/img/tv1.svg
RU KZ
«Баням – да, а школам – нет!»: почему частные школы Казахстана хотят работать офлайн

«Баням – да, а школам – нет!»: почему частные школы Казахстана хотят работать офлайн

Директора школ сильно возмущены тем, что общественным баням работать разрешили, а школам – только дистанционно.

20:51 18 Август 2020 17061

«Баням – да, а школам – нет!»: почему частные школы Казахстана хотят работать офлайн

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: astana.gov.kz

Перед началом нового учебного года частные школы просят разрешить им работать в традиционном формате. Школы готовы принять все меры, чтобы не допустить вспышки заболевания и обеспечить безопасность школьников и педагогов. Дистанционные уроки, как оказалось, не устраивают очень многих.

Виртуальные уроки, они такие виртуальные

После весенних каникул, когда школы вынуждены были закрыться, чтобы не допустить распространение коронавируса, переход к дистанту породил хаос. Классические уроки, по сути, заменили телевизор и мессенджеры. Как сказал министр образования Асхат Аймагамбетов, Интернет в Казахстане оказался не приспособлен для онлайн-уроков.

Оказалось, частные школы сильно отличаются в своей способности организовать онлайн-занятия. Как признался Даурен Каупынбаев, соучредитель и директор по развитию TAMOS Education, только 20-30% родителей были довольны виртуальными уроками, и то их восторг был адресован работе учителей, а не способу организации уроков на дистанции. 50-60% родителей были нейтральны, и вполне вероятно, как допускает Каупынбаев, родители были заняты своими делами и особо не интересовались тем, как проходят занятия. Остальные, а это в основном родители младшеклашек, остались очень недовольными.

«У нас было и несколько полускандальных ситуаций, когда к урокам подключались старшеклассники или вообще посторонние люди и занятия срывались. Видеоконференции в Zoom оказались небезопасными, к тому же они не заменят живое общение», – сказал Даурен Каупынбаев.

Основатель и директор «Школы Архимеда» Архимед Искаков, сообщил, что все родители остались довольны тем, как в школе были организованы дистанционные уроки, но, тем не менее, он допускает: если занятия в частных школах продолжатся в онлайн-формате, 50-66% учеников могут перейти из частных школ в государственные.

«Настроение в родительских чатах колеблется. Я думаю, что в самые последних числах августа или в самом начале сентября родители окончательно будут принимать решение, – сказал Искаков. – Сейчас они в ожидании, как будут проходить занятия – дистанционно или же вернутся в классы».

Удержать детей в частных школах при дистанционных занятиях сложно, даже с учетом скидки до 40%, которую предоставили школы на период занятий онлайн.

«Мы все знаем, например, что уже много лет не надо ехать в Массачусетский технологический институт, чтобы там учиться. Но я знаю только одного человека, который закончил его онлайн. Это какая мотивация должна быть!» – добавил Архимед Искаков.

Чем опасен дистант

По мнению школьных директоров, онлайн-обучение не заменит классическую школу, ведь это не только получение знаний, но и социализация. А длительное закрытие школ и лишение учеников живого общения вообще может негативно сказаться в будущем. Есть данные, что масштабный эксперимент по дистанционному обучению во всем мире показал не очень-то хорошие результаты. Некоторые дети воспринимают дистанционный формат как подобие каникул, другие говорят, нагрузка стала тяжелее. Успеваемость у многих снизилась, так же как и уровень вовлеченности и мотивации к обучению. Зато повысились показатели депрессии, тревожности и стрессовых расстройств.

«Длительное закрытие школ может нанести колоссальный вред психическому здоровью детей», – уверенно заявляют директора.  

С другой стороны, детям вредно несколько часов подряд сидеть за экраном монитора. А если ребенок готов проводить у компьютера часы напролет, то неизвестно, чем он на самом деле занимается – уроками или играми.

И родители хотят офлайн

«80% родителей хотят, чтобы дети учились в режиме офлайн, потому что нужны живые коммуникации и качество образования страдает при онлайн-обучении. К тому же многим родителям нужно выходить на работу для поддержания своего бизнеса, а детей оставить не с кем», – озвучила Ольга Ким мнение 80% родительского сообщества.

Она добавила, что родители готовы взять ответственность за здоровье детей, подписать соответствующие бумаги.

В свою очередь, учредители и директора частных школ, учитывая мнение родительского сообщества, готовы обеспечить строгие санитарные меры по пребыванию учеников в частных школах. В некоторых частных школах даже набрали дополнительный медперсонал.

«То, что ученик находится в школе целый день, было важным критерием при выборе между государственной и частной школой. В свою очередь, частные школы имеют возможность обеспечить все санитарные требования по пребыванию учащихся. Учитывая этот момент, ассоциация просит правительство Казахстана разрешить работать частным школам в штатном режиме», – подытожила часовую онлайн-дискуссию, посвященную ситуации, сложившейся в частном секторе образования, Роза Садыкова, председатель Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО).

Частные школы готовы выполнить все существующие требования: уменьшить количество учеников в классах до 10-15 человек, обеспечить рассадку в классах с соблюдением всех норм. Проводить перемены в разное время, измерять температуру при входе, усилить режим проветривания, кварцевания и влажной уборки… только бы разрешили работать очно.

«Если санитарный врач одобрит, мы сможем перестроиться под любой формат», – уверяет Динара Кудайкулова директор школы, созданной на основе английской модели, Аlpamys School. 

Катерина Клеменкова

 Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Вернутся ли дети в школы?

Ранее президент поручал разработать конкретный план перехода к традиционному обучению.

09 Сентябрь 2020 17:38 10701

Вице-министр образования и науки Шолпан Каринова ответила на этот вопрос.

«На самом деле министерство, так же как и наши родители, педагоги, очень хочет возобновить в штатном режиме работу школ. Поэтому несколько вариантов нами предложены, исходя из эпидемиологической ситуации. В каждом регионе она разная. Поэтому нами предложено открывать школы по решению местных исполнительных органов, также по согласованию с государственными санврачами соответствующих территорий. Считаем, что это самый правильный подход, поскольку страна большая, эпидситуация везде разная», – сказал она на брифинге в СЦК.

Также она ответила на критику в соцсетях, речь шла о скандальном случае, когда во время урока посредством Zoom подключились посторонние лица, использовавшие порноролики.

По ее словам, при проведении таких уроков в режиме реального времени педагогу и ученикам необходимо быть бдительными, «закрывать за собой комнаты дверей в зуме, на площадках, когда проходят онлайн-уроки».

«Такое интернет-поведение мы дальше складываем у наших педагогов. Мы хотим сказать, что педагоги справляются. Будем стараться не допускать впредь таких случаев», – говорит вице-министр.

Отдельные вопросы прозвучали по деньгам, выделенным ранее на информатизацию системы образования. В частности, по программе e-learning.

«На ее финансирование выделялись средства с 2010 по 2013 год, с 2016 года полностью прекращено финансирование. Затрачено из бюджета порядка 36 млрд тенге, из которых 28 млрд – это расходы, связанные с оборудованием: интерактивные доски, компьютеры, серверное оборудование, которые используются в общеобразовательном процессе. После приобретения они поставлены на баланс организаций образования. Была проверка счетного комитета, по итогам которой даны рекомендации, фактов нецелевого использования средств не было», – говорит вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.

Ранее мажилисмен Дания Еспаева озвучила следующие цифры: начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 млрд тенге. Из них: 12 млрд тенге – на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ; 16,5 млрд тенге – на обеспечение скоростным Интернетом 7160 школ; 4,4 млрд тенге – на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам. При этом в 2017 году по инициативе министерства образования и науки страна привлекла заем Всемирного банка на сумму 67 млн долл. США на финансирование проекта «Модернизация среднего образования», напомнила Еспаева. А между тем в этом году пришлось наблюдать такие нелицеприятные картины, как лазание по деревьям учеников в поисках Интернета.

В МОН на это сообщили, что действительно были выделены такие средства и потрачены они на покупку компьютеров для сельских школ, Интернет. По словам Бибигуль Асыловой, на проведение дистанционного обучения в четвертой четверти прошлого учебного года не было затрачено ни тенге из бюджета. Кроме того, телеуроки также были выпущены бесплатно. Что касается займа ВБ, то ведомство отказалось от него.

Шолпан Каринова прокомментировала также вопрос дистанционного обучения казахстанских детей в российских школах и возможное узаконивание школьной удаленки. «Возможно, речь идет о курсах, которыми пользуются школьники во всем мире, не только казахстанские, – предположила она, отвечая на вопрос. – Это Coursera, «Яндекс.Школа», Open university и другие. Никто это не запрещает».

Что касается законодательного закрепления дистанционного формата обучения в школах, то такая инициатива проявлена депутатами, законопроект в работе, добавила она.

Айгуль Тулекбаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Закон о статусе педагога загоняет частные школы в тупик»

Такое мнение прозвучало на заседании комитета развития человеческого капитала НПП «Атамекен».

05 Сентябрь 2020 14:55 4307

Председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП РК «Атамекен» Талгат Доскенов на заседании комитета в режиме онлайн отметил, что ежегодное послание президента – это значимое событие государственного уровня для общества, населения, предпринимателей и бизнеса.

«В своем послании президент Касым-Жомарт Токаев обозначает наиболее актуальные проблемы развития страны, указывает на пути решения проблем, обозначает главные ориентиры для дальнейшего поступательного развития общества» – этими словами Талгат Доскенов открыл заседание комитета.  

«На что я хотел бы обратить внимание в соответствии с профилем нашего комитета – это ведущая роль частного предпринимательства, честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей. По всей видимости, в разных сферах – это и здравоохранение, где доминирует государство. Ведущая роль частного предпринимательства означает, что частное образование, по идее, должно доминировать, а не государственное. Очень важная вещь, на которую обратил внимание президент, – это развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа», – сказал Талгат Доскенов.

Председатель комитета отметил, что в послании содержится месседж для политических руководителей и административных госслужащих о воспрепятствовании незаконному вмешательству госструктур в деятельность предпринимателей, и оно расценивается как тягчайшее преступление.

Макен Омаров в своем выступлении обратил внимание, что частные колледжи находятся на втором плане, государство поддерживает государственные колледжи, хотя их соотношение одинаковое.

«Сейчас стараются вернуть госаттестацию учебных заведений, в том числе и колледжей. Я считаю, что это неправильно, до этого момента очень много копий было сломано, когда переходили на независимые акрредитационные системы, поэтому хочу подчеркнуть значимость шага, который тогда был сделан, сейчас не надо возвращаться назад», – подчеркнул Омаров.

Второй момент, на котором остановился спикер, – финансирование частных колледжей. По его словам, когда в колледжах учатся студенты 10-х и 11-х классов, проходят общеобразовательные предметы, колледж сам платит преподавателям, а если бы эти учащиеся находились в школах, за них бы платили.

«Третье замечание – в программу «Жас Маман» попали единицы частных колледжей, которые получили грант, в основном идет на государственные колледжи. Да, у них хорошая база, но среди частных колледжей много продвинутых, на базе которых можно было также проводить данную работу», – резюмировал Макен Омаров.

Роза Садыкова из Республиканской ассоциации частного образования рассказала, что с пандемией частные заведения проигрывают по сравнению с государственными. Предприниматели теряют финансовую стабильность, многие школы и сады на грани закрытия.

«Если госшколы защищены государством, нас, кроме того, принятый закон о статусе педагога загоняет в тупик. Со стороны государства поднимают заработную плату, выдают 56 отпускных, в законе прописано жилье – все это принято в сторону гособразования, частное образование осталось вне правового поля. Этот вопрос стал проблемой, если не уравнять, то частным школам будет сложно выйти из тупика. Частным школам не выдаются учебники и учебно-методические материалы, курсы повышения квалификации остались вне правового поля. Для нас все платно», – констатировала Роза Садыкова.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram!