Об этом говорится в новом ответе пресс-службы АО "НК "КазАвтоЖол" на запрос abctv.kz. А пока все продольные трещины залиты мастикой.
В июле 2018 года журналист abctv.kz, проехав по 15-километровой трассе, насчитал девять километров бракованного дорожного покрытия. Заместитель директора Карагандинского филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Игорь Гафтон заявил о том, что трещины имеются только на участке в 1,2 км:
"Это усадочные трещины, они подлежат "лечению". Просто думали, что это как-то связано с основанием, может, просело там. На самом деле ничто не просело, что-то пошло не так с бетоном. Может, добавки как-то не сработали".
Через два месяца, 13 сентября Игорь Гафтон сообщил, что брак обнаружен уже на 5,5 км, а среди возможных причин возникновения трещин Сейдильда Пакинтаев, директор фирмы-подрядчика, ТОО "Сейсер", назвал ширину дороги и шахтные подработки.
Тогда же по трассе была запущена "последняя надежда империи" – комплексная передвижная лаборатория, которая своим георадаром и должна была пролить свет на истинную причину возникновения трещин.
В этот же день главный инженер проекта технического надзора Бахытжан Нуртаев (ТОО "Жол Сапа") сделал историческое заявление, достойное того, чтобы им заинтересовались и Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, и Генеральная прокуратура, и профильное Министерство по инвестициям и развитию.
Обследование трещин на четырёх плитах дорожного покрытия, по словам представителя технадзора, происходило так:
"Мы плиту сняли, и с этой плиты и керн с бетона взяли, и эти плиты обратно сложили туда, чтобы машины могли ездить".
Возможно, представитель технадзора и не в курсе, что бетонное полотно дороги отливается единой монолитной плитой (с единым основанием) от пришахтинской развязки до Темиртау и толщиной 27 см. Затем на нём фрезой формируется температурный шов.
А вот как и чем эти плиты шириной четыре метра снимались и как "туда обратно складывались" – это так и остаётся тайной.
Кстати, все подробности о расхождениях в показаниях ответственных лиц, занятых на строительстве автодороги Темиртау – Караганда, можно посмотреть в статье "Бетон штопаный – 3, или "КазАвтоЖол" с прибором".
Итак, в конце сентября обследование георадаром автодороги Темиртау – Караганда показало, что в трещинах автодороги стоимостью 11 млрд тенге виновата вода.
Об этом заявил заместитель директора Карагандинского филиала НК "КазАвтоЖол" Игорь Гафтон. Комплексная передвижная лаборатория РГУ "Караганды жол лаборатория", оснащённая специальными датчиками, не только просканировала своими антеннами поверхностного и глубинного зондирования бракованные участки, но и в конце концов, по мнению заказчика строительства дороги, пролила-таки свет на причины появления злополучных трещин. Хотя в самом начале "дорожного скандала" вода в числе причин не упоминалась.
"Как и предполагали, поскольку он сканировал на глубину полтора метра, какие-то процессы были в земляном массиве, будем так говорить. На этих затемнённых пятнах (показанных на георадаре. – Авт.) в четырёх местах выборочно, чтобы всё не поднимать, не лопатить, где наиболее разрушенные участки, мы там вскрыли полностью плиты. С применением специального прибора "Штамп" мы определили, что модуль упругости слоёв дорожной одежды в центре дороги показал проектные значения. А на крайней полосе, где разрушения, модуль упругости был ниже на 12 процентов, то есть его прочностные характеристики были снижены", – рассказал Игорь Гафтон.
Причиной снижения упругости, по словам представителя "КазАвтоЖола", стало разуплотнение слоёв дорожной одежды, которое, в свою очередь, явилось следствием переувлажнения подстилающего слоя.
Локальные участки, где мало трещин, будут санироваться и заполняться герметиком. А вот там, где георадар показал "слабые грунты", цементно-бетонное покрытие будет полностью сниматься.
"То, что убираться будет, это однозначно. Чтобы укрепить саму конструкцию земли и подстилающего слоя, будет забиваться обсадная труба с определёнными дырочками, и насосом будет нагнетаться туда цементно-песчаный раствор, чтобы не возникало больше деформаций в земляных массах и подстилающем слое. Будем стабилизировать таким образом", – заявил Игорь Гафтон.
Затем abctv.kz задал пресс-службе НК "КазАвтоЖол" ещё ряд вопросов:
- Сколько километров треснувших плит будут демонтировать полностью?
- Сколько километров плит с трещинами будут заливать раствором без демонтажа?
- Какой объём этих работ будет сделан в 2018 году, какой будет перенесён на 2019 год?
Ниже опубликован ответ национальной компании, подписанный заместителем директора Карагандинского филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Игорем Гафтоном.
Из ответа следует, что непосредственный ремонт и замена бракованных плит будут произведены только в 2019 году.
А ведь ранее "КазАвтоЖол" заявлял, что дорога будет сдана в ноябре 2018 года.
Олег И. Гусев