Проблемы общественного транспорта стали основной темой онлайн-форума "Магистраль", организованного директором коммуникационной компании TLK Media Жанной Исингариной. В ходе форума участники обрисовали текущую картину и поделились своим видением решения задач.
Так, заместитель акима г. Нур-Султана Ермек Кизатов рассказал о том, что сегодня в столице работают шесть автобусных парков, среди них один муниципальный и пять частных. При этом львиную долю – больше 75% перевозок – осуществляет коммунальный парк. Частный бизнес выбывает, в течение прошлого года закрылись два частных автопарка в связи со сложностями, в первую очередь связанными с приобретением новых автобусов. Также он напомнил, что в прошлом году в столице приобретено 100 электробусов, ход после зарядки составляет 300 км. По его словам, первоначальная стоимость электробусов окупается после трех-четырех лет эксплуатации. Также предлагается внести изменения в законодательство в части субсидирования в связи с внедрением нового вида транспорта.
Заместитель председателя Союза транспортников KAZLOGISTICS Юрий Лавриненко в своем выступлении затронул тему коммунальных парков. По его мнению, те красивые цифры, которыми оперируют по увеличению в разы субсидирования, процента обновления автобусов, выделения денег на поддержку отечественного автопрома, "до всего этого выжившие, которые надеялись на помощь, частные перевозчики, не могут дотянуться". Как он отметил, все средства уходят коммунальным предприятиям, для которых под различными предлогами отнимаются у частных перевозчиков и передаются им основные автобусные маршруты. Доказать и защитить свое право частные автопарки не в состоянии, это достаточно сложно, резюмировал спикер.
Более 60 тысяч автобусов изношены
Руководитель Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин отметил, что государственное регулирование – это не только разработка подзаконных актов и проведение конкурса на обслуживание маршрутов, но и создание условий для привлечения частных инвестиций, квалифицированных кадров, своевременное утверждение тарифов и субсидирование убытков.
В целом, по его словам, в период 2010-2016 годов в Караганде субсидирование убытков внутригородских маршрутов вообще не производилось. Сегодня остро стоит вопрос субсидирования межрайонных и внутриобластных маршрутов. Даже в период ЧП и карантина автобусные парки Карагандинской области никакой поддержки от акимата не получили, акцентировал спикер.
Также он затронул тему обновления автопарка в стране и привел данные комитета по статистике, согласно которым в Казахстане насчитывается более 89 тысяч автобусов, из них более 60 тысяч единиц физически изношены.
"Таким образом, в настоящее время в обновлении нуждается порядка 70% автобусного парка страны. По скромным подсчетам цена вопроса составляет около 4 трлн тенге", – отметил глава ассоциации.
По его мнению, государство не может выделить такую сумму на обновление парка. Единственным инструментом обновления парка в страну могут стать частные инвестиции, считает спикер. Подавляющее большинство частных перевозчиков не хотят вкладывать средства в обновление парка, так как не верят в окупаемость вложенных средств и стабильность получения коммерческой выгоды, резюмировал Айнитдин Буралкин.
В свою очередь замруководителя управления транспорта Карагандинской области Нурлан Есентаев отметил, что в области средний возраст автобусов составляет 13-15 лет. Так, в 2019 году приобретено 105 автобусов китайского производства марки Yutong на сумму 4,2 млрд тенге. С прошлого года реализуется проект через "БРК-Лизинг" и "СарыаркаАвтоПром" по приобретению 250 новых автобусов, из них 200 единиц будут поставлены в Караганду и 50 – в Темиртау. Также он сообщил о строительстве завода и специальной техники Yutong, общая стоимость проекта более 16 млрд тенге. Проектная мощность завода составит 1200 автобусов в год. Предприятие будет располагаться на промышленной площадке бывшего завода резинотехнических изделий г. Сарани.
Директор департамента логистики и перевозок НПП "Атамекен" Мурат Амрин отметил, что по итогам 2019 года объем субсидий составил 36 млрд тенге, основной объем направлен в муниципальные парки. По его словам, у перевозчиков нет средств приобретать готовые автобусы, необходимо предоставление дополнительной льготы.
"Действующий комплексный план дает льготы, но этого недостаточно, перевозчикам нужны субсидии. Если им не будет уделено внимание, то потеряем и остальных перевозчиков. Сейчас в рамках налогового законодательства в мажилисе рассматривают поправки, освобождающие перевозчиков, осуществляющих социально значимые маршруты, от уплаты НДС", – рассказал глава департамента.
Из-за коронавируса пассажиропоток упал в 10 раз
Генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев сообщил, что во время карантина пассажиропоток упал в 10 раз – с 1,4 млн человек до 140 тыс. Сейчас картина несколько улучшилась, но до сих пор доходность перевозчиков в пять раз ниже по сравнению с докризисной ситуацией.
"Это поставило их в тяжелую финансовую ситуацию, при которой дело может дойти до остановки предприятий. Срывается подготовка к зиме. Сложилась тревожная ситуация, мы с ассоциациями обратились в акимат по поводу возмещения затрат на топливо и зарплату. До реализации планов еще далеко", – рассказал глава Союза автотранспортников.
По его словам, обнаружилось, что большим недостатком является отсутствие нормативных актов в период чрезвычайных ситуаций. К примеру, акиматы затрудняются предпринять какие-либо меры поддержки, так как это не предусмотрено нормами. Необходимо срочное решение госорганов на возмещение затрат на топливо и зарплаты перевозчиков, иначе неизбежно в осенне-зимний период произойдут массовые срывы обслуживания маршрутов, предостерег Сабит Аманбаев.
Так, он напомнил слова президента о том, что вместо системного решения проблем перевозчиков акиматы создают новые предприятия с госучастием, вливая туда бюджетные средства. Присутствие коммунального парка в рыночной среде – это недоразумение, которое допущено уполномоченным органом, резюмировал Аманбаев.
Итальянские ИТ-разработки дорого обходятся Нур-Султану
В своем выступлении эксперт Сержан Акылбек отметил, что основные проблемы перевозчиков лежат в плоскости финансовых взаимоотношений – это привлечение инвесторов, выделение субсидий и компенсаций. По его мнению, для решения этих проблем необходимо внедрение электронного билетирования и онлайн-диспетчеризация на примере Нур-Султана.
"В Нур-Султане в автобусах установлена итальянская программа. На сегодняшний день для того, чтобы ее развить и дальше продлить, итальянцы как бы подсадили на иглу и запрашивают баснословные суммы. То есть развитие этой системы немного проблемно, то же самое в Алматы с системой "Онай", – рассказал спикер.
В целом, по его словам, электронное билетирование позволяет увидеть реальную картину города, что сейчас делается в Шымкенте, где консультационные услуги оказывает CTS. Также он сообщил, что для этих целей в Усть-Каменогорске на 400 автобусов выделяют баснословные 1,7 млрд тенге, в то время как в Шымкенте на 1500 автобусов инвестор готов установить оборудование в автобусах за счет собственных средств.
Как рассказал Сержан Акылбек, комитетом транспорта МИИР был выпущен документ по соответствию информационной системы электронного билетирования. По его словам, в Караганде внедряется корейская система, которая не соответствует той, которая прописана нормами МИИР в Казахстане.
"В целом система электронного билетирования и онлайн-диспетчеризация должна быть государственной, а не разделенной на регионы. В этом случае все перевозчики могут просить компенсации из бюджета. Сейчас же перевозчики должны защищать свои расходы в акимате, МИО выходят с решением на республику. Если же программа будет государственной, госорганы будут видеть, сколько перевез пассажиров тот или иной перевозчик, и выделять положенные субсидии", – резюмировал эксперт.
Саян Абаев