Такое заявление сделал министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр в рамках своего визита в Карагандинскую область.
Я помню все твои трещинки
Напомним, что эпопея с появлением разломов бетонных плит на еще только строящейся дороге Темиртау – Караганда началась в июле 2018 года.
"Это усадочные трещины, они подлежат "лечению". Просто думали, что это как-то связано с основанием, может, просело там. На самом деле ничто не просело, что-то пошло не так с бетоном. Может, добавки как-то не сработали", – утверждал тогда замдиректора карагандинского филиала "КазАвтоЖола" Игорь Гафтон.
"Лечение" проблемных участков было достаточно своеобразным.
Затем тот же Игорь Гафтон назвал такую санацию порнографией.
В сентябре 2018-го причиной появления трещин генподрядчик ТОО "СейСер" назвал… ширину дороги:
"Там 9-11 метров, а здесь 13 метров. Больше причин нет", – заявил президент фирмы Сейдильда Пакентаев.
Затем в ходе интервью он назвал еще несколько вариантов:
"Шахтные подработки, может, немного опустилось основание, может, еще что-то, понимаете? Разное может быть. У нас были трещины на других объектах, но не в таком количестве и не такого характера".
Далее президент ТОО "СейСер" снял с себя вину, опосредованно переложив ее на технический надзор:
"Здесь все, что мы делали, происходит через технадзор независимый, который все проверяет. Все проходит, все нормально, сейчас хотим георадаром проверить и узнать причину".
В конце концов для определения причин возникновения трещин "КазАвтоЖол" с помпой, в присутствии доброго десятка журналистов запустил на этот участок дороги комплексную передвижную лабораторию. Она и определила причину: всему виной вода и разуплотнение слоев дорожной одежды, которое, в свою очередь, явилось следствием переувлажнения подстилающего слоя. То есть налицо нарушение подрядчиком технологии строительства.
Апофеозом этой эпопеи в 2018 году стало историческое заявление главного инженера проекта технического надзора Бахытжана Нуртаева (ТОО "Жол Сапа"), достойное того, чтобы им заинтересовались и Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, и Генеральная прокуратура.
Обследование трещин на четырех плитах дорожного покрытия, по словам представителя технадзора, происходило так:
"Мы плиту сняли, и с этой плиты и керн с бетона взяли, и эти плиты обратно сложили туда, чтобы машины могли ездить".
Возможно, представитель технадзора и не в курсе, что бетонное полотно дороги отливается единой монолитной плитой (с единым основанием) от пришахтинской развязки до Темиртау, а его толщина составляет 27 см. Затем на нем фрезой формируется температурный шов.
А вот как и чем эти плиты поднимались и как "туда обратно складывались" – это так пока и остается загадкой.
Что? Где? Когда?
"Как будете проводить исправление дефектов? Сколько километров?" – спросил Сейдильду Пакинтаева 15 марта 2019 года Роман Скляр .
"Будем плиты менять, пять километров", – ответил подрядчик
"Вопиющий случай. Мы очень серьезные внушения "КазАвтоЖолу" сделали. Очевидный факт, когда продольные и поперечные трещины, а "КазАвтоЖол" выступал в роли адвоката у подрядчика: "Мы не знаем, почему это случилось, все делали правильно, все хорошо". Нет, чтобы сказать: да, подрядчик допустил ошибку при строительстве. А подрядчик говорит: "Нет, это был проект неправильный и так далее". Потом создали комиссию во главе с КазДорНИИ, разобрались: да, действительно, нарушили технологию, переувлажнение грунтов произошло, это стопроцентная вина подрядчика. И заказчик, конечно, смотрел непонятно куда", – негодовал министр.
Интересная и многое объясняющая в этой истории деталь: присутствовавший здесь же представитель заказчика – заместитель председателя правления АО "НК "КазАвтоЖол" Ратмир Ахметов не смог назвать журналистам точное количество километров бракованного бетонного покрытия.
В соответствии с контрактом и гарантийными обязательствами подрядчик должен исправить брак за свой счет. Стоимость строительства дороги Темиртау – Караганда при ее длине в 15,8 км составляет 11 млрд тенге. Таким образом, один километр дороги обходится налогоплательщикам почти в 700 млн тенге. Сейдильда Пакинтаев заявил о пяти километрах трещин, подлежащих замене.
Согласно информации, размещенной на сайте "КазАвтоЖола", стоимость 1 км цементобетонного покрытия I А категории в марте 2016 года составляла 605 млн тенге.
Таким образом, замена бракованных бетонных плит обойдется нерадивому ТОО "СейСер" в 605 млн тенге х 5 км = 3,025 млрд тенге.
"Подрядчик вместе с заказчиком обещали в 2017 году за один год выполнить всю работу. В 2018 году вместо завершения пошли трещины. Позор, для всей отрасли позор. Поэтому исправляйте, а дальше будем смотреть: в черный список вас или оставим, от вашей работы зависит. И особый контроль. Пять процентов от стоимости дороги лежит депозит – гарантийные обязательства, в течение пяти лет, если будут какие-то дефекты, то устраните сами. Это очень-очень важный участок, и серьезные выводы надо сделать. Когда будет нормальный проезд, когда обустройство сделаете?
Сейдильда Пакинтаев обещал полностью сдать дорогу Темиртау – Караганда 1 октября 2019 года.
По участку длиной 1,2 км, проходящему через березовую рощу , вопрос до сих пор еще не решен, и пока у АО "НК "Казавтожол" нет понимания: обходить рощу или вырубить ее и проложить дорогу сквозь лесопосадку.
Олег И. Гусев