О защите актерской профессии заговорили в Казахстане. Киноцентр инициировал создание Ассоциации кастинг-директоров, которая займется решением проблем киноартистов: низкие гонорары, условия съемок, практически полная невостребованность в карантинный и посткарантинный периоды. Актриса Бибигуль Суюншалина, которая в последние годы успешно снимается и в Казахстане, и в России, в интервью корреспонденту Inbusiness.kz рассказала о главных бедах казахстанского актера и объяснила, почему ей хочется сниматься больше у российских режиссеров.
Бибигуль, давайте поговорим о Вашей занятости на сегодняшний день, как пандемия сказалась на актерской профессии в Казахстане, есть ли у Вас сейчас проекты?
Если говорить о периоде с начала пандемии, то у меня сорвалось где-то пять проектов. Из них три в Москве. Это полнометражный фильм и главная роль, сериал – одна из главных ролей, сорвалась передача, в Казахстане – полнометражный исторический фильм. И если первые три проекта сорвались из-за пандемии, где-то отложили съемки на год, в другом сократили количество персонажей, то полнометражный фильм "Кажымукан" для меня закончился по причине моей болезни, то есть я сама заболела коронавирусом и не смогла участвовать в съемках. И это тоже последствие пандемии для меня в моей карьере. Так что по-разному сказалось.
Насколько это критичное, непривычное положение дел для Вас? Профессия актера, она ведь, в принципе, не предполагает стабильность… Сравним востребованность в докарантинное время и после?
У меня никогда не было такого большого перерыва в работе. То есть у меня всегда или хотя бы раз в четыре месяца был хороший проект – или в России, или в Казахстане. Если здесь ничего интересного не было, я уезжала в Россию. А уж тем более в этот сезон – чаще всего снимают кино летом и в первую половину осени. То есть всегда работа была, а сейчас, конечно, намного меньше проектов, к сожалению. Но конкретно в данный момент у меня есть проекты, есть занятость.
У Ваших коллег такая же ситуация?
Я думаю, да, хотя, возможно, не у всех. Вот те, кто работает в казахскоязычных сериалах, у этих актеров, наверное, работа есть.
Бибигуль, а если без проекции на коронавирус давайте поговорим в целом о состоянии киноотрасли в Казахстане – какую оценку работы нашей индустрии кино Вы можете дать?
На мой взгляд, самая большая проблема – это кинопрокат. У нас очень много нечестных кинотеатральных сетей, которые дают неправильные цифры кинопрокатчикам. Я слышала о таких ситуациях от коллег не раз, о том, что они отправляют заниженную отчетность, якобы зал был пустой, при этом ставят по шесть сеансов этого фильма в день. Ну так же не бывает – фильм, на который зритель не идет, кинотеатры не будут крутить по шесть-семь раз ежедневно. А они отправляют нули, что в зале никого не было, полупустые, хотя заполняемость высокая. Это очень серьезная проблема. Второе – вопрос борьбы с пиратством, которой сегодня активно поднимает Государственный центр поддержки национального кино, насколько я знаю. И я думаю, если хотя бы эти две глобальные проблемы решить, казахстанскому кинематографу станет намного легче. Потому что у нас и так небольшой рынок. Для того чтобы фильмы больше собирали в прокате, нужно, конечно, чтобы честно кинотеатры отчитывались, и, повторюсь, если будет меньше пиратства, мы сможем зарабатывать на онлайн-платформах. И вообще, я считаю, что Казахстану нужно выходить хотя бы на рынок Средней Азии, тот же Узбекистан, Кыргызстан. Было бы здорово, если бы какие-то проекты появились в ближайшее время с нашими ближайшими соседями. Я не говорю про Россию, там очень закрытый рынок, насколько я знаю, для кинопроката. Но у нас есть соседи – узбеки, киргизы, да даже таджики, если хотя бы на эти страны Казахстан будет показывать фильмы, уже гораздо лучше будут обстоять дела в нашем кинематографе. Еще один вопрос, который бы хотелось поднять в разговоре о развитии киноиндустрии, – беспредел, который сегодня происходит относительно переработок актеров. Бывают такие продакшены, в которых люди работают по 15-16 и более часов в день, и продолжают это делать, не требуя при этом какую-то дополнительную оплату за переработку. Потому что цепляются за свою работу и не хотят потерять место. Мне кажется, это совершенно неправильно. Как-то нужно регламентировать максимальное количество часов работы в киноотрасли. Когда человек работает большую часть своей жизни и при этом не получает денежное поощрение – это плохо. И было бы здорово, если бы государство взяло этот вопрос под контроль.
Но пока кинотеатрам, как говорится, не до отчетности. Согласны ли Вы со мнением, что сегодня вокруг кинотеатров сложилась вопиюще несправедливая ситуация, когда уже работают рестораны, кафе и театры, а кинотеатрам все равно выставляют запрет на открытие?
Я не понимаю вообще, как это возможно и чем отличается кинотеатр по социальной дистанции от какого-нибудь бара, забитого под завязку, или того же театра, я не знаю. Может, это какой-то заговор. Честно, ни я, ни мои коллеги, никто не может понять, почему кинотеатры до сих пор не открывают.
Бибигуль, совсем недавно стали говорить о создании Ассоциации кастинг-директоров. Как обещает киноцентр, ассоциация будет решать главные проблемы казахстанских актеров. А в их числе некорректное отношение к актерам со стороны авторов картин, когда режиссеры позволяют резать актерские гонорары, например… Что думаете?
Да, но только это делают не режиссеры, а чаще продюсеры. Во-первых, я считаю, что, конечно, база кастинг-директоров и актерская база должна быть единой. То есть я, например, как продюсер, столкнулась с такой проблемой – снимала фильм короткометражный, мне нужны были актеры, я не нашла такого ресурса, где я бы могла просмотреть анкеты людей в Интернете и самостоятельно их вызвать. Мне пришлось обращаться к своим знакомым, друзьям, и я считаю, что это неправильно. Много красивых сайтов, но нужной информации нет. Хотя у меня самый простейший, элементарный запрос: мне нужна была в Казахстане женщина 25-30 лет, самый ходовой возраст, азиатской внешности, и я не нашла. Будет здорово, если такая база появится. И вообще, я считаю, что казахстанским киноактерам, так же как и всем в кинопрофессии, нужно объединяться в профсоюзы по примеру России и не позволять демпинговать по ценам, то есть должно быть так – определенная медийность, равно определенный гонорар. И никто не должен спускать ниже. Поэтому я поддерживаю инициативу киноцентра сделать тарификацию актеров. У нас у всех должны быть одни интересы, когда есть социальная защищенность, и, безусловно, все это повлияет только положительно на рынок. Непрофессионалы таким образом отсеются, останутся люди, которые действительно из профессии.
А как в целом Вы оцениваете уровень актерского гонорара в Казахстане?
Он достаточно низкий. Особенно эти пандемийные гонорары – они вообще смешные. Я когда начала работать в 15 лет, я тогда больше зарабатывала, чем сейчас.
Можно ли думать, что Вы поддерживаете идею штрафов и денежных наказаний продюсеров и режиссеров, если им захочется обидеть актера?
Нет, здесь нужно разбираться. Здесь должны не продюсеры страдать, продюсер распределяет тот бюджет, который есть. И, если у него на съемки сериала выделен копеечный бюджет, он не может при всем своем желании создать хорошие условия актеру. Это должно с более высоких кругов начинаться. С проблемы инвестирования, нужно активно подключать больше в кинематограф частный бизнес, или речь может идти опять-таки о государственной поддержке. Но деньги в отрасли должны быть, чтобы можно было нормально платить актерам. Другой момент – когда деньги распределяются неправильно, бюджет выделен был один, а до исполнителя доходит только 30% от этого, конечно, нужно искоренять, по крайней мере для государственных проектов точно. Если это частное инвестирование, то это уже дела их самих, я думаю. Очень много историй, когда денег зарабатывают много, продюсеры фильм отбивают, но кому-то не платят. А у наших людей нет привычки судиться. Вот буквально недавно слышала такую историю, не хотелось бы называть имена, но такое случается постоянно, к сожалению.
А Вам известно, как сейчас обстоят дела с частным инвестированием в казахстанское кино?
Честно говоря, нет. Для меня это новая сфера, я только начинаю работать как продюсер, и с этим пока не сталкивалась, и не хотела бы сталкиваться, пока определенного опыта не наберусь, потому что это, бесспорно, достаточно опасно и рискованно. Одно дело, когда это государственный проект, если он отбивается, то хорошо, если нет – в любом случае нет личной ответственности. А если это конкретный человек вкладывает свои деньги – тебе нужно будет перед ним отчитаться. И я к этому пока не готова.
Бибигуль, резюмируя все, о чем мы с Вами поговорили, интересно вот что – скажите откровенно, видите ли Вы в казахстанском кино свое будущее?
Честно говоря, я надеюсь, что в ближайшее время я буду больше работать за границей, с Россией по крайней мере. Потому что с тем, сколько платят в данный момент здесь, я не вижу больших перспектив для себя. Это какая-то определенная жизнь, я бы даже сказала, определенное существование. Может быть, эта ситуация изменится, я надеюсь.
А насколько российское кино открыто и лояльно к казахстанским актерам? Насколько нашим артистам реально попасть в российское кино?
Когда в России работаю, я не чувствую какого-то притеснения или каких-либо проблем. Там судят человека по его профессионализму, и нет никакой разницы, откуда он. В Москве не так легко, в принципе, найти кого-то из Москвы. Это город, состоящий из тех, кто туда приезжает со всех регионов СНГ, и удивить кого-то тем, что ты из Казахстана, или Кыргызстана, или из какого-то маленького провинциального российского городка, никто не обращает на это внимания. Имеет значение только то, как ты работаешь, и все.
Мадина Ерик
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!