Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?

19517

Несмотря на грубые просчеты в проекте ТОО "Каздорпроект" остался в стороне.   

Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?

Громкие скандалы и публикации вокруг строительства трассы между шахтерской столицей и городом первого президента по обыкновению крутятся вокруг генерального подрядчика – ТОО "СейСер", которого inbusiness.kz далеко даже не оправдывает: уже одиннадцатая серия саги "Бетон штопаный" тому подтверждение. 

Однако очень важно посмотреть и на того, кто спроектировал эту "трассу 60".

Inbusiness.kz неоднократно писал о том, что и заказчик строительства – АО "НК "КазАвтоЖол", и подрядчик – ТОО "Сейсер" заявляли о "некошерности" проекта.

Полагаем, сейчас настало время распинать не только подрядчика, но и детально рассмотреть выданную ему проектантом "дорожную карту". 

Как говорил Юрий Алексеевич, "Поехали!"

Пришахтинскую развязку ТОО "Каздорпроект" пустил по березовой роще – землям лесного фонда. Об этом строителям "стало известно" в июле 2018 года (хотя они собирались сдать дорогу еще в конце 2017 года), но только в начале августа 2019 года вышло постановление правительства о переводе этого участка в земли промышленного пользования.

А темиртаускую проектант прилепил на коммунальной инфраструктуре: аккурат над городским водоводом и под электрическим сетями. В итоге путепровод мостостроители поставили еще в 2018 году, а вот съезда с него – примыкания к городской дороге под названием "Карагандинское шоссе" – до сих пор нет. Классическое "А и Б сидели на трубе".

Далее, ТОО "Каздорпроект" рекомендовал подрядчику  – ТОО "СейСер" специального поставщика щебня и песчано-гравийной смеси – ТОО "Техноиндустрия".

А следом удивительным образом на дороге Темиртау – Караганда протяженностью всего 15 км появились разворотные площадки.

Согласитесь, это же очень удобно: вдруг кто-то, путешествуя из области в город первого президента, вспомнит, что он забыл на рояле свой толстый кошелек? Зачем ему тащиться целых полтора десятка километров, чтобы потом повернуть назад, если он на полпути может сделать разворот?

А теперь вопрос: сколько таких разворотных площадок вы видели, например, на участке Нур-Султан – Темиртау протяженностью 180 км? Правильно – ни одной.

И не менее удивительным образом эти разворотные площадки оказались в районе примыкания к бетонной трассе проселочной (!) дороги, идущей как раз от ТОО "Техноиндустрия".

А сколько вы видели примыканий к бетонке проселочных дорог, ведущих не к населенным пунктам? Опять же ни одной, ибо это далеко не безопасно.

Более того, все съезды и заезды всегда выполнены согласно СНиП и примыкают к трассе совсем не под углом 90 градусов.

Да и на других новых бетонках, связывающих города нашей необъятной родины, ни таких разворотов на трассе, ни прямоугольных примыканий проселочных дорог что-то не наблюдается.

Отчего вдруг у проектировщика ТОО "Каздорпроект" возникла такая нежная забота по отношению к ТОО "Техноиндустрия", да еще и за наши налоги?

"Его пример другим наука"

2016 году Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем "ДОРТРАНС" были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков.

В результате исследований было доказано, что "использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса "дорожной одежды" и транспортных нагрузок, и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна". А бетон на дороге Темиртау – Караганда трескается как раз из-за немонолитности "дорожной одежды".

И вот очень интересный момент: обязательное применение отходов металлургического производства регламентировано п. 12.14 раздела 12 "Охрана окружающей среды" Строительных норм и правил РК № 3.03-09-2006 "Автомобильные дороги", утвержденных приказом комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 20.12.2006 г. № 467":

"При строительстве автомобильных дорог следует максимально использовать находящиеся в зоне строительства пригодные для применения отвалы и производственные твердые отходы предприятий горнодобывающей, перерабатывающей промышленности, тепловых электростанций (гранулированные металлургические и фосфорные шлаки, золы и золошлаковые смеси ТЭС, отходы углеобогащения, фосфогипс, бокситовый шлам и другое)".

Арселоровского доменного шлака в окрестностях города металлургов скопилось уже около 40 млн (!) тонн. И, вспоминая классика, "воздуха он не озонирует".

Автора трудно заподозрить в лоббировании  интересов "АрселорМиттал Темиртау", но строительство автодорог рядом с городом первого президента на данный момент едва ли не единственная возможность утилизировать и закопать эти токсичные отходы.

На строительстве участка Осакаровка – Темиртау этот шлак и песчано-гравийная смесь использовались достаточно активно, несмотря на то, что до той же Осакаровки его нужно было вести на расстояние 80 км.

А вот на участке Темиртау – Караганда "Каздорпроект", отринув требования СНиП, рекомендовал почему-то природный щебень от ТОО "Техноиндустрия".

Справедливости ради надо сказать, что в марте 2017 года ТОО "СейСер" заключил договор на покупку продукции из арселоровских доменных шлаков в объеме 110 000 тонн, но по факту приобрел только около 33 тонн.

Подведем итог

ТОО "Каздорпроект"  – разработчик проектно-сметной документации на строительство автодороги Темиртау – Караганда, получивший за это немалые бюджетные деньги, допустил следующие, мягко скажем, недочеты:

ошибка при проектировании темиртауской развязки;

ошибка при проектировании пришахтинской развязки;

при наличии в зоне строительства отходов металлургического производства рекомендовал подрядчику использовать щебень и песчано-гравийную смесь из природного материала;

ошибка при проектировании транспортной нагрузки;

ошибка при проектировании прикромочной части дополнительного слоя основания;

(пункты 4 и 5 следуют из ответа заместителя председателя АО "Национальная компания "Казавтожол" Темирхана Мендыгалиева на запрос inbusiness.kz.

И, конечно, хочется ясности с разворотными площадками и примыканием к дороге Темиртау – Караганда проселочной дороги.

Еще в сентябре 2018 года тогдашний заместитель Карагандинского филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Игорь Гафтон пообещал журналистам, что "к проектировщику мы выдвинем жесткие требования: либо пусть платит штраф в соответствии с договорными обязательствами, либо мы его включим в реестр недобросовестных".

В том же месяце в ответ на вопросы, поставленные в статье "Бетон штопаный. Часть четвертая. Увлажненная" АО "НК "КазАвтоЖол" также подтвердило, что на ТОО "Каздорпроект" будут поданы документы в суд.

С того момента, как заказчик призвал на голову проектанта "десять казней египетских", прошло уже 15 месяцев. И саму автодорогу Темиртау – Караганда должны были сдать в конце 2017 года, а на дворе уже начало 2020 года.

Но, как видим, "Каздорпроект", выражаясь словами Екатерины Тихомировой из фильма "Москва слезам не верит", "жив, здоров и довольно упитан". И недобросовестным поставщиком так и не признан.

Может быть, АО "НК "КазАвтоЖол" вместе с министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан дадут разъяснение по этому поводу?

Очень хочется знать, благодаря какой "крыше" над ТОО "Каздорпроект" такое безоблачное небо?

Олег И. Гусев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться