Об этом inbusiness.kz рассказал директор департамента развития сети НК "КазАвтоЖол" Ерлан Калымов. По его словам, это не вновь выделенные деньги, а сэкономленные на прежнем конкурсе.
Напомним: 14 декабря 2016 года между Карагандинским филиалом АО "НК "КазАвтоЖол" и победителем конкурса ТОО "СейСер" был подписан договор № 21-05-20/28 о закупках работ по реконструкции коридора "Центр – Юг" Астана – Караганда – Балхаш – Алматы автомобильной дороги граница РФ (на Екатеринбург) – Алматы, участок Караганда – Темиртау, км 1444-1457,4, основная дорога, мосты, коммуникации.
Проект должны были закончить еще в 2017 году, но, как обычно, что-то пошло не так.
В июле 2018 года на свежеиспеченной дороге пошли трещины.
Долго искали виновных, категорически не обращая внимания на ТОО "Каздорпроект", которое, можно предположить, "рисовало проект на коленке", не выезжая на место.
А там есть, на что взглянуть: и странное примыкание проселочных дорог, и не менее странная разворотная площадка на участке в 15 км, и развязки, нарисованные на водоводе и землях лесного фонда.
11 января 2020 года заказчиком договор был расторгнут "по причине существенных нарушений договорных обязательств подрядчиком". И уже по причине расторжения договора на выполненные работы гарантийный срок не установлен.
Весь (возможно, самый длинный в истории страны) цикл статей "Бетон штопаный" можно прочитать здесь. За это время заколдованную дорогу успели назвать и порнографией, и местным аналогом LRT, и позором для всей отрасли.
Весной-летом текущего года на данной дороге никаких движений по ремонту не было: у генподрядчика денег на устранение замечаний – замену части плит и лечение трещин – нет. Даже несмотря на решение суда. И государство дополнительные деньги не выделяло.
А в конце ноября на сайте госзакупок под № 6509254-1 появилось объявление НК "КазАвтоЖол".
На "работы по ремонту автомобильной дороги", а вернее, переделку, выделено 1,413 млрд тенге.
Вот что в связи с этим пояснил в комментариях inbusiness.kz Ерлан Калымов:
– Во время конкурса [2016 года] у нас образовалась скидка от стоимости проекта – 1,5 млрд. За счет этих средств мы хотим все завершить: если не принимать меры, то с каждым годом будет все хуже и хуже. А уже потом по суду эти затраты взыскать с ТОО "СейСер".
– А когда "КазАвтоЖол" привлечет к ответственности проектанта?
– Работа ведется: у нас есть вопросы и к техническому надзору, и технологии проведения работ, и к автору [проекта].
– Так, разрабатывали проект, судя по всему, сидя в кабинете: одну развязку пустили по водоводу и под ЛЭП, а вторую – по землям лесного фонда. Это конкретно ошибка проектанта.
– Да, где-то в каких-то местах были вопросы по геологии, но это все не принципиально. Какая-то ЛЭП была построена уже после того, как спроектировали участок. По водоводу тоже есть вопросы, это все полностью прорабатывается.
– И как решили трещины лечить?
– Порядка 700 плит подлежит замене, где-то основание нужно будет [выравнивать], и есть трещины, которые подлежат лечению. Основная сумма выделенных денег как раз уйдет на демонтаж плит и заливку новых".
Нужно отметить, что менять, скажем так, огромный объем плит никто с 2018 года не решался, а трещины тем временем расширялись.
Правда, в августе 2020 года было заявлено о необходимости замены 240 плит, но уже через год их количество дошло до 700.
В конце концов, как видно, было принято решение за счет сэкономленных на конкурсе 2016 года средств провести реконструкцию не принятой еще автодороги, а затраченные на это средства затем взыскать с генподрядчика – ТОО "СейСер".
По лечению трещин, к слову, работы уже начинались. ТОО "Производственная база – Мира 35" методом инъекций восстановило 2,8 км полотна. Так вот, полимер, залитый в мелкие трещины, держит расколовшийся участок намертво. Но в некоторых местах – в метре от "склейки" – пошли новые трещины. Здесь действительно нужно разбираться с основанием дороги.
И еще один интересный момент.
16 апреля пресс-секретарь президента РК Берик Уали опубликовал в соцсети следующий пост.
Глава государства дал поручение правительству "принять системные меры по выправлению ситуации и отчитаться о них".
20 апреля текущего года стало известно, что "за ослабление контроля" освобождены от должностей председатель комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития Сайранбек Бармаков и заместители акимов ряда областей.
И какие, спросите вы, "системные меры" приняло министерство индустрии и инфраструктурного развития для "выправления ситуации"?
МИИР в высшей степени системно подошел к исполнению указания президента: чиновника, уволенного за провал работы, министр индустрии назначает в структуру, надзирающую за качеством строительства дорог.
А именно: снятый с должности председателя комитета автомобильных дорог Сайранбек Бармаков становится заместителем руководителя РГП на ПХВ "Национальный центр качества дорожных активов" комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.
Как тут не вспомнить классика с его универсальными штемпелями: "Я коммунотделу не подчинен" и "Что они там, с ума посходили? Полыхаев".
Олег И. Гусев