Многострадальную дорогу Темиртау – Караганда обещают сдать к 1 декабря 2019 года. Подрядчик должен был выполнить работы еще к концу 2017 года, однако не успел к положенному сроку. А летом 2018 года по новой бетонке пошли трещины, да такие длинные и глубокие и в таком количестве, что министр МИИР Роман Скляр назвал ситуацию позором отрасли.
Но сначала эти трещины именовали просто усадочными и пробовали их лечить методом "штопки".
Однако чуть позже от него отказались и даже назвали результат порнографией.
Кроме того, свою руку к затягиванию строительства приложили проектировщики дороги, которые нарисовали проекты темиртауской и пришахтинской развязок "от фонаря", без привязки к местности.
В итоге первая по их задумке должна была пройти под ЛЭП и над городским водоводом, а на второй часть дороги нарисована по землям лесного фонда.
Что получилось в итоге и когда же, наконец, эту дорогу закончат, в эксклюзивном интервью inbusiness.kz рассказали заказчик – заместитель директора Карагандинского областного филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Канат Шаймин (К. Ш.) и подрядчик в лице нового заместителя директора ТОО "Сейсер" Батыра Дадамурзаева (Б. Т.). По словам Каната Шаймина, он пришел четыре месяца назад из Алматинской области на усиление:
"Видим, что такая ситуация, и мы поставили условие перед учредителем "Сейсера": "Сейдильда [Пакентаев], так не пойдет, кадры у тебя слабые, ищи человека". И выбор пал на Батыра Турсунбаевича".
"Казавтожол", к слову, заменил и главного инженера проекта Бахытжана Нуртаева (ТОО "Жол Сапа"). Сейчас технический надзор за строительством осуществляет Пётр Ковальчук (П. К.) из ТОО "ЗС-Инжиринг".
– Автодорогу Темиртау – Караганда грозились сдать еще в 2017 году. Но по новому полотну пошли трещины. Плюс, как вдруг оказалось, проектировщики дороги сидели в кабинетах и на место вряд ли выезжали: темиртауская развязка спланирована на водоводе да еще и под ЛЭП. Пришахтинскую развязку также пустили "не туда" – по землям лесного фонда. В марте текущего года директор подрядной фирмы Сейдильда Пакентаев обещал министру МИИР Роману Скляру полностью сдать дорогу 1 октября 2019 года. Так когда же сдадут дорогу?
К. Ш.: Я не намерен защищать подрядчика, за эти дела мы выписываем предписания, уведомления и с апреля 2019 года по полной программе начисляем штрафные санкции.
П. К.: Согласно графику, они в этом месяце должны сделать, например, 100 миллионов, а сделали 80 миллионов. И за недовыполнение идет штраф.
– А какие суммы, чтобы было понятно, что это не комариный укус в 100 тысяч тенге?
К. Ш.: На сегодняшний день более 20 миллионов тенге.
Б. Д.: 1 октября дорогу не сдали по причине погодных условий. Неимоверная жара была.
– Она как-то влияет?
П. К.: При температуре свыше 30 градусов бетон укладывать нельзя. И ветер сильно влияет. Поэтому я даже выписывал предписания и запрещал работать.
К. Ш.: И дожди, которые в июне-июле шли через день. А если дождь, то это сопутствующие работы по землянке: в карьер не зайдем, выжидать надо высыхание основания дороги.
– А потом начинает высыхать, и сразу плюс 30?
К. Ш.: Наша позиция, как заказчика, понятна – мы жестко требуем сроки, но технологию соблюдать надо. Мы пытаемся выправить ситуацию и продлили контракт до 1 декабря.
– Как обстоит дело с трещинами?
Б. Д.: Из шести тысяч погонных метров мы более пяти тысяч метров плиты уже разобрали и отремонтировали.
– Я видел, что сейчас не полностью плита вырубается, а только кусок по трещине.
П. К.: Где трещина была, этот кусок убирается, остаток выравнивается до прямоугольника.
Б. Д.: Технологически ничего не нарушается: так же закладываются анкера и дюбеля.
П. К.: Тут смотря где будут трещины: большая – демонтируется вся плита [размером 5х4,75 м], маленькая – только часть.
К. Ш.: Помимо этого, 2200 метров мелких трещин методом инъекций восстанавливает ТОО "Производственная база Мира 35", представитель новосибирской фирмы.
– Что за технология?
П. К.: Вначале они зачищают и слегка расширяют трещины, вставляют в них специальные штуцеры и под давлением в 100 атмосфер нагнетают специальную полимерную смесь, которая и заполняет трещину. Мы забуривались в разных [склеенных местах], брали керны, проводили испытания – керн ломается в другом месте, не в месте склейки. Так же испытывали и склеенные полимером балки – тоже под давлением ломается не в контрольных местах.
К. Ш.: Такая же беда с трещинами в Павлодарской области. Там тоже лечат полимером. Но у них немножко другая технология – инъекцию делают под углом с разрушением поверхности.
– Погода сейчас не балует. Успеем до 1 декабря?
К. Ш.: Самоуспокоением мы не занимаемся, но нам нужно время. Только в начале августа вышло постановление Правительства о переводе земель лесного фонда под пришахтинскую развязку, и работы там на участке 1,2 км наконец начались, до августа стояли. Сейчас идет обустройство дороги: криволинейный брус ставится, опоры освещения, знаки, шлифмашина работает, убирая наплывы бетона.
– И эта, и темиртауская развязка до 1 декабря не построятся?
Б. Д.: Это объекты "Мостоотряд-25" и "Даулетдорстрой".
– То есть они вас не касаются, вы сдаете только дорогу?
П. К.: Здесь три подрядчика, и у каждого своя работа: "Сейсер" – прямой ход дороги; первая, вторая развязка и железнодорожный мост – это "Мостоотряд 25" работает (тоже оштрафован заказчиком на 14,7 млн. – Авт.), а третья и четвертая развязка – "Даулетдорстрой" (16,4 млн штрафа. – Авт.).
– Так их работа влияет на сроки сдачи дороги Темиртау – Караганда?
П. К.: Влияет, стыковать-то участки все равно надо.
Закончилось это интервью тем, что все участники этой встречи согласились с датой сдачи дороги Темиртау – Караганда 1 декабря 2019 года. Но выразили это согласие с очень "осторожным оптимизмом" и упованием на хорошую погоду.
Inbusiness.kz надеется, что следующая, уже десятая часть романа "Бетон штопаный" станет, наконец, его последней главой.
Олег И. Гусев