Но уже сейчас многие эксперты склоняются ко мнению, что постпандемический период станет тестом для внутреннего туризма, поскольку многие наши соотечественники будут отдыхать в этом году в Казахстане.
Как привлечь турбизнесу клиентов? Не подорожает ли отдых в наших санаториях? Об этом и другом – в нашем интервью с экспертом туристской отрасли, автором методических пособий, председателем Ассоциации индустрии отдыха и туризма Акмолинской области Шынарбеком Батырхановым.
– В условиях ЧП каждый представитель турбизнеса озадачен теми проблемами, которые недавно возникли не только в Акмолинской области, но и в целом в туристской отрасли Казахстана. С 16 марта закрылись все объекты отдыха и оздоровления.
В нашем регионе особенно сложно было старейшим здравницам – это санатории "Алмас", "Щучинский", "Зеленый бор". В это время там находились 100-300 человек, пришлось срочно сворачивать отдых. Конечно, это вызвало непонимание у отдыхающих, в основном это были люди преклонного возраста, те, кто по путевкам соцзащиты прибыл на лечение, ветераны труда, пенсионеры. Руководители санаториев организовали им безопасный выезд и доставку до места жительства.
Вы и сами свидетели того, что с каждым разом ситуация по коронавирусу в Казахстане осложнялась, многие области находятся на карантине.
Что касается турбизнеса, очень своевременно на сложившуюся ситуацию среагировали наше министерство культуры и спорта, НПП "Атамекен", турсообщество. Сам глава государства отметил в своем обращении, что первая, кто терпит убытки в бизнесе, – это сфера услуг, в том числе и туризм.
– Шынарбек Беркутбаевич, как эта ситуация повлияет на рост внутреннего туризма?
– Если говорить о прогнозах, в поствирусный период казахстанцы, которые столь продолжительное время провели в изоляции, захотят поехать на отдых в наши уникальные природные места, воспользоваться туристскими маршрутами. И в этом плане правильно делают наши представители бизнеса, которые не сидят и не ждут от моря погоды, а широко рекламируют туристские маршруты, культурно-исторические достопримечательности Казахстана.
Я не скажу, что казахстанцы хорошо знают свою страну, поскольку была тенденция выехать на море. В какой-то мере на это влияли и местные цены.
Но с окончанием пандемии и завершением ЧП мы ожидаем, что будет бурно развиваться внутренний туризм. Не зря говорят, что природные катаклизмы, форс-мажорные обстоятельства порождают новые возможности.
– Как Вы считаете, что бизнес должен взять на вооружение?
– Прежде всего надо продумать ценовую политику. На первых порах нужно идти на ценовые уступки.
Что касается работы в период карантина, то, конечно, надо приводить в порядок и сами здравницы, и туристские маршруты. Сейчас неслучайно сделан акцент на дальнейшем развитии инфраструктуры, дорог, инженерных сетей, решении проблем экологии и так далее. То есть мы должны навести порядок в собственном доме. И тогда уже будут создаваться более благоприятные условия и в ценовом плане, и в плане комфорта, сервиса для казахстанцев.
Сейчас если так смотреть, мы поддерживаем связь с субъектами бизнеса, многие ушли в отпуска без содержания, получают соцвыплаты от государства. Сейчас представители турбизнеса хотят воспользоваться теми льготными кредитами, которые предоставляет государство. Мы, как ассоциация, тоже не теряем время. Перешли на дистанционную работу. При поддержке управления туризма Акмолинской области провели два онлайн-семинара по цифровому маркетингу, продвижению турпродуктов.
Этот год для нашего региона весьма ответственный, поскольку в конце года, в октябре-ноябре, мы ожидаем проведения ежегодного Межрегионального российско-казахстанского форума с участием глав государств. Планируется около двух тысяч гостей с российской стороны. Сейчас идет подготовительная работа.
Недавно провели семинар для гидов-экскурсоводов в онлайн-формате. Мы были рады тому, что было большое внимание участникам семинара со стороны министерства культуры и спорта, комитета индустрии, нацкомпании Kazakh Tourism. Семинары проводим под эгидой Международного университета туризма и гостеприимства, который был создан в марте прошлого года по решению правительства.
– Как Вы думаете, какой сегмент туррынка расширится? Многие казахстанцы, привыкшие отдыхать в своей стране, переживают, что отдых подорожает.
– Мне журналисты часто задают вопрос, почему Боровое дорогое? Я с этим не соглашаюсь. Чтобы так говорить, нужно иметь четкое представление о курортной системе. Структура наших объектов делится на три части. Первая – это пятизвездочные, четырехзвездочные отели, начиная с того же Rixos Borovoe. Это объекты для состоятельных туристов, для которых цена не проблема. Там туристы круглый год, отдыхают семьями. В общей структуре они составляют до 20%.
Стоимость пребывания варьирует от 25 тысяч и доходит до 250 тысяч тенге в сутки. При этом в отелях предусмотрены только завтраки, а обед и ужин в ресторанах за счет клиента. Могут предложить ту же итальянскую, турецкую кухню.
Порядка 60% – это санатории, дома отдыха. В сегменте для туриста среднего достатка стоимость составляет от 5,5 тысячи тенге до 25 тысяч тенге, в зависимости от категории номеров. Там не только завтраки, но и обеды, ужины, лечебная база и развлекательный комплекс.
Для казахстанцев, желающих отдыхать в Боровом, есть возможность приехать и оздоровиться. И третий сегмент – это объекты детского отдыха, их около 20. Бывшие пионерские лагеря, преобразованные в центры детского отдыха. Флагаманом детского оздоровления является республиканский комплекс "Балдаурен", это прототип Всесоюзного "Артека". Здесь отдыхают одаренные, талантливые дети из Казахстана и не только. Приезжают по квоте министерства образования и науки. В летний период действуют коммерческие группы. Пребывание в детских лагерях – это от 3000 до 7000 тенге в сутки. Сюда входят питание, лечебные базы, развлечения.
Поэтому для тех, кого пугают цены, я хотел бы сказать, что пандемия и та ситуация, которую сейчас терпят не только Казахстан, но и другие государства, дает хорошую встряску и для бизнеса в том числе. Не сидеть, как собака на сене, а гибко работать с ценами. Ведь рынок и конкурентоспособность – это очень жесткие регуляторы цен. Там, где не работают гибкие цены, бизнес обанкротится.
У нас, например, в зимний период идет снижение цен до 50%. Тем, кто хочет приехать на лечебные процедуры, я никогда не рекомендую отдыхать летом. Летом у нас большой наплыв, а вот обслужить людей в летний период и дать качественно лечебные процедуры – это в принципе невозможно, потому что пик. Я им рекомендую весну, осень и зиму.
– Вы говорили о цифровизации, будут ли предусмотрены какие-то онлайн-новшества?
– Да, сейчас многие субъекты бизнеса в условиях карантина еще раз испытали ценность такого инструмента, как цифровое продвижение своих объектов и перечня своих услуг. Этому был посвящен специальный онлайн-семинар по цифровому маркетингу. Мы поддерживаем тех же экскурсоводов, сейчас много интересных изложений, программ, сопровождающихся и слайдами, и видеороликами. Сидя дома, казахстанцы сделают для себя открытия, увидят, насколько прекрасен Казахстан с юга на север, с запада на восток. С одной стороны, правильный патриотический подход, что деньги казахстанцы должны оставлять в своей стране. Но это не говорит о том, что люди не должны изучать другие страны, посещать их, это никто никому не запрещает, у каждого свои планы.
Сегодняшняя стратегия государства – это развитие внутреннего туризма, и для этого есть все возможности.
Айгуль Тулекбаева