспетчеризация должна быть государственной, а не разделенной на регионы. В этом случае все перевозчики могут просить компенсации из бюджета. Сейчас же перевозчики должны защищать свои расходы в акимате, МИО выходят с решением на республику. Если же программа будет государственной, госорганы будут видеть, сколько перевез пассажиров тот или иной перевозчик, и выделять положенные субсидии», – резюмировал эксперт.

Саян Абаев

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

17 Сентябрь 2020 08:03 2546

Фото: Мира Бахытова

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ТОО Semey Bus проверяет аудит из-за конфликта работников с руководством компании

Акимат Семея пообещал жестко наказать за срыв работы общественного транспорта.

12 Август 2020 12:38 5599

Фото: ehonews.kz

На официальной странице акимата в «Инстаграме» появился пост о том, что неправомерные действия работников будут жестко наказываться. Власти отметили, что будут приняты во внимание все жалобы работников, и призвали к «сдержанности, взвешенности и разуму».

«Городской пассажирский транспорт является социально значимой отраслью хозяйства, и забастовки, пикеты, митинги здесь не только неуместны, но и противоправны. Все действия, направленные на умышленный срыв работы структур жизнеобеспечения города, будут жестко пресекаться, а их организаторы должны понести справедливое наказание. Необходимо помнить, что от непродуманных действий водителей автобусов страдают люди – пенсионеры, дети, женщины. А от целенаправленных действий провокаторов страдаем все мы. Путь митингов, забастовок и ультиматумов не ведет к решению проблем. Он ведет в самом малом к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Мы такого развития событий не допустим», – предупредили в акимате.

Уволят, не уволят…

Вышедшие на забастовку 10 августа, в празднование Дня Абая, работники муниципального автопарка рискуют остаться без работы, говорит лидер новосозданного профсоюза работников предприятия.

«На сегодня мы создали первичный профсоюз. Сегодня с утра вновь стоим здесь. Пока толком ничего не ясно. Кто вчера вышел, на работу не выпускают сегодня. Представители акимата ведут беседу с каждым, кому-то говорят, пишите сами заявление по собственному желанию, кому-то – идите домой и тихо сидите, вызовем. Пока не уволили, но угрожают, что уволят», – говорит Наталья Борисевич.

Корреспондент inbusiness.kz попросила прояснить ситуацию у руководства областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

По словам заместителя руководителя управления Ернара Мустафина, сегодня движение общественного транспорта на всех маршрутах восстановлено. Речи об увольнении работников нет. Но, если они сами хотят уволиться, никто удерживать не вправе, говорит он. На предприятии намерены пригласить на работу водителей с других регионов.

«Мы никак столько человек не можем уволить, и так у нас нехватка водителей. Но мы не можем идти на поводу у водителей, не можем ждать, когда они соблаговолят выйти на работу, поэтому сказали, будем искать водителей, пусть даже с других регионов. Да, были какие-то задержки и другие проблемы в связи с пандемией. Но это не наша вина и не вина автопарка. Они хотели полную заработную плату во время карантина. Как, если работают по несколько часов? Некоторые города полностью прекратили работу общественного транспорта, в Семее работал транспорт. И это притом, что парк «нулевые» пробеги делает. Зарплату вовремя получают, за июль задержка была, но это же не повод, чтобы в день нашего великого мыслителя Абая Кунанбаева выйти», – сказал Ернар Мустафин.

Кто ответит за нарушения?

В то же время он сообщил, что на предприятии действительно были нарушения, работникам не перечислялись пенсионные взносы и социальные отчисления. Все эти задолженности, сказал он, будут погашены полностью до сентября. По данным департамента государственных доходов, в июне сумма задолженности по пенсионным взносам и социальным налогам была более 75 млн тенге. Людям пенсионные взносы и социальный налог не перечислялись с сентября прошлого года по март 2020 года.

«Мы не знали, пока налоговая нас перед фактом не поставила. Потому что не имеем права вмешиваться в деятельность частной компании. Когда выяснилось, мы незамедлительно приняли меры по устранению данных нарушений. Сейчас наша задача задолженности закрыть, чтобы люди не страдали из-за кого-то», – продолжил он.

В данное время, отметил он, на предприятии ведет проверку департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА).

«По результатам, думаю, будут наказаны виновные. Вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы провели сами свою проверку, выявили нарушения, но наказывать не можем, и поэтому лично сам написал заявление в прокуратуру. И надзорным органом было принято решение запустить туда департамент госаудита для установления фактов нарушений. Ждем результатов проверок», – заключил Ернар Мустафин.

Кстати, с 23 по 28 июля включительно на предприятии были и проверяющие из трудовой инспекции. Однако прошло две недели, но результаты проверок так и не оглашены.

Напомним, ТОО Semey Bus было создано в 2018 году, скандалы на новосозданном предприятии не утихают с конца 2019 года. С начала 2020 года акции протеста участились. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, массово отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.

Недавно руководство нового муниципального автопарка заявило, что предприятие терпит колоссальные убытки, и просило дотации у государства или повышения тарифа на проезд почти в два раза, с 80 тенге до 140 тенге. 

Отметим, ТОО Semey Bus 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк Семей», 49% – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

В день празднования Дня Абая порядка 80 водителей ТОО Semey Bus, которое осуществляет 70% пассажирских перевозок Семея, не вышли на маршруты с требованиям устранить нарушения трудовых прав по выплате заработной платы. Работа общественного транспорта в этот день была практически парализована. С работниками встретились аким города Ермак Салимов, его заместители, руководители профильных отделов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!