Как правило, молодые инженеры стремятся найти себя в коммерческих проектах. Маулен Бектурганов, основатель стартапа MBionics, напротив, решил изучить рынок, и он понял, что найти подходящий протез – задача практически невозможная, и решил создать собственную модель. Стартапер получил безвозмездный грант от акселератора DAR Lab и рассказал, с какими сложностями он столкнулся при разработке моделей, поиске подходящих деталей, а также объяснил, почему страны Африки – перспективный рынок.
От разработчика – в виртуальную реальность
Еще во время учебы на последнем курсе я всерьез увлекся разработками в области виртуальной реальности. Как раз тогда я узнал, что есть различные устройства и датчики, которые могут передавать импульсы от человека к компьютеру. Меня очень заинтересовала эта технология, и я стал размышлять, где еще можно ее применять. Как раз тогда ко мне пришла идея, что можно было создать роботизированную руку, которая бы повторяла движения человеческой руки. Такая разработка могла бы помочь людям, которые пострадали во время аварии или в результате какой-то производственной травмы.
Уже к концу учебы я собрал роботизированную руку, используя специальный браслет. Такое устройство надевалось на руку человека и считывало импульсы мышц. Если чуть-чуть углубиться в физиологию, то мы увидим, что во время сгибания или разгибания рук мышцы человека сокращаются, когда по ним проходят импульсы тока. Чтобы уловить ток, на человека надевается браслет, в котором установлены датчики на предплечье. В целом у меня ушло порядка четырех месяцев и 400 тысяч тенге на то, чтобы провести все необходимые исследования и создать работающий прототип.
Достойные конкуренты
После окончания университета, я подал заявку на участие в одной местной программе, а позже прошел все этапы и получил финансирование. Сразу после конкурса ко мне обратился молодой человек, который стал нашим первым клиентом. Для него мы смогли изготовить полноценную роботизированную руку, а не прототип. Также после конкурса мне дали возможность работать в специальной лаборатории на базе моего университета. Как раз там я смог изготовить 3D-модель и снять все мерки для изготовления роботизированной руки.
Нужно понимать, что протез – это индивидуальное изделие. Есть клиенты, которые говорят, что хотят руку из такого-то материала с определенным функционалом. Например, поворотный механизм для протезирования руки стоит около $2,5 тысячи. Если какие-то отдельные детали стоят слишком дорого, то мы закупаем только отдельные части и пытаемся сконструировать тот же механизм самостоятельно.
Сейчас штат нашей команды вырос до пяти инженеров, где каждый способен заменить друг друга, несмотря на то, что у всех есть своя специализация: кто-то занят протезированием, а кто-то сконцентрирован на электронике.
Коммерческая составляющая
Не так давно мы стали победителями конкурса стартапов от DAR Lab и безвозмездно получили 4 млн тенге на развитие и улучшение наших протезов. Этих средств хватит на то, чтобы закупить дополнительное оборудование, станки и арендовать цех, где будет находиться основное производство. Мне кажется, подобные программы предлагают молодым командам не только возможность получить средства на развитие, но и развивают стартаперскую экосистему в целом.
Я надеюсь, что в скором времени мы запустим массовое производство наших протезов, так как видим проблемы этого рынка. По нашим расчетам, мы выйдем на массовое производство протезов в течение этого года, а еще через год нам уже удастся окупиться. Скорее всего, часть производства будет отдана на аутсорс. Например, резка металла или какие-то другие процессы. Сейчас единственной частью протеза, которую мы заказываем, являются специализированные моторы, которые мы заказываем из Швейцарии. Стоимость одного такого мотора составляет около $250, что не так мало, для того чтобы сделать протез доступным. Да, мы пытаемся внести коммерческую составляющую в наше производство, но также хотим оставаться доступными для большинства пользователей.
Новые горизонты
Это может прозвучать странно, но мы собираемся экспортировать наши протезы в страны Африки. По сравнению с той же Россией, Европой или рынком США в Африке относительно высокий спрос на протезы и низкая конкуренция с компаниями или стартапами, которые предоставляют аналогичным услуги. Наша инновация состоит в том, чтобы устанавливать протез в течение трех часов. Сотрудник нашей компании будет очень мобильный и сможет передвигаться со специальной сумкой со всем необходимым для установки протезов за очень короткое время. Кроме того, в странах Африки очень много отдаленных участков, куда наш протезист вполне может добраться, имея за плечами такой рюкзак с протезами.
Подобные устройства в базовой комплектации в той же Германии, стоят около 40 тысяч евро. В эту сумму также входит полноценная клиника, где пациенты могут какое-то время адаптироваться и привыкнуть к новому протезу. Например, у протезных центров есть специальные учреждения, где пациенты проходят реабилитацию, учатся справляться с новым протезам. На самом деле больше времени уходит на то, чтобы привыкнуть к протезу. Изначально мы были сконцентрированы на том, чтобы создавать индивидуальные бионические руки, но на рынке есть протезные центры, спонсируемые государством, которые также специализируется на индивидуальных протезах. Мы же со своей стороны будем смотреть дальше и пытаться наладить массовый поток.