/img/tv1.svg
RU KZ
Бизнес должен встряхнуться и действовать – эксперт по туризму

Бизнес должен встряхнуться и действовать – эксперт по туризму

Границы закрылись, и пока не известно, когда казахстанцы вновь смогут путешествовать по миру.

11:33 14 Апрель 2020 9781

Бизнес должен встряхнуться и действовать – эксперт по туризму

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Но уже сейчас многие эксперты склоняются ко мнению, что постпандемический период станет тестом для внутреннего туризма, поскольку многие наши соотечественники будут отдыхать в этом году в Казахстане.

Как привлечь турбизнесу клиентов? Не подорожает ли отдых в наших санаториях? Об этом и другом – в нашем интервью с экспертом туристской отрасли, автором методических пособий, председателем Ассоциации индустрии отдыха и туризма Акмолинской области Шынарбеком Батырхановым.

– В условиях ЧП каждый представитель турбизнеса озадачен теми проблемами, которые недавно возникли не только в Акмолинской области, но и в целом в туристской отрасли Казахстана. С 16 марта закрылись все объекты отдыха и оздоровления.

В нашем регионе особенно сложно было старейшим здравницам – это санатории «Алмас», «Щучинский», «Зеленый бор». В это время там находились 100-300 человек, пришлось срочно сворачивать отдых. Конечно, это вызвало непонимание у отдыхающих, в основном это были люди преклонного возраста, те, кто по путевкам соцзащиты прибыл на лечение, ветераны труда, пенсионеры. Руководители санаториев организовали им безопасный выезд и доставку до места жительства.

Вы и сами свидетели того, что с каждым разом ситуация по коронавирусу в Казахстане осложнялась, многие области находятся на карантине.

Что касается турбизнеса, очень своевременно на сложившуюся ситуацию среагировали наше министерство культуры и спорта, НПП «Атамекен», турсообщество. Сам глава государства отметил в своем обращении, что первая, кто терпит убытки в бизнесе, – это сфера услуг, в том числе и туризм.

– Шынарбек Беркутбаевич, как эта ситуация повлияет на рост внутреннего туризма?

– Если говорить о прогнозах, в поствирусный период казахстанцы, которые столь продолжительное время провели в изоляции, захотят поехать на отдых в наши уникальные природные места, воспользоваться туристскими маршрутами. И в этом плане правильно делают наши представители бизнеса, которые не сидят и не ждут от моря погоды, а широко рекламируют туристские маршруты, культурно-исторические достопримечательности Казахстана.

Я не скажу, что казахстанцы хорошо знают свою страну, поскольку была тенденция выехать на море. В какой-то мере на это влияли и местные цены.

Но с окончанием пандемии и завершением ЧП мы ожидаем, что будет бурно развиваться внутренний туризм. Не зря говорят, что природные катаклизмы, форс-мажорные обстоятельства порождают новые возможности.

– Как Вы считаете, что бизнес должен взять на вооружение?

– Прежде всего надо продумать ценовую политику. На первых порах нужно идти на ценовые уступки.

Что касается работы в период карантина, то, конечно, надо приводить в порядок и сами здравницы, и туристские маршруты. Сейчас неслучайно сделан акцент на дальнейшем развитии инфраструктуры, дорог, инженерных сетей, решении проблем экологии и так далее. То есть мы должны навести порядок в собственном доме. И тогда уже будут создаваться более благоприятные условия и в ценовом плане, и в плане комфорта, сервиса для казахстанцев.

Сейчас если так смотреть, мы поддерживаем связь с субъектами бизнеса, многие ушли в отпуска без содержания, получают соцвыплаты от государства. Сейчас представители турбизнеса хотят воспользоваться теми льготными кредитами, которые предоставляет государство. Мы, как ассоциация, тоже не теряем время. Перешли на дистанционную работу. При поддержке управления туризма Акмолинской области провели два онлайн-семинара по цифровому маркетингу, продвижению турпродуктов.

Этот год для нашего региона весьма ответственный, поскольку в конце года, в октябре-ноябре, мы ожидаем проведения ежегодного Межрегионального российско-казахстанского форума с участием глав государств. Планируется около двух тысяч гостей с российской стороны. Сейчас идет подготовительная работа.

Недавно провели семинар для гидов-экскурсоводов в онлайн-формате. Мы были рады тому, что было большое внимание участникам семинара со стороны министерства культуры и спорта, комитета индустрии, нацкомпании Kazakh Tourism. Семинары проводим под эгидой Международного университета туризма и гостеприимства, который был создан в марте прошлого года по решению правительства.

– Как Вы думаете, какой сегмент туррынка расширится? Многие казахстанцы, привыкшие отдыхать в своей стране, переживают, что отдых подорожает.

– Мне журналисты часто задают вопрос, почему Боровое дорогое? Я с этим не соглашаюсь. Чтобы так говорить, нужно иметь четкое представление о курортной системе. Структура наших объектов делится на три части. Первая – это пятизвездочные, четырехзвездочные отели, начиная с того же Rixos Borovoe. Это объекты для состоятельных туристов, для которых цена не проблема. Там туристы круглый год, отдыхают семьями. В общей структуре они составляют до 20%.

Стоимость пребывания варьирует от 25 тысяч и доходит до 250 тысяч тенге в сутки. При этом в отелях предусмотрены только завтраки, а обед и ужин в ресторанах за счет клиента. Могут предложить ту же итальянскую, турецкую кухню.

Порядка 60% – это санатории, дома отдыха. В сегменте для туриста среднего достатка стоимость составляет от 5,5 тысячи тенге до 25 тысяч тенге, в зависимости от категории номеров. Там не только завтраки, но и обеды, ужины, лечебная база и развлекательный комплекс.

Для казахстанцев, желающих отдыхать в Боровом, есть возможность приехать и оздоровиться. И третий сегмент – это объекты детского отдыха, их около 20. Бывшие пионерские лагеря, преобразованные в центры детского отдыха. Флагаманом детского оздоровления является республиканский комплекс «Балдаурен», это прототип Всесоюзного «Артека». Здесь отдыхают одаренные, талантливые дети из Казахстана и не только. Приезжают по квоте министерства образования и науки. В летний период действуют коммерческие группы. Пребывание в детских лагерях – это от 3000 до 7000 тенге в сутки. Сюда входят питание, лечебные базы, развлечения.

Поэтому для тех, кого пугают цены, я хотел бы сказать, что пандемия и та ситуация, которую сейчас терпят не только Казахстан, но и другие государства, дает хорошую встряску и для бизнеса в том числе. Не сидеть, как собака на сене, а гибко работать с ценами. Ведь рынок и конкурентоспособность – это очень жесткие регуляторы цен. Там, где не работают гибкие цены, бизнес обанкротится.

У нас, например, в зимний период идет снижение цен до 50%. Тем, кто хочет приехать на лечебные процедуры, я никогда не рекомендую отдыхать летом. Летом у нас большой наплыв, а вот обслужить людей в летний период и дать качественно лечебные процедуры – это в принципе невозможно, потому что пик. Я им рекомендую весну, осень и зиму.

– Вы говорили о цифровизации, будут ли предусмотрены какие-то онлайн-новшества?

– Да, сейчас многие субъекты бизнеса в условиях карантина еще раз испытали ценность такого инструмента, как цифровое продвижение своих объектов и перечня своих услуг. Этому был посвящен специальный онлайн-семинар по цифровому маркетингу. Мы поддерживаем тех же экскурсоводов, сейчас много интересных изложений, программ, сопровождающихся и слайдами, и видеороликами. Сидя дома, казахстанцы сделают для себя открытия, увидят, насколько прекрасен Казахстан с юга на север, с запада на восток. С одной стороны, правильный патриотический подход, что деньги казахстанцы должны оставлять в своей стране. Но это не говорит о том, что люди не должны изучать другие страны, посещать их, это никто никому не запрещает, у каждого свои планы.

Сегодняшняя стратегия государства – это развитие внутреннего туризма, и для этого есть все возможности.

Айгуль Тулекбаева

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

09 Октябрь 2020 10:12 3656

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В рейтинге самых популярных среди туристов стран Казахстан занял 70-е место из 73

07 Октябрь 2020 12:16 2734

Объем услуг гостиниц и прочих мест размещения в период пандемии упал почти вдвое, как и число обслуженных посетителей.

В рейтинге лучших стран мира для путешествий и приключений, согласно данным ежегодного издания US News & World Report, в 2020 году Казахстан занял 70-е место из 73 стран. Увы, обошел Казахстан в этом рейтинге только Катар, Оман и Саудовскую Аравию. В прошлом году наша страна занимала 72-е место среди 80 стран, сообщает портал energyprom.kz.

Рейтинг популярности страны у туристов и любителей путешествий основывается на пяти категориях: веселье и развлечения, дружелюбие, приятный климат, живописность и сексуальность. Лучшие результаты Казахстана – по дружелюбию (10,7 балла из 100) и живописности (10,4 балла из 100), а наименьший результат – по приятности климата (1,4 балла из 100).

Пандемия коронавируса и последующее закрытие в период карантина границ, как внешних, так и внутренних, привели к снижению количества туристов. Объем услуг, оказанных местами размещения, такими как гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и т. д., за первое полугодие 2020 года составил лишь 28 млрд тг – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО – 53,4%).

При этом в целом за 2019 год объем услуг в секторе достигал 120,5 млрд тг, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 15,9% (ИФО – 112,6%).

Наибольший объем услуг, оказанных местами размещения, приходится на Алматы (8,3 млрд тг) и Нур-Султан (5,8 млрд тг). Совокупная доля обеих столиц составляет более половины от РК. Следом идут Акмолинская и Атырауская области (по 1,9 млрд тг).

За январь-июнь 2020 года местами размещения было обслужено 1,4 млн посетителей – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству обслуженных посетителей лидируют Алматы (353,2 тыс. человек) и Нур-Султан (191,7 тыс. человек), а также Восточно-Казахстанская область (134,8 тыс. человек).

По категориям мест размещения наибольшее сокращение числа посетителей приходится на наиболее бюджетные гостиницы с одной звездой: сразу в 10,8 раза, до 1,6 тыс. человек.

В 3,6 раза сократилось число посетителей трехзвездных гостиниц, до 83,6 тыс. человек, и почти в два раза – пятизвездных гостиниц, до 159,1 тыс. человек. В гостиницах без категорий было размещено 806,7 тыс. человек – минус 39% за год.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!