/img/tv1.svg
RU KZ
Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?

Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?

Несмотря на грубые просчеты в проекте ТОО «Каздорпроект» остался в стороне.   

10:50 06 Январь 2020 15608

Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?

Автор:

Олег И. Гусев

Громкие скандалы и публикации вокруг строительства трассы между шахтерской столицей и городом первого президента по обыкновению крутятся вокруг генерального подрядчика – ТОО «СейСер», которого inbusiness.kz далеко даже не оправдывает: уже одиннадцатая серия саги «Бетон штопаный» тому подтверждение. 

Однако очень важно посмотреть и на того, кто спроектировал эту «трассу 60».

Inbusiness.kz неоднократно писал о том, что и заказчик строительства – АО «НК «КазАвтоЖол», и подрядчик – ТОО «Сейсер» заявляли о «некошерности» проекта.

Полагаем, сейчас настало время распинать не только подрядчика, но и детально рассмотреть выданную ему проектантом «дорожную карту». 

Как говорил Юрий Алексеевич, «Поехали!»

Пришахтинскую развязку ТОО «Каздорпроект» пустил по березовой роще – землям лесного фонда. Об этом строителям «стало известно» в июле 2018 года (хотя они собирались сдать дорогу еще в конце 2017 года), но только в начале августа 2019 года вышло постановление правительства о переводе этого участка в земли промышленного пользования.

А темиртаускую проектант прилепил на коммунальной инфраструктуре: аккурат над городским водоводом и под электрическим сетями. В итоге путепровод мостостроители поставили еще в 2018 году, а вот съезда с него – примыкания к городской дороге под названием «Карагандинское шоссе» – до сих пор нет. Классическое «А и Б сидели на трубе».

Далее, ТОО «Каздорпроект» рекомендовал подрядчику  – ТОО «СейСер» специального поставщика щебня и песчано-гравийной смеси – ТОО «Техноиндустрия».

А следом удивительным образом на дороге Темиртау – Караганда протяженностью всего 15 км появились разворотные площадки.

Согласитесь, это же очень удобно: вдруг кто-то, путешествуя из области в город первого президента, вспомнит, что он забыл на рояле свой толстый кошелек? Зачем ему тащиться целых полтора десятка километров, чтобы потом повернуть назад, если он на полпути может сделать разворот?

А теперь вопрос: сколько таких разворотных площадок вы видели, например, на участке Нур-Султан – Темиртау протяженностью 180 км? Правильно – ни одной.

И не менее удивительным образом эти разворотные площадки оказались в районе примыкания к бетонной трассе проселочной (!) дороги, идущей как раз от ТОО «Техноиндустрия».

А сколько вы видели примыканий к бетонке проселочных дорог, ведущих не к населенным пунктам? Опять же ни одной, ибо это далеко не безопасно.

Более того, все съезды и заезды всегда выполнены согласно СНиП и примыкают к трассе совсем не под углом 90 градусов.

Да и на других новых бетонках, связывающих города нашей необъятной родины, ни таких разворотов на трассе, ни прямоугольных примыканий проселочных дорог что-то не наблюдается.

Отчего вдруг у проектировщика ТОО «Каздорпроект» возникла такая нежная забота по отношению к ТОО «Техноиндустрия», да еще и за наши налоги?

«Его пример другим наука»

2016 году Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем «ДОРТРАНС» были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков.

В результате исследований было доказано, что «использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса «дорожной одежды» и транспортных нагрузок, и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна». А бетон на дороге Темиртау – Караганда трескается как раз из-за немонолитности «дорожной одежды».

И вот очень интересный момент: обязательное применение отходов металлургического производства регламентировано п. 12.14 раздела 12 «Охрана окружающей среды» Строительных норм и правил РК № 3.03-09-2006 «Автомобильные дороги», утвержденных приказом комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 20.12.2006 г. № 467»:

«При строительстве автомобильных дорог следует максимально использовать находящиеся в зоне строительства пригодные для применения отвалы и производственные твердые отходы предприятий горнодобывающей, перерабатывающей промышленности, тепловых электростанций (гранулированные металлургические и фосфорные шлаки, золы и золошлаковые смеси ТЭС, отходы углеобогащения, фосфогипс, бокситовый шлам и другое)».

Арселоровского доменного шлака в окрестностях города металлургов скопилось уже около 40 млн (!) тонн. И, вспоминая классика, «воздуха он не озонирует».

Автора трудно заподозрить в лоббировании  интересов «АрселорМиттал Темиртау», но строительство автодорог рядом с городом первого президента на данный момент едва ли не единственная возможность утилизировать и закопать эти токсичные отходы.

На строительстве участка Осакаровка – Темиртау этот шлак и песчано-гравийная смесь использовались достаточно активно, несмотря на то, что до той же Осакаровки его нужно было вести на расстояние 80 км.

А вот на участке Темиртау – Караганда «Каздорпроект», отринув требования СНиП, рекомендовал почему-то природный щебень от ТОО «Техноиндустрия».

Справедливости ради надо сказать, что в марте 2017 года ТОО «СейСер» заключил договор на покупку продукции из арселоровских доменных шлаков в объеме 110 000 тонн, но по факту приобрел только около 33 тонн.

Подведем итог

ТОО «Каздорпроект»  – разработчик проектно-сметной документации на строительство автодороги Темиртау – Караганда, получивший за это немалые бюджетные деньги, допустил следующие, мягко скажем, недочеты:

ошибка при проектировании темиртауской развязки;

ошибка при проектировании пришахтинской развязки;

при наличии в зоне строительства отходов металлургического производства рекомендовал подрядчику использовать щебень и песчано-гравийную смесь из природного материала;

ошибка при проектировании транспортной нагрузки;

ошибка при проектировании прикромочной части дополнительного слоя основания;

(пункты 4 и 5 следуют из ответа заместителя председателя АО «Национальная компания «Казавтожол» Темирхана Мендыгалиева на запрос inbusiness.kz.

И, конечно, хочется ясности с разворотными площадками и примыканием к дороге Темиртау – Караганда проселочной дороги.

Еще в сентябре 2018 года тогдашний заместитель Карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Игорь Гафтон пообещал журналистам, что «к проектировщику мы выдвинем жесткие требования: либо пусть платит штраф в соответствии с договорными обязательствами, либо мы его включим в реестр недобросовестных».

В том же месяце в ответ на вопросы, поставленные в статье «Бетон штопаный. Часть четвертая. Увлажненная» АО «НК «КазАвтоЖол» также подтвердило, что на ТОО «Каздорпроект» будут поданы документы в суд.

С того момента, как заказчик призвал на голову проектанта «десять казней египетских», прошло уже 15 месяцев. И саму автодорогу Темиртау – Караганда должны были сдать в конце 2017 года, а на дворе уже начало 2020 года.

Но, как видим, «Каздорпроект», выражаясь словами Екатерины Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит», «жив, здоров и довольно упитан». И недобросовестным поставщиком так и не признан.

Может быть, АО «НК «КазАвтоЖол» вместе с министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан дадут разъяснение по этому поводу?

Очень хочется знать, благодаря какой «крыше» над ТОО «Каздорпроект» такое безоблачное небо?

Олег И. Гусев

Китайские самосвалы разрушают дороги в Казахстане

16 Апрель 2019 17:53 4895

К такому выводу пришли в МИИР.

Основным фактором разрушения дорог является проезд автотранспортных средств с превышением допустимых весовых параметров. Об этом сегодня, 16 апреля, на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил председатель Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Самат Гилимов.

«В подавляющем большинстве это самосвалы китайского производства, погрузка которых осуществляется на карьерах и накопителях инертных материалов. Также активно используют тяжеловесные самосвалы китайского производства с большой грузоподъемностью дорожные и строительные организации, которые, с одной стороны, строят дороги, с другой – их разрушают», – отметил спикер.

По данным ведомства, в настоящее время зарегистрировано более 400 тысяч грузовых транспортных средств, из них 55 тысяч самосвалов, в том числе карьерные самосвалы китайского производства.

«Максимальная разрешенная масса практически всех самосвалов китайского производства, эксплуатируемых в Казахстане, превышает установленную законодательством допустимую общую массу, проезд которых с грузом по дорогам общего пользования не допускается», – подчеркнул С. Гилимов.

В целом на территории Казахстана имеется более двух тысяч карьеров. Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом установлены требования к таким карьерам в части обязательного наличия контрольно-пропускных пунктов, весового и другого оборудования, позволяющего определить массу отправляемого и поступающего груза, и обязательного предоставления перевозчику товарно-транспортной накладной. Вместе с тем, по имеющейся информации, только в 5% карьеров имеется весовое оборудование, сообщают в министерстве. Комитетом транспорта прорабатываются меры по полной автоматизации контроля за проездом тяжеловесных автотранспортных средств с переходом на дистанционную форму контроля, исключающую контакт инспектора с правонарушителем. Пилотный проект планируется запустить до конца текущего года.

В общем в 2019 году работами по реконструкции, ремонту и строительству автодорог республиканского значения охвачено 4467 км, из них в 2019 году планируется ввести в эксплуатацию 533 км, а именно: 161 км участка Астана – Павлодар; 97 км участка Павлодар – Калбатау, включая обход г. Калбатау; 85 км участка Бейнеу – Акжигит; 80 км участка Щучинск – Зеренда; 61 км участка Темиртау – Караганда, включая обходы г. Караганды; 29 км участка Петропавловск – Курган; 20 км участка Таскескен – Бахты.

Наряду с этим планируется открыть движение по новому покрытию на 320 км. В том числе 50 км участка Курты – Бурылбайтал, 31 км участка Петропавловск – Курган, 10 км участка Актобе – Атырау – Астрахань, 20 км участка Костанай – Карабутак, 60 км участка Ушарал – Достык, 90 км участка Талдыкорган – Усть-Каменогорск, 15 км участка Мерке – Бурылбайтал, 34 км участка Юго-Западного обхода Астаны.

Помимо переходящих проектов, в текущем году за счет привлеченных неправительственных займов планируется начать реализацию новых четырех проектов протяженностью 762 км. Это объекты реконструкции Караганда – Балхаш (363 км), Атырау – Астрахань (243 км), Актобе – Кандыагаш (89 км) с переводом в однотехническую категорию, Курты – Капшагай (67 км).

Майра Медеубаева

Аэропорт и вокзал соединят новой дорогой

28 Октябрь 2016 08:02 5722

В Астане построят объездную автотрассу, которая позволит сократить путь из аэропорта до нового железнодорожного вокзала. 

Следующим на автотранспорте из точки А в точку Б не придется проезжать через административную часть столицы.

Восьмиполосная автодорога станет продолжением нынешнего проспекта Хусейн бен Талала, который в настоящее время прерывается после пересечения с улицами Орынбор и 38-ая. Об этом на пресс-конференции рассказал глава управления автомобильных дорог Астаны Асхат Карагойшин.

На данной трассе будет возведено два автомобильных моста через канал Нура и реку Ишим. Эту часть проекта планируется реализовать в первую очередь. Далее по планам – продлить проспект Тауелсыздык до пересечения с проспектом Хусейн бен Талала; на этом отрезке автодороги будет построен еще один автомобильный мост через Ишим. 

По словам г-на Карагойшина, данный проект разработан, но пока не утвержден уполномоченными органами, и, соответственно, вопрос финансирования также не решен. При выделении необходимых госсредств трасса может быть построена в ближайшие 2-2,5 года, сказал он.

Акимату предстоит выкупить у частных лиц земельные участки на территории, предназначенной для будущей автодороги. По предварительным подсчетам, говорит Асхат Карагойшин, на это потребуется 6 млрд тенге.

«Проекты на сегодняшний день готовятся. Примерная стоимость строительства трех мостов около 20 млрд тенге. (…) Ориентировочная средняя стоимость одного километра автодороги - 1,1-1,2 млрд тенге в зависимости от ширины дороги (количества полос – ред.), инженерных сетей. Под дорогой проходят все сети – канализация, ливневка, кабельный канал, телефонные сети», - пояснил глава управления. 

Участки улиц Ахмета Байтурсынова и Жумекена Нажимеденова (41-ая и 42-ая улицы), которые ведут прямо к новому железнодорожному вокзалу, планируется достроить в апреле 2017 года. То есть к моменту, когда должны сдать в эксплуатацию сам вокзал.

Саян Абаев