/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 182,08 KASE 2 209,51
FTSE 100 5 415,50 РТС 1 049,88
DOW J 21 056,82 Пшеница 551,40
Бионическая рука: как молодой студент создал уникальный протез

Бионическая рука: как молодой студент создал уникальный протез

Стартапы с социальной направленностью по-прежнему остаются скорее редким исключением, чем постоянной практикой во время акселерационных программ или в период отбора молодых компаний для финансирования.

22 Октябрь 2019 08:00 11152

Бионическая рука: как молодой студент создал уникальный протез

Автор:

Как правило, молодые инженеры стремятся найти себя в коммерческих проектах. Маулен Бектурганов, основатель стартапа MBionics, напротив, решил изучить рынок, и он понял, что найти подходящий протез – задача практически невозможная, и решил создать собственную модель. Стартапер получил безвозмездный грант от акселератора DAR Lab и рассказал, с какими сложностями он столкнулся при разработке моделей, поиске подходящих деталей, а также объяснил, почему страны Африки – перспективный рынок.

От разработчика – в виртуальную реальность

Еще во время учебы на последнем курсе я всерьез увлекся разработками в области виртуальной реальности. Как раз тогда я узнал, что есть различные устройства и датчики, которые могут передавать импульсы от человека к компьютеру. Меня очень заинтересовала эта технология, и я стал размышлять, где еще можно ее применять. Как раз тогда ко мне пришла идея, что можно было создать роботизированную руку, которая бы повторяла движения человеческой руки. Такая разработка могла бы помочь людям, которые пострадали во время аварии или в результате какой-то производственной травмы.

Уже к концу учебы я собрал роботизированную руку, используя специальный браслет. Такое устройство надевалось на руку человека и считывало импульсы мышц. Если чуть-чуть углубиться в физиологию, то мы увидим, что во время сгибания или разгибания рук мышцы человека сокращаются, когда по ним проходят импульсы тока. Чтобы уловить ток, на человека надевается браслет, в котором установлены датчики на предплечье. В целом у меня ушло порядка четырех месяцев и 400 тысяч тенге на то, чтобы провести все необходимые исследования и создать работающий прототип.

Достойные конкуренты

После окончания университета, я подал заявку на участие в одной местной программе, а позже прошел все этапы и получил финансирование. Сразу после конкурса ко мне обратился молодой человек, который стал нашим первым клиентом. Для него мы смогли изготовить полноценную роботизированную руку, а не прототип. Также после конкурса мне дали возможность работать в специальной лаборатории на базе моего университета. Как раз там я смог изготовить 3D-модель и снять все мерки для изготовления роботизированной руки.

Нужно понимать, что протез – это индивидуальное изделие. Есть клиенты, которые говорят, что хотят руку из такого-то материала с определенным функционалом. Например, поворотный механизм для протезирования руки стоит около $2,5 тысячи. Если какие-то отдельные детали стоят слишком дорого, то мы закупаем только отдельные части и пытаемся сконструировать тот же механизм самостоятельно.

Сейчас штат нашей команды вырос до пяти инженеров, где каждый способен заменить друг друга, несмотря на то, что у всех есть своя специализация: кто-то занят протезированием, а кто-то сконцентрирован на электронике.

Коммерческая составляющая

Не так давно мы стали победителями конкурса стартапов от DAR Lab и безвозмездно получили 4 млн тенге на развитие и улучшение наших протезов. Этих средств хватит на то, чтобы закупить дополнительное оборудование, станки и арендовать цех, где будет находиться основное производство. Мне кажется, подобные программы предлагают молодым командам не только возможность получить средства на развитие, но и развивают стартаперскую экосистему в целом.

Я надеюсь, что в скором времени мы запустим массовое производство наших протезов, так как видим проблемы этого рынка.  По нашим расчетам, мы выйдем на массовое производство протезов в течение этого года, а еще через год нам уже удастся окупиться. Скорее всего, часть производства будет отдана на аутсорс. Например, резка металла или какие-то другие процессы. Сейчас единственной частью протеза, которую мы заказываем, являются специализированные моторы, которые мы заказываем из Швейцарии. Стоимость одного такого мотора составляет около $250, что не так мало, для того чтобы сделать протез доступным. Да, мы пытаемся внести коммерческую составляющую в наше производство, но также хотим оставаться доступными для большинства пользователей.

Новые горизонты

Это может прозвучать странно, но мы собираемся экспортировать наши протезы в страны Африки. По сравнению с той же Россией, Европой или рынком США в Африке относительно высокий спрос на протезы и низкая конкуренция с компаниями или стартапами, которые предоставляют аналогичным услуги. Наша инновация состоит в том, чтобы устанавливать протез в течение трех часов. Сотрудник нашей компании будет очень мобильный и сможет передвигаться со специальной сумкой со всем необходимым для установки протезов за очень короткое время. Кроме того, в странах Африки очень много отдаленных участков, куда наш протезист вполне может добраться, имея за плечами такой рюкзак с протезами.

Подобные устройства в базовой комплектации в той же Германии, стоят около 40 тысяч евро. В эту сумму также входит полноценная клиника, где пациенты могут какое-то время адаптироваться и привыкнуть к новому протезу. Например, у протезных центров есть специальные учреждения, где пациенты проходят реабилитацию, учатся справляться с новым протезам. На самом деле больше времени уходит на то, чтобы привыкнуть к протезу. Изначально мы были сконцентрированы на том, чтобы создавать индивидуальные бионические руки, но на рынке есть протезные центры, спонсируемые государством, которые также специализируется на индивидуальных протезах. Мы же со своей стороны будем смотреть дальше и пытаться наладить массовый поток.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как создать сервис и заработать на этом

Алматинский стартап привлек $850 тысяч инвестиций и стал международной компанией.

02 Февраль 2020 09:45 3835

Как создать сервис и заработать на этом

Основатель компании Relog Бауыржан Рустемов зарабатывает на том, что с 2017 года продает облачные сервисы для оптимизации транспортной логистики. За четыре года компания развилась до международной и сегодня работает в Казахстане, России и Украине. За все время работы стартап привлек $850 тыс. инвестиций. Корреспонденту inbusiness.kz Бауыржан Рустемов рассказал, почему окупаемость для IT-проектов это не самое главное, основных сложностях и отсутствия конкуренции на рынке Казахстана.

Старт и инвестиции

По специальности Бауыржан Рустемов программист и вместе с другом работал над проектами на заказ. Помимо основной работы, увлекался разработкой собственных идей. Один из таких проектов впоследствии перерос в бизнес.

«К созданию облачного сервиса меня подтолкнул заказ на автоматизацию курьерской службы. Проект в разработку мы так и не взяли, но предварительно я проделал большую подготовительную работу, изучил тему, рынок, конкурентов. Тогда я понял, что у сервисов, которые уже есть на рынке, много недостатков, и я могу предложить решение лучше, – начинает свой рассказ молодой предприниматель. – Так как мы еще не могли позволить себе снять офис, нам предоставил площадку со всей необходимой инфраструктурой Tech Garden. Тогда для нас это было очень удобным решением».

Первая версия сервиса получилась довольно простой, презентабельной, больше выполняющей функцию прототипа. Для того чтобы она превратилась в конечный продукт, необходимо было многое дорабатывать и исправлять. В этом начинающим предпринимателям помогали потенциальные клиенты, говоря, чего именно не хватает сервису. Например, автопланирования маршрутов и предоставления отчетности.

«Доработка проекта шла постоянно. Мне понадобилась команда, и я привлек еще пару программистов, делегировав им часть задач. Затем нашел первого инвестора, который вложил 24 млн тенге. Именно тогда у нас начался бурный рост, и команда продолжала расти. Через несколько месяцев долю первого инвестора выкупил второй инвестор. На сегодняшний день общий объем инвестиций в проект составляют $850 тысяч», – говорит предприниматель.

Первые проблемы

Бауыржан рассказывает, что их дела шли не так гладко, как это кажется на первый взгляд. Приходилось сталкиваться с разными трудностями. Например, первая версия была написана на скорую руку, из-за чего пришлось поставить на ней крест.

«Мы продали ее где-то за 12 млн тенге и прекратили поддерживать, потому что она была бесперспективной. Сделали с ребятами вторую версию и начали продвигать. Тут тоже совершили много ошибок. О том, что нужно строить систему продаж, я вспомнил поздно. Мы закопались в разработке и на продажи не обращали внимания, – вспоминает собеседник. – Это стандартная ошибка основателей с инженерным бэкграундом. Поэтому я отошел от разработки и погрузился в бизнес-процессы».

Систему продаж ребята строили полтора года. Предприниматель сетует, что нужно было не жалеть денег и привлечь опытного специалиста. Дело пошло бы быстрее.

Окупаемость не важна

Бизнесмен не ставит перед собой цели быстрой окупаемости. Он отмечает, что в IT стартапах самый ценный показатель – это рост компании из квартала в квартал, из года в год. Динамику роста бизнеса важно показывать и инвесторам.

«Пока мы не окупились, но растем достаточно быстро. За 2019 год компания выросла в 6 раз, примерно на 590%. Это наш главный показатель достижения», – говорит Бауыржан.

В 2019 году компания подключила порядка 100 компаний. По всему СНГ в системе работают около 150 компаний, из них 15 за пределами Казахстана. В ноябре ребята открыли офис активных продаж в Москве.

«Так как в Казахстане нет конкуренции, то и трудностей тут меньше. Чего не скажешь о Москве. К тому же это такой вид продаж, который не происходит быстро. Иногда на это требуется неделя, а иногда и месяц, и даже полгода», – говорит собеседник.

Экономия бизнеса и отсутствие аналогов

Сервис оптимизации транспортной логистики позволяет компании существенно сократить транспортные расходы и управлять сложной логистикой. Бауыржан отмечает, что это происходит за счет функции планирования маршрутов, которая помогает распределить 500 заказов по 20 машинам и сделать так, чтобы все водители попали во временные окна. Система помогает оптимально загрузить машины, уменьшить их количество и минимизировать пробег, что сильно сокращаются транспортные расходы.

«Система дает мониторинг, функцию аналитики всей логистики. Можно отслеживать, насколько эффективна была доставка. Если логист может составить маршрут с использованием 20 машин, то алгоритм составляет тот же маршрут с использованием 15-17 машин», – поясняет собеседник.

Бауыржан считает, что в Казахстане нет аналогов сервису из-за того, что это весьма сложный продукт, требующий множество вычислений и больших инвестиций.

«Это не то же самое, что делать сайт или интернет магазин или маркет-плейс. Тут нужно обладать хорошей экспертизой, иметь в команде крутых ребят с опытом или представлением, как это можно осуществить. Чтобы продукт получился качественным, в него нужно долго инвестировать. Убедить инвесторов вкладываться в твой продукт в течение года и только потом, возможно, получить прибыль, может быть, сложно. Наверное, поэтому многие не решаются начать, и у нас все еще нет конкуренции на этом рынке», – объясняет предприниматель.

В команде Бауыржана сегодня работает 25 человек. В планах у ребят, помимо рынка СНГ, выйти на зарубежный, а дальше мировой рынки.

«Нам нужно хорошо поработать над тем, чтобы сделать продукт лучше, чем уже существует в мире. Это тот вызов, который стоит перед нами», – подытожил предприниматель.

Мария Галушко

В бизнес со студенческой скамьи

Именно на это нацелены студенты вузов, собравшиеся в эти дни в столице, на площадке Enterpreneurial MeetUP.

12 Декабрь 2019 09:35 4641

В бизнес со студенческой скамьи

Каждый из них презентовал свой стартап-проект, а также получил массу кейсов по тому, в каком направлении им стоит двигаться и какие навыки развивать.

Студентка из Костаная Аида Мурзасеитова вместе со своей командой представила проект рубашки на магнитах. Идея возникла не на пустом месте.

«Я ходила в гости к тете, у нее сын болен ДЦП. Я заметила, что ему сложно застегнуть пуговицы на рубашках. Это занимало много времени. Позже мы с ребятами разработали проект, который мог бы помочь не только моему братишке, но и другим казахстанским детям», – рассказывает она.

Сейчас свою продукцию – рубашки с магнитами вместо пуговиц – Аида и ее единомышленники продают внутри университета за шесть тысяч тенге. Шьют их по заказу в ателье.

«В одном из интервью уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин сказала, что предприятия, создавая людям с ограниченными возможностями спецодежду, отделяют их от общества. Наша же особенность в том, что мы шьем обычные рубашки, удобные для наших клиентов, не делаем акцент на их ограниченные возможности», – говорит Аида.

Артём Хайрулин из Актюбинского политехнического колледжа с детства мечтал стать известным программистом. В восемь лет, пока его ровесники возились с игрушками, Артём уже познавал азы компьютерной грамотности. Отчасти примером для него стал сооснователь Apple Стив Джобс.

Вместе с двумя дизайнерами Артём разрабатывает пауэрбанк со съемными аккумуляторами. Его себестоимость оценивается в $8-9 за единицу, а «розница» – в $20.

«Многим приходится покупать гаджеты вместо старых. Частая причина ломки – в аккумуляторе, а поскольку он у нас съемный, вы просто его меняете, и все. Это намного дешевле», – говорит он. По его словам, подобное устройство есть у китайцев, но оно имеет много недочетов. Сейчас IT-команда дорабатывает свой стартап.

Салтанат Орманова из Актюбинского университета им К. Жубанова занимается геометрическими скульптурами. Сейчас это мировой тренд, но в Казахстане он только набирает силу. Салтанат учится на дизайнера, и поэтому ее хобби может вполне перерасти в собственное дело. Тем более уже есть заказы, в основном от владельцев кофеен и мелких магазинов. Судя по работам девушки, они могут быть востребованы и среди многочисленных ТРЦ и кафе республики.

Будущий педагог из Павлодара Асем Каирбекова вместе с подругами представила тактильную азбуку. Во время прохождения практики они увидели, что дети не проявляют интерес к алфавиту. Поэтому и придумали такие буквы на ощупь. Они значительно ускоряют процесс изучения, говорит Асем.

«Это полностью хэндмейд-продукт. На данный момент сделано 650 азбук, нам помог университет, частная мебельная компания. Многие образцы мы раздарили общеобразовательным учреждениям в Павлодаре, чтобы протестировать их и получить фидбэк. На данный момент у нас есть своя авторская методика, по которой нужно изучать буквы. В нашей команде пять человек, трое из них логопеды-дефектологи», – рассказывает девушка.

Стоимость азбуки составит от 5,5 тыс. тенге. Девушки намерены запустить ее в продажу со следующего года.

Студентки Инновационного Евразийского университета (Павлодар) Виктория Санюта и Диана Койчубаева выпускают фрипсы – фруктовые чипсы. Всего четыре вкуса – киви, бананы, яблоки и микс.

«Фрипсы в магазинах дорого стоят, и не каждый студент может их себе позволить. Мы решили в университете продвигать тему здорового питания. Наш вуз подержал», – говорят они.

В университете им предоставили необходимое оборудование, Виктория и Диана договорились с кафетериями на территории вуза о реализации своего продукта.

Сейчас они уже выкупили оборудование и готовы купить более мощную технику. В неделю девушки продают по 25-30 пачек сладостей. Для них это больше социальный проект.

«Раньше представление о бизнесе было другим, казалось, что это очень легко. Но сейчас мы понимаем, что это не так, нужно уделять этому огромное количество времени. Особенно приятно, когда это все приносит пользу. Мы не будем останавливаться на достигнутом и хотели бы выйти в розничную сеть», – говорят они.

Вернемся к тому событию, которое объединило этих и других активных ребят в столице, к Enterpreneurial MeetUP. Он проходит в рамках проекта «Экосистема студенческого предпринимательства», который второй год подряд проводится при поддержке компании ERG (Евразийская Группа), AlmaU School of Entrepreneurship and Innovations, Ассоциации друзей Тель-Авивского университета в Казахстане. Участники проекта – студенты из регионов присутствия ERG. В основном это малые города – Хромтау, Рудный, Аксу, Экибастуз, а также областные центры – Павлодар, Актобе, Костанай, Караганда.

Цель проекта – трансформация классических региональных университетов в предпринимательские, развитие предпринимательских навыков у студентов. За три года обучение прошли не только студенты, но и преподаватели.

Такие мероприятия позволяют молодежи окунуться в мир бизнеса и уже сейчас, со студенческой скамьи попробовать себя в качестве предпринимателя. Для участников проекта проходят тренинги по развитию бренда, ошибкам стартапа, финансовой грамотности. Предоставлена возможность встретиться с топ-менеджментом крупных компаний, представителями малого и среднего бизнеса. Одним из гостевых спикеров, к примеру, стал глава Евразийского банка Валентин Морозов. Он посоветовал ребятам уметь выбирать самому себе дорогу в жизни.

«Ищите то, что вам нравится, вы совсем еще молодые. Выбор вуза обычно определяется родителями, но сейчас вы начинаете взрослеть, совсем скоро – и вы закончите университет. Никто вас за руку вести не будет, четкая программированная часть закончится. Поэтому первое – занимайтесь тем, что нравится, что делает вас счастливым. Вариантов много. Останавливаться и опускать руки – непростительно. У меня к вам даже не совет, а просьба – мечтайте, дерзайте. Комбинация учебы и кропотливой работы обязательно приведет к успеху. В условиях современного мира некоторые профессии могут исчезнуть, единственное, что не устареет, – это вера в себя и ваша целеустремленность», – говорит он.

Валентин Морозов также обсудил с участниками роль цифровизации в глобальном мире, ее влияние на нашу жизнь, а также ответил на вопросы о конкуренции.

Прошедшие два дня были очень насыщенными. Они помогли участникам понять, как совершенствовать свои стартапы и стать лучше.

Айгуль Тулекбаева

Материал подготовлен совместно с партнерами​

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: