Основатель компании Relog Бауыржан Рустемов зарабатывает на том, что с 2017 года продает облачные сервисы для оптимизации транспортной логистики. За четыре года компания развилась до международной и сегодня работает в Казахстане, России и Украине. За все время работы стартап привлек $850 тыс. инвестиций. Корреспонденту inbusiness.kz Бауыржан Рустемов рассказал, почему окупаемость для IT-проектов это не самое главное, основных сложностях и отсутствия конкуренции на рынке Казахстана.
Старт и инвестиции
По специальности Бауыржан Рустемов программист и вместе с другом работал над проектами на заказ. Помимо основной работы, увлекался разработкой собственных идей. Один из таких проектов впоследствии перерос в бизнес.
"К созданию облачного сервиса меня подтолкнул заказ на автоматизацию курьерской службы. Проект в разработку мы так и не взяли, но предварительно я проделал большую подготовительную работу, изучил тему, рынок, конкурентов. Тогда я понял, что у сервисов, которые уже есть на рынке, много недостатков, и я могу предложить решение лучше, – начинает свой рассказ молодой предприниматель. – Так как мы еще не могли позволить себе снять офис, нам предоставил площадку со всей необходимой инфраструктурой Tech Garden. Тогда для нас это было очень удобным решением".
Первая версия сервиса получилась довольно простой, презентабельной, больше выполняющей функцию прототипа. Для того чтобы она превратилась в конечный продукт, необходимо было многое дорабатывать и исправлять. В этом начинающим предпринимателям помогали потенциальные клиенты, говоря, чего именно не хватает сервису. Например, автопланирования маршрутов и предоставления отчетности.
"Доработка проекта шла постоянно. Мне понадобилась команда, и я привлек еще пару программистов, делегировав им часть задач. Затем нашел первого инвестора, который вложил 24 млн тенге. Именно тогда у нас начался бурный рост, и команда продолжала расти. Через несколько месяцев долю первого инвестора выкупил второй инвестор. На сегодняшний день общий объем инвестиций в проект составляют $850 тысяч", – говорит предприниматель.
Первые проблемы
Бауыржан рассказывает, что их дела шли не так гладко, как это кажется на первый взгляд. Приходилось сталкиваться с разными трудностями. Например, первая версия была написана на скорую руку, из-за чего пришлось поставить на ней крест.
"Мы продали ее где-то за 12 млн тенге и прекратили поддерживать, потому что она была бесперспективной. Сделали с ребятами вторую версию и начали продвигать. Тут тоже совершили много ошибок. О том, что нужно строить систему продаж, я вспомнил поздно. Мы закопались в разработке и на продажи не обращали внимания, – вспоминает собеседник. – Это стандартная ошибка основателей с инженерным бэкграундом. Поэтому я отошел от разработки и погрузился в бизнес-процессы".
Систему продаж ребята строили полтора года. Предприниматель сетует, что нужно было не жалеть денег и привлечь опытного специалиста. Дело пошло бы быстрее.
Окупаемость не важна
Бизнесмен не ставит перед собой цели быстрой окупаемости. Он отмечает, что в IT стартапах самый ценный показатель – это рост компании из квартала в квартал, из года в год. Динамику роста бизнеса важно показывать и инвесторам.
"Пока мы не окупились, но растем достаточно быстро. За 2019 год компания выросла в 6 раз, примерно на 590%. Это наш главный показатель достижения", – говорит Бауыржан.
В 2019 году компания подключила порядка 100 компаний. По всему СНГ в системе работают около 150 компаний, из них 15 за пределами Казахстана. В ноябре ребята открыли офис активных продаж в Москве.
"Так как в Казахстане нет конкуренции, то и трудностей тут меньше. Чего не скажешь о Москве. К тому же это такой вид продаж, который не происходит быстро. Иногда на это требуется неделя, а иногда и месяц, и даже полгода", – говорит собеседник.
Экономия бизнеса и отсутствие аналогов
Сервис оптимизации транспортной логистики позволяет компании существенно сократить транспортные расходы и управлять сложной логистикой. Бауыржан отмечает, что это происходит за счет функции планирования маршрутов, которая помогает распределить 500 заказов по 20 машинам и сделать так, чтобы все водители попали во временные окна. Система помогает оптимально загрузить машины, уменьшить их количество и минимизировать пробег, что сильно сокращаются транспортные расходы.
"Система дает мониторинг, функцию аналитики всей логистики. Можно отслеживать, насколько эффективна была доставка. Если логист может составить маршрут с использованием 20 машин, то алгоритм составляет тот же маршрут с использованием 15-17 машин", – поясняет собеседник.
Бауыржан считает, что в Казахстане нет аналогов сервису из-за того, что это весьма сложный продукт, требующий множество вычислений и больших инвестиций.
"Это не то же самое, что делать сайт или интернет магазин или маркет-плейс. Тут нужно обладать хорошей экспертизой, иметь в команде крутых ребят с опытом или представлением, как это можно осуществить. Чтобы продукт получился качественным, в него нужно долго инвестировать. Убедить инвесторов вкладываться в твой продукт в течение года и только потом, возможно, получить прибыль, может быть, сложно. Наверное, поэтому многие не решаются начать, и у нас все еще нет конкуренции на этом рынке", – объясняет предприниматель.
В команде Бауыржана сегодня работает 25 человек. В планах у ребят, помимо рынка СНГ, выйти на зарубежный, а дальше мировой рынки.
"Нам нужно хорошо поработать над тем, чтобы сделать продукт лучше, чем уже существует в мире. Это тот вызов, который стоит перед нами", – подытожил предприниматель.
Мария Галушко