Кино, вино и домино

7104

Можно ли снять в Казахстане хорошее кино задешево?

Кино, вино и домино

Сегодня в стране кино не снимает только ленивый. Продакшн-студии есть во многих вузах и там выпускают целые сериалы, благо платить никому не надо. "Актеры" готовы работать за будущую узнаваемость. И все же снимать фильм – достаточно затратное дело. К мировым рекордсменам относится фильм "На странных берегах", который обошелся в $430 млн. К кассовым можно отнести "Титаник", "Аватар", "Мстители: финал". Есть и дешевые, но неожиданно удачные. Например, "Техасская резня бензопилой", снятая в 1974 году, обошлась в $93 тыс., а вот сбор составил $31 млн. Можно ли снять дешевое, но кассовое кино в Казахстане, разбирался inbusiness.kz.

Найти $ 100 тыс. на шедевр

Производители казахстанского кино обозначили реальную планку фильма в $100 тыс. Сразу стоит оговориться, речь идет о частных инвестициях. Эту сумму в одном из своих интервью озвучил кинорежиссер Елжас Рахим, снявший свой полнометражный фильм "Свободный" в качестве дипломной работы в США. Эту цифру подтвердила и кинокритик Гульнара Абикеева.

"На эти деньги, конечно, не снимешь историческое костюмированное кино, скорее, современное, без особых спецэффектов. Экшен или детектив, где действия происходят в городе, и не требуется больших затрат. Впрочем, исходя из сегодняшней действительности, я бы увеличила ставку до $250 тыс.", – говорит киновед.

К слову, есть примеры и более дешевого, но не значит плохого кино. Так, фильм "Строители", вышедший в 2013 году, Адильхан Ержанов снял при финансовой поддержке фонда "Сорос-Казахстан", за $10 тыс. Деньги были даны на производство короткометражки, а он снял полный метр. Причем, несмотря на невысокий бюджет, фильм прошелся по кинофестивалям, причем, успешно.

Три сектора

Киновед разделила казахстанское кино на три сектора. Государственный – это фильмы, скорее, идеологического плана, имеющие государственную поддержку через киностудию "Казахфильм". Бизнес-сектор – фильмы снимаются ради коммерческой составляющей. Чаще носят развлекательный характер и выходят в прокат. И, наконец, частный сектор – ленты, как правило, арт-хаусного характера, ориентированные на кинофестивали, но не приносящие прибыль.

"К сожалению, такие фильмы в прокат не выходят, речь только о фестивалях. Данный сектор, на мой взгляд, составляет не менее 30% от общего количества снятого у нас кино", – отметила Гульнара Абикеева.

К слову, поданным Protenge, Акану Сатаеву на кино дают больше денег, чем Ермеку Турсунову. Вот сколько денег было выделено за 2019-2021 годы:

Ермек Турсунов на съемки фильма "Выбор" получил 500 млн тенге ($1,1 млн); Акан Сатаев на съемки "Боксера" – 900 млн тенге ($2 млн). "Кстати 67,5 млн тенге от этой суммы потратили на сценарий. В числе сценаристов – актриса Альмира Турсын, для которой это первая работа в качестве сценариста", – отмечает telegram- канал.

Что посмотреть?

Два последних года сказались на кинопрокатах в силу закрытых кинозалов. Так что многие работы стали достоянием только кинофестивалей. Гульнара Абикеева пробежалась по казахстанским фильмам, заслуживающим внимание.

"В этом году старшее поколение проявило себя картиной "Акын" режиссера Дарежана Омирбаева, получившей приз за режиссуру в Токио, и "Мукагали", режиссера Булата Калымбетова, который также получил признание на международном фестивале в Таллине. На мой взгляд, они художественно успешные. Среднее поколение тоже шло по фестивалям. Это картина "Желтая кошка" режиссера Адильхана Ержанова, которая была номинирована от Казахстана на Оскар, и его же картина "Улболсын", которая успешно прошла по фестивалям. И совершенно новая его работа "Коллективный иммунитет" была показана в Таллине. Второй успешный режиссер среднего поколения – Фархат Шарипов. Его "18 килогерц" взяли гран-при в Казани и других фестивалях", – отмечает киновед.

Говоря о молодом поколении, Гульнара Абикеева отметила два дебюта.

"На мой взгляд, очень интересных, это "OTAU" Алишера Жадигерова. Картина участвовала в "Киношок-2021", там собираются лучшие картины. Чем-то напоминает Грымова, наверное, своей мрачностью: безвыходная ситуация в ауле, безработица. Очень талантливо снята. И вторая дебютная картина "От", Айжан Касымбекова. Бюджеты картин не так велики. Вывести эти картины в прокат – это дополнительные средства необходимы. Прокатчики ждут коммерческих картин", – отметила кинокритик.

Итак, вывод: фильм, причем, хороший снять недорого можно. Вопрос в том, кто его увидит, кроме жюри пусть и престижных конкурсов.

Марина Попова