Легко ли бизнесу выходить из карантина?

6007

О получении разрешения на работу и проблемах перезапуска.

Легко ли бизнесу выходить из карантина?

Как получить разрешение на возобновление деятельности предприятия после карантина, как воспользоваться платформой infokazakhstan.kz? С какими проблемами сталкиваются предприниматели, запуская бизнес после простоя? Об этом говорили участники очередного телемарафона "Бизнес & государство" в прямом эфире телеканала ATAMEKEN BUSINESS.

Между заявкой и запуском – один-два дня

"Во время выхода из первого карантина не все предприниматели соблюдали санитарные требования. Поэтому было принято решение разработать алгоритмы возобновления работы для каждого вида бизнеса. Мы обсуждали этот вопрос и с самим бизнесом, и с госорганами, включая санэпидслужбу. На базе платформы infoalmaty.kz, где предприниматели Алматы получали пропуска на передвижение транспорта во время ЧП и первого карантина, запустили платформу infokazakhstan.kz", – рассказал управляющий директор департамента регионального развития НПП "Атамекен" Дархан Калиев (г. Нур-Султан).

Он пояснил, что для получения разрешения предприниматель подает заявку, изучает требования к его виду деятельности (для каждого вида они специфичны), верифицирует с помощью ЭЦП и ждет проверку.

"В ходе обсуждений мы добились того, чтобы 90% бизнеса открывалось в уведомительном порядке: предприниматели регистрируются на сайте, подтверждают с помощью электронной цифровой подписи, что выполнили все требования, и получают разрешение. Но 10% бизнеса могут получить акт только после того, как комиссия, которая придет на объект, даст положительное заключение. В разрешительном порядке открываются, например, ТРЦ, рынки, салоны красоты, детские дошкольные образовательные учреждения.

"Каков обычно срок между подачей заявки и возобновлением деятельности?" – уточнил ведущий эфира Руслан Мелекша.

"Из практики мы видим, что обычно это один-два дня. Комиссия работает очень оперативно, в каждом регионе создано до 20-30 мониторинговых групп, куда входят представители акиматов, СЭС, полицейской службы и палаты "Атамекен", – ответил спикер.

Он также рассказал, что создан единый контакт-центр – 1432, также в каждом регионе выделены номера. В общей сложности поступило уже больше 7 тыс. звонков. Акты соответствия получили 123 тыс. предпринимателей.

Предприниматели должны быть готовы к проверке

"В период ЧП и первого карантина наработан определенный опыт, думаю, и потребители, и предприниматели научились жить в условиях распространения этого вируса. Мы тоже совершенствуемся. Когда смягчали карантин в предыдущий раз, предприятиям, бывало, приходилось долго ждать комиссию. Это было связано с тем, что одномоментно запускали всех, и 75% предпринимателей города могли получить разрешение на возобновление деятельности только после аудита. Человеческих ресурсов, естественно, не хватало ни у СЭС, ни у акимата, ни у Нацпалаты", – продолжил тему директор Палаты предпринимателей г. Алматы Нариман Абильшаиков.

Он поясняет, что представители НПП входят в состав мониторинговых групп и их задачи в первую очередь – защита прав бизнеса и возобновление деятельности большей части предпринимателей в уведомительном порядке.

"Самое главное, предприниматели, которые начали работу, должны понимать, что мониторинговые группы в выборочном порядке выезжают на предприятия и проверяют их на соответствие санитарным нормам. Хоть утром, хоть в обед, хоть вечером предприниматели должны быть готовы к проверке", – поясняет спикер.

На что обратила внимание комиссия

"Мы, как и все наши арендаторы, очень рады, что локдаун закончился, рады возобновить свою деятельность", – с этой фразы начал выступление директор ТРЦ MEGA Silk Way Канат Туребаев (г. Нур-Султан).

Он поделился своим опытом получения разрешения на работу: "Мы зарегистрировались на infokazakhstan.kz, это несложная процедура. Сразу, как сайт открылся, заполнили заявку, изучили требования, которые предъявляются к нашему виду деятельности, провели санитарно-эпидемиологические мероприятия. На следующий день нас посетила комиссия в составе представителей НПП "Атамекен", СЭС, акимата и полиции. Комиссия сделала обход, осмотрела торговые площади и бутики. Особое внимание уделила разметке для социальной дистанции, наличию масок, средств санзащиты, тепловизоров. В итоге дала заключение о нашей готовности к возобновлению деятельности, и мы открылись 17 августа".

Спикер рассказал, что обработку хлорсодержащим раствором в торговом центре делают ежечасно, обрабатывают перила, поручни эскалаторов, кнопки лифтов, пол.

Пошел ли народ в торговые центры?

Канат Туребаев рассказал, что подготовиться к открытию и возобновить деятельность смогли в срок. За время, пока торговый центр был закрыт, коллектив продолжал поддерживать его жизнедеятельность. И в первый, и во второй карантин были сохранены все рабочие места, никого не отправили в отпуск без содержания.

"Пошел ли народ в торговые центры?" – спросил Руслан Мелекша участника телемарафона.

"Мы открылись в понедельник и еще рано делать выводы. Посещаемость пока на уровне будних дней до карантина. На ее восстановление нужно время. Наши посетители стали более осознанно подходить к посещению мест массово скопления, у населения есть опасения. Думаю, в первые месяцы обязательно будет снижение. Но, думаю, спад пандемии в целом и наши действия помогут восстановить уровень посещаемости торговых центров", – считает руководитель ТРЦ.

Он говорит, что в период простоя арендаторы получили практически полное освобождение от платежей. "Сейчас очень много обращений по скидкам: ретейлеры завезли весеннюю коллекцию, но не смогли ее реализовать, с летней – то же самое. Очень много рисков, а это неопределенность. Мы пытаемся внести определенность в своем взаимодействии с арендаторами", – поделился опытом спикер.

Технические неполадки устранены

"Не секрет, что ваша сфера оказалась одной из самых пострадавших в этот локдаун. Как из него выбрались?" – обратился ведущий к следующему участнику, представителю Ассоциации рестораторов г. Алматы Ирине Лебедевой.

"Мы еще ниоткуда не выбрались, все сложно, общепит очень сильно пострадал", – ответила собеседница.

Она рассказала, что не у всех получилось зарегистрироваться на платформе, кого-то "программа выкидывала". Дархан Калиев пояснил, что в самом начале работы платформы возникли технические сложности: когда пользователь заполнял форму, не интегрировались данные от Комитета по статистике о виде деятельности предприятия (они должны появляться автоматически после введения БИН). Проблема решена, система налажена, подача заявки сейчас занимает от 5 до 10 минут.

Рестораны ждут гостей под осенним дождем

Ирина Лебедева продолжила говорить о трудностях, с которыми столкнулась отрасль в целом. Это запрет предприятиям общепита города Алматы принимать гостей в помещениях, только – на летних площадках, и продолжающийся запрет на работу банкетных залов.

"Какие-то двойные стандарты. Базары могут работать, а рестораны – нет. Когда идет дождь, клиенты остаются на улице", – говорит представитель отрасли. "Как вы решаете проблему? Выдаете пледы и дождевики?" – спросил ведущий. "Приблизительно, – ответила собеседница. – Мы этот вопрос поднимаем, пишем письма, работаем с "Атамекеном". В Алматы в общепите задействовано большое количество людей, и сейчас они, если не в дефолте, то на грани, рестораторы просто банкроты, долговая яма растет с каждым месяцем. Мы открылись и должны выплачивать заработную плату, погашать свои обязательств, но денег нет. А людей запускать внутрь нельзя, только на улице".

Нариман Абильшаиков прокомментировал: "Вопрос вызывает особую озабоченность членов ассоциации рестораторов. По постановлению главного госсанврача города деятельность объектов общепита в закрытых помещениях запрещена, но республиканское постановление ее разрешает. Это объясняется тем, что, исходя из специфики регионов, главные санврачи имеют право ужесточать требования по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, но не смягчать", – сказал спикер, сделав отсылку к их компетенции в этом вопросе.

Вместе с тем глава алматинской палаты обратил внимание на меняющиеся погодные условия и приближающийся осенне-зимний период.

"Плащи – это не выход из ситуации. Необходимо продумать, как решить эту проблему. Возможно, для каждого столика внутри помещения нужно делать отдельную вентиляцию, специалисты  должны нам подсказать. Бизнес, думаю, пойдет на такие расходы, потому что с сентября по март летники работать не смогут, а если закрыть предприятия общепита на столь длительный период, то это поставит в неудобное положение наших бизнесменов", – считает Нариман Абильшаиков.

Сеть столовых потеряла больше половины точек

Работа летников пока под запретом и в Шымкенте. Директор сети заведений быстрого питания "Каравай" Адхам Умаров рассказал, что до карантина сеть насчитывала 13 точек, после карантина открылось только пять.

"Во время карантина мы работали на доставке, провалили продажи на 80%, сейчас открылись, но не набираем даже 30-40% от докарантинного периода. Просчитали наши возможности и поняли, что не потянем ни аренду, ни коммунальные расходы, ни заработную плату. Поэтому открыли только те точки, которые работают в ноль, для поддержания имиджа. До конца года вряд ли откроем все, если только не восстановится экономика, и мы не пойдем вверх", – поделился предприниматель.

Он уже был гостем телемарафона – в мае, и тогда рассказывал, что до карантина сеть обслуживала около 100 тыс. человек в день, средний чек составлял 800 тенге. Большой задачей стало сохранение цен на уровне 600-800 тенге, также для выживания в новых условиях нужны были длинные и дешевые заемные средства.

Регистрацию на портале компания прошла на днях. Это заняло пять минут, быстро и удобно, и никаких проблем не возникло.

"Мы до этого уже сотрудничали с СЭС и палатой "Атамекен" и знали, как подготовиться и вести работу, у всех сотрудников маски, перчатки, дезинфицирующие средства", – рассказал собеседник. И добавил, что часть коллектива все-таки не смогла вернуться на рабочие места: компания пока не имеет возможности всех содержать, поэтому примерно 60% людей остались в отпусках без содержания.

Предприниматель надеется, что после сентября заведениям питания все же разрешат принимать посетителей внутри помещений.

Следите за телеграмом и ватсапом

Еще несколько предпринимателей поделились своим опытом регистрации и рассказали, как обстоят дела у них.

Предприниматель из Караганды Оксана Назарова говорит, что карантин переживала сложно, шесть недель ее торговая точка не работала вместе с крытым коммунальным рынком. Сейчас поток покупателей есть, это связано со спецификой товара: перед началом учебного года канцелярские принадлежности пользуются спросом.

Оксана узнала о регистрации, поскольку подписана на телеграм-канал infokazakhstan.kz, еще оповестили по ватсапу в группе "Атамекена". Поначалу пыталась зайти на сайт, но не было программы NCALayer, возникли сложности с ее установкой, в "Атамекене" помогли подать заявку.

Предприниматель из Кызылорды Наталья Ге также воспользовалась помощью сотрудников НПП для регистрации на портале. "Минут семь – и акт был у меня на руках", – говорит она.

Наталья работает в сфере развлечения: у нее аттракционы в городском парке на открытом воздухе. "Вчера мы возобновили работу, люди идут. На каждом объекте у нас есть антисептики, все сотрудники в масках, перчатках, мы проводим дезинфекцию, даже землю поливаем хлорной водой", – рассказывает собеседница. Она надеется, что сможет работать в обычном режиме до конца сентября (если не будет очередных карантинных ограничений и погода позволит).

Тренеры теряют веру в фитнес-индустрию

Директор сети фитнес-клубов "Life Style" Нуркасым Ермаханов (г. Актобе) рассказал, что залы окрылись на днях. Получить разрешение помогли в палате "Атамекен". Спортивным объектам необходимо выдерживать норму – 5 кв. м на каждого занимающегося. "Соблюдать это требование удается. Единственное, придется сокращать количество занимающихся на групповых тренировках. Если раньше группа могла включать 15-20 человек, то теперь будем записывать не более 10 человек на одно занятие. Надеюсь, это временно, и мы выйдем из этой ситуации", – говорит участник телемарафона.

Но посещаемость фитнес-клубов в целом очень сильно упала: приходит меньше половины от прежнего количества клиентов. "Многие боятся. И сотрудников мы тоже теряем: люди думают, что нас еще раз закроют, не чувствуют стабильности в нашей индустрии", – делится спикер.

Он надеется на то, что уже после нового года сможет вернуть всех клиентов (январь – это для фитнеса "высокий сезон"), и посещаемость окажется на уровне прошлого года.

"Самое главное, чтобы нас снова не закрыли", – делает ремарку Нуркасым Ермаханов.

Когда акт могут не выдать

Дархан Калиев рассказал, что зарегистрированы случаи отказа в выдаче разрешения на возобновления деятельности. "Если объект не соответствует санитарным нормам, комиссия не выдаст акт соответствия. Площадка infokazakhstan.kz облегчает процесс возобновления деятельности, предприниматель, регистрируясь там, получает возможность ознакомиться с требованиями, которые предъявляются именно к его виду деятельности, ему не нужно изучать "талмуды" постановлений санврачей. Если кто-то хочет "проскочить", комиссия это увидит, и этот факт будет зарегистрирован", – пояснил представитель НПП.

Он также уточнил, что есть виды бизнеса, которым пока неА разрешили возобновить деятельность, например, это кинотеатры, бассейны, банкетные залы. "Надо понимать, что предприниматели, занимающиеся этими видами деятельности, не смогут подать заявку на портале"А, – добавил Дархан Калиев.

Когда предприятие запускается в уведомительном порядке, комиссия объект не посещает, но на платформе предусмотрена опция "Общественный контроль". Посетители того или иного заведения или объекта могут зафиксировать нарушение (например, где-то нет санитайзеров или тепловизоров) и выложить эту информацию на сайт. "Это делается для того, чтобы призвать предпринимателей соблюдать саннормы", – заключает собеседник.

Елена Тумашова

Напомним, госкомиссия утвердила перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут возобновить работу с 17 августа при соблюдении определенных условий. Для этого необходимо получить акт соответствия санитарным нормам в электронном формате через специально созданную для этого платформу.

Большая часть видов бизнеса, около 90%, может возобновить работу без проверки, в уведомительном порядке. Отдельные виды бизнеса, например ТРЦ, рынки, детские оздоровительные лагеря, обязаны пройти проверку на соответствие санитарным нормам.

По данным на 19 августа, более 84 тыс. представителей бизнес-сообщества уже подали заявки на возобновление деятельности, 62 тыс. заявок одобрено, в том числе около 60,5 тыс. – в уведомительном порядке.

Регистрацию на сайте InfoKazakhstan.kz должны пройти все предприниматели вне зависимости от того, прекращали ли они деятельность в период ЧП и карантина или нет, для ознакомления с санитарно-эпидемиологическими требованиями на период ограничений.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача, это необходимо сделать до 24 августа.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться