/img/tv1.svg
RU KZ
Легко ли бизнесу выходить из карантина?

Легко ли бизнесу выходить из карантина?

О получении разрешения на работу и проблемах перезапуска.

08:05 20 Август 2020 3701

Легко ли бизнесу выходить из карантина?

Автор:

Елена Тумашова

Как получить разрешение на возобновление деятельности предприятия после карантина, как воспользоваться платформой infokazakhstan.kz? С какими проблемами сталкиваются предприниматели, запуская бизнес после простоя? Об этом говорили участники очередного телемарафона «Бизнес & государство» в прямом эфире телеканала ATAMEKEN BUSINESS.

Между заявкой и запуском – один-два дня

«Во время выхода из первого карантина не все предприниматели соблюдали санитарные требования. Поэтому было принято решение разработать алгоритмы возобновления работы для каждого вида бизнеса. Мы обсуждали этот вопрос и с самим бизнесом, и с госорганами, включая санэпидслужбу. На базе платформы infoalmaty.kz, где предприниматели Алматы получали пропуска на передвижение транспорта во время ЧП и первого карантина, запустили платформу infokazakhstan.kz», – рассказал управляющий директор департамента регионального развития НПП «Атамекен» Дархан Калиев (г. Нур-Султан).

Он пояснил, что для получения разрешения предприниматель подает заявку, изучает требования к его виду деятельности (для каждого вида они специфичны), верифицирует с помощью ЭЦП и ждет проверку.

«В ходе обсуждений мы добились того, чтобы 90% бизнеса открывалось в уведомительном порядке: предприниматели регистрируются на сайте, подтверждают с помощью электронной цифровой подписи, что выполнили все требования, и получают разрешение. Но 10% бизнеса могут получить акт только после того, как комиссия, которая придет на объект, даст положительное заключение. В разрешительном порядке открываются, например, ТРЦ, рынки, салоны красоты, детские дошкольные образовательные учреждения.

«Каков обычно срок между подачей заявки и возобновлением деятельности?» – уточнил ведущий эфира Руслан Мелекша.

«Из практики мы видим, что обычно это один-два дня. Комиссия работает очень оперативно, в каждом регионе создано до 20-30 мониторинговых групп, куда входят представители акиматов, СЭС, полицейской службы и палаты «Атамекен», – ответил спикер.

Он также рассказал, что создан единый контакт-центр – 1432, также в каждом регионе выделены номера. В общей сложности поступило уже больше 7 тыс. звонков. Акты соответствия получили 123 тыс. предпринимателей.

Предприниматели должны быть готовы к проверке

«В период ЧП и первого карантина наработан определенный опыт, думаю, и потребители, и предприниматели научились жить в условиях распространения этого вируса. Мы тоже совершенствуемся. Когда смягчали карантин в предыдущий раз, предприятиям, бывало, приходилось долго ждать комиссию. Это было связано с тем, что одномоментно запускали всех, и 75% предпринимателей города могли получить разрешение на возобновление деятельности только после аудита. Человеческих ресурсов, естественно, не хватало ни у СЭС, ни у акимата, ни у Нацпалаты», – продолжил тему директор Палаты предпринимателей г. Алматы Нариман Абильшаиков.

Он поясняет, что представители НПП входят в состав мониторинговых групп и их задачи в первую очередь – защита прав бизнеса и возобновление деятельности большей части предпринимателей в уведомительном порядке.

«Самое главное, предприниматели, которые начали работу, должны понимать, что мониторинговые группы в выборочном порядке выезжают на предприятия и проверяют их на соответствие санитарным нормам. Хоть утром, хоть в обед, хоть вечером предприниматели должны быть готовы к проверке», – поясняет спикер.

На что обратила внимание комиссия

«Мы, как и все наши арендаторы, очень рады, что локдаун закончился, рады возобновить свою деятельность», – с этой фразы начал выступление директор ТРЦ MEGA Silk Way Канат Туребаев (г. Нур-Султан).

Он поделился своим опытом получения разрешения на работу: «Мы зарегистрировались на infokazakhstan.kz, это несложная процедура. Сразу, как сайт открылся, заполнили заявку, изучили требования, которые предъявляются к нашему виду деятельности, провели санитарно-эпидемиологические мероприятия. На следующий день нас посетила комиссия в составе представителей НПП «Атамекен», СЭС, акимата и полиции. Комиссия сделала обход, осмотрела торговые площади и бутики. Особое внимание уделила разметке для социальной дистанции, наличию масок, средств санзащиты, тепловизоров. В итоге дала заключение о нашей готовности к возобновлению деятельности, и мы открылись 17 августа».

Спикер рассказал, что обработку хлорсодержащим раствором в торговом центре делают ежечасно, обрабатывают перила, поручни эскалаторов, кнопки лифтов, пол.

Пошел ли народ в торговые центры?

Канат Туребаев рассказал, что подготовиться к открытию и возобновить деятельность смогли в срок. За время, пока торговый центр был закрыт, коллектив продолжал поддерживать его жизнедеятельность. И в первый, и во второй карантин были сохранены все рабочие места, никого не отправили в отпуск без содержания.

«Пошел ли народ в торговые центры?» – спросил Руслан Мелекша участника телемарафона.

«Мы открылись в понедельник и еще рано делать выводы. Посещаемость пока на уровне будних дней до карантина. На ее восстановление нужно время. Наши посетители стали более осознанно подходить к посещению мест массово скопления, у населения есть опасения. Думаю, в первые месяцы обязательно будет снижение. Но, думаю, спад пандемии в целом и наши действия помогут восстановить уровень посещаемости торговых центров», – считает руководитель ТРЦ.

Он говорит, что в период простоя арендаторы получили практически полное освобождение от платежей. «Сейчас очень много обращений по скидкам: ретейлеры завезли весеннюю коллекцию, но не смогли ее реализовать, с летней – то же самое. Очень много рисков, а это неопределенность. Мы пытаемся внести определенность в своем взаимодействии с арендаторами», – поделился опытом спикер.

Технические неполадки устранены

«Не секрет, что ваша сфера оказалась одной из самых пострадавших в этот локдаун. Как из него выбрались?» – обратился ведущий к следующему участнику, представителю Ассоциации рестораторов г. Алматы Ирине Лебедевой.

«Мы еще ниоткуда не выбрались, все сложно, общепит очень сильно пострадал», – ответила собеседница.

Она рассказала, что не у всех получилось зарегистрироваться на платформе, кого-то «программа выкидывала». Дархан Калиев пояснил, что в самом начале работы платформы возникли технические сложности: когда пользователь заполнял форму, не интегрировались данные от Комитета по статистике о виде деятельности предприятия (они должны появляться автоматически после введения БИН). Проблема решена, система налажена, подача заявки сейчас занимает от 5 до 10 минут.

Рестораны ждут гостей под осенним дождем

Ирина Лебедева продолжила говорить о трудностях, с которыми столкнулась отрасль в целом. Это запрет предприятиям общепита города Алматы принимать гостей в помещениях, только – на летних площадках, и продолжающийся запрет на работу банкетных залов.

«Какие-то двойные стандарты. Базары могут работать, а рестораны – нет. Когда идет дождь, клиенты остаются на улице», – говорит представитель отрасли. «Как вы решаете проблему? Выдаете пледы и дождевики?» – спросил ведущий. «Приблизительно, – ответила собеседница. – Мы этот вопрос поднимаем, пишем письма, работаем с «Атамекеном». В Алматы в общепите задействовано большое количество людей, и сейчас они, если не в дефолте, то на грани, рестораторы просто банкроты, долговая яма растет с каждым месяцем. Мы открылись и должны выплачивать заработную плату, погашать свои обязательств, но денег нет. А людей запускать внутрь нельзя, только на улице».

Нариман Абильшаиков прокомментировал: «Вопрос вызывает особую озабоченность членов ассоциации рестораторов. По постановлению главного госсанврача города деятельность объектов общепита в закрытых помещениях запрещена, но республиканское постановление ее разрешает. Это объясняется тем, что, исходя из специфики регионов, главные санврачи имеют право ужесточать требования по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, но не смягчать», – сказал спикер, сделав отсылку к их компетенции в этом вопросе.

Вместе с тем глава алматинской палаты обратил внимание на меняющиеся погодные условия и приближающийся осенне-зимний период.

«Плащи – это не выход из ситуации. Необходимо продумать, как решить эту проблему. Возможно, для каждого столика внутри помещения нужно делать отдельную вентиляцию, специалисты  должны нам подсказать. Бизнес, думаю, пойдет на такие расходы, потому что с сентября по март летники работать не смогут, а если закрыть предприятия общепита на столь длительный период, то это поставит в неудобное положение наших бизнесменов», – считает Нариман Абильшаиков.

Сеть столовых потеряла больше половины точек

Работа летников пока под запретом и в Шымкенте. Директор сети заведений быстрого питания «Каравай» Адхам Умаров рассказал, что до карантина сеть насчитывала 13 точек, после карантина открылось только пять.

«Во время карантина мы работали на доставке, провалили продажи на 80%, сейчас открылись, но не набираем даже 30-40% от докарантинного периода. Просчитали наши возможности и поняли, что не потянем ни аренду, ни коммунальные расходы, ни заработную плату. Поэтому открыли только те точки, которые работают в ноль, для поддержания имиджа. До конца года вряд ли откроем все, если только не восстановится экономика, и мы не пойдем вверх», – поделился предприниматель.

Он уже был гостем телемарафона – в мае, и тогда рассказывал, что до карантина сеть обслуживала около 100 тыс. человек в день, средний чек составлял 800 тенге. Большой задачей стало сохранение цен на уровне 600-800 тенге, также для выживания в новых условиях нужны были длинные и дешевые заемные средства.

Регистрацию на портале компания прошла на днях. Это заняло пять минут, быстро и удобно, и никаких проблем не возникло.

«Мы до этого уже сотрудничали с СЭС и палатой «Атамекен» и знали, как подготовиться и вести работу, у всех сотрудников маски, перчатки, дезинфицирующие средства», – рассказал собеседник. И добавил, что часть коллектива все-таки не смогла вернуться на рабочие места: компания пока не имеет возможности всех содержать, поэтому примерно 60% людей остались в отпусках без содержания.

Предприниматель надеется, что после сентября заведениям питания все же разрешат принимать посетителей внутри помещений.

Следите за телеграмом и ватсапом

Еще несколько предпринимателей поделились своим опытом регистрации и рассказали, как обстоят дела у них.

Предприниматель из Караганды Оксана Назарова говорит, что карантин переживала сложно, шесть недель ее торговая точка не работала вместе с крытым коммунальным рынком. Сейчас поток покупателей есть, это связано со спецификой товара: перед началом учебного года канцелярские принадлежности пользуются спросом.

Оксана узнала о регистрации, поскольку подписана на телеграм-канал infokazakhstan.kz, еще оповестили по ватсапу в группе «Атамекена». Поначалу пыталась зайти на сайт, но не было программы NCALayer, возникли сложности с ее установкой, в «Атамекене» помогли подать заявку.

Предприниматель из Кызылорды Наталья Ге также воспользовалась помощью сотрудников НПП для регистрации на портале. «Минут семь – и акт был у меня на руках», – говорит она.

Наталья работает в сфере развлечения: у нее аттракционы в городском парке на открытом воздухе. «Вчера мы возобновили работу, люди идут. На каждом объекте у нас есть антисептики, все сотрудники в масках, перчатках, мы проводим дезинфекцию, даже землю поливаем хлорной водой», – рассказывает собеседница. Она надеется, что сможет работать в обычном режиме до конца сентября (если не будет очередных карантинных ограничений и погода позволит).

Тренеры теряют веру в фитнес-индустрию

Директор сети фитнес-клубов «Life Style» Нуркасым Ермаханов (г. Актобе) рассказал, что залы окрылись на днях. Получить разрешение помогли в палате «Атамекен». Спортивным объектам необходимо выдерживать норму – 5 кв. м на каждого занимающегося. «Соблюдать это требование удается. Единственное, придется сокращать количество занимающихся на групповых тренировках. Если раньше группа могла включать 15-20 человек, то теперь будем записывать не более 10 человек на одно занятие. Надеюсь, это временно, и мы выйдем из этой ситуации», – говорит участник телемарафона.

Но посещаемость фитнес-клубов в целом очень сильно упала: приходит меньше половины от прежнего количества клиентов. «Многие боятся. И сотрудников мы тоже теряем: люди думают, что нас еще раз закроют, не чувствуют стабильности в нашей индустрии», – делится спикер.

Он надеется на то, что уже после нового года сможет вернуть всех клиентов (январь – это для фитнеса «высокий сезон»), и посещаемость окажется на уровне прошлого года.

«Самое главное, чтобы нас снова не закрыли», – делает ремарку Нуркасым Ермаханов.

Когда акт могут не выдать

Дархан Калиев рассказал, что зарегистрированы случаи отказа в выдаче разрешения на возобновления деятельности. «Если объект не соответствует санитарным нормам, комиссия не выдаст акт соответствия. Площадка infokazakhstan.kz облегчает процесс возобновления деятельности, предприниматель, регистрируясь там, получает возможность ознакомиться с требованиями, которые предъявляются именно к его виду деятельности, ему не нужно изучать «талмуды» постановлений санврачей. Если кто-то хочет «проскочить», комиссия это увидит, и этот факт будет зарегистрирован», – пояснил представитель НПП.

Он также уточнил, что есть виды бизнеса, которым пока неА разрешили возобновить деятельность, например, это кинотеатры, бассейны, банкетные залы. «Надо понимать, что предприниматели, занимающиеся этими видами деятельности, не смогут подать заявку на портале»А, – добавил Дархан Калиев.

Когда предприятие запускается в уведомительном порядке, комиссия объект не посещает, но на платформе предусмотрена опция «Общественный контроль». Посетители того или иного заведения или объекта могут зафиксировать нарушение (например, где-то нет санитайзеров или тепловизоров) и выложить эту информацию на сайт. «Это делается для того, чтобы призвать предпринимателей соблюдать саннормы», – заключает собеседник.

Елена Тумашова

Напомним, госкомиссия утвердила перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут возобновить работу с 17 августа при соблюдении определенных условий. Для этого необходимо получить акт соответствия санитарным нормам в электронном формате через специально созданную для этого платформу.

Большая часть видов бизнеса, около 90%, может возобновить работу без проверки, в уведомительном порядке. Отдельные виды бизнеса, например ТРЦ, рынки, детские оздоровительные лагеря, обязаны пройти проверку на соответствие санитарным нормам.

По данным на 19 августа, более 84 тыс. представителей бизнес-сообщества уже подали заявки на возобновление деятельности, 62 тыс. заявок одобрено, в том числе около 60,5 тыс. – в уведомительном порядке.

Регистрацию на сайте InfoKazakhstan.kz должны пройти все предприниматели вне зависимости от того, прекращали ли они деятельность в период ЧП и карантина или нет, для ознакомления с санитарно-эпидемиологическими требованиями на период ограничений.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача, это необходимо сделать до 24 августа.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

МСБ продлят освобождение от налогов с ФОТ до 1 января 2021 года

Опубликовано соответствующее постановление правительства.

24 Сентябрь 2020 17:25 3149

Субъектам малого и среднего предпринимательства продлят освобождение от налогов с фонда оплаты труда до 1 января следующего года. Соответствующее постановление правительства опубликовано на площадке нормативно-правовых актов.

В постановлении указывается установить: поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование; поправочный коэффициент «12/19» к ставке социального налога, за исключением лиц, занимающихся частной практикой.

Данное положение применяется в отношении лиц, занимающихся частной практикой, а также субъектов микро, малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по перечню видов деятельности, и их работников по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя. Постановление вводится в действие с 1 октября 2020 года.

Однако в проекте приказа отсутствует перечень отраслей.

Напомним, с 1 апреля по 1 октября этого года 29 видов деятельности в Казахстане были освобождены от отчислений в фонд оплаты труда и взносов в ЕНПФ. Подробный перечень отраслей представлен по ссылке . В частности, данная норма коснулась наиболее пострадавших отраслей в период карантина и ЧП.

Как ранее рассказал председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов, бизнесмены ставили много вопросов по теме исчерпывающего перечня отраслей, которые можно считать пострадавшими, на которые распространяются налоговые послабления, особенно по фонду оплаты труда.

По ситуации в настоящее время глава НПП рассказал о результатах опроса 10% казахстанского МСБ (порядка 70 тыс. субъектов бизнеса) в наиболее пострадавших отраслях экономики.

«Так, опрос показал следующие результаты. Более 30% опрошенных к началу сентября были вынуждены пойти на оптимизацию персонала, 16% из опрошенных уже провели сокращения – 80 тысяч работников уже сокращены, 90 тысяч сотрудников отправлены в отпуск без сохранения заработной платы. Эти цифры мы не наблюдаем в официальной статистике, стоит задача – как нивелировать эти последствия. Более 30% опрошенных находятся в преддверии закрытия бизнеса – общепит, частные школы и сады, туризм. Если экстраполировать полученные данные на остальной бизнес, то можно понять, с каким масштабом сокращений и закрытия бизнеса мы столкнемся в ближайшее время», – резюмировал Аблай Мырзахметов.

Редакция inbusiness.kz обратилась в министерство труда с запросом уточнить перечень отраслей, которым продлено освобождение от налогов с ФОТ.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Какие выводы делают бизнесмены после пандемии и карантина, и как в Нур-Султане спасался цветочный бизнес

19 Сентябрь 2020 09:00 2410

Нурлан Баукенов больше трех лет занимается цветочным бизнесом в Нур-Султане. Его компанию хорошо знают столичные красавицы и местные романтики. А в период жестких ограничений во время карантина клиентская база пополнилась обычными казахстанцами, которым вдруг захотелось сделать приятное родным, приободрить их в домашнем заточении или поздравить с днем рождения, находясь при этом в другой стране с закрытыми границами. Вот так выживал цветочный бизнес. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Нурлан рассказал, какой главный опыт он извлек из работы в режиме пандемии и почему не готов отказаться от роз, орхидей и пионов в пользу менее рискованного бизнеса.   

Нурлан, порадуйте нас, расскажите, что все карантинные месяцы казахстанцы вдруг стали внимательными к своим домочадцам, активно закупали у Вас цветы и Ваш бизнес сегодня «цветет и пахнет» во всех смыслах?

Да, рассказать есть что. В первые дни карантинных ограничений и мы, и наши заказчики пребывали в небольшом замешательстве. Никто не знал, какие новые сюрпризы подготовит нам завтрашний день. Люди массово скупали крупы, консервы, маски, антисептики и туалетную бумагу. Поэтому мысли о цветах или о каких-либо других подарках немного отошли на второй план. Но Вы правы, с течением времени мы стали замечать, что с каждым днем ситуация стабилизируется. Стали преобладать заказы просто так, без повода, чтобы подбодрить и поднять настроение своим близким. Также, конечно, с гордостью можем заявить, что стали неким связующим звеном для людей, которые из-за закрытых границ не смогли поздравить своих родных людей с памятными датами вживую. Тогда они обращались к нам посредством мессенджеров, заказывали букеты, писали тексты для открыток и курьер уезжал радовать получателя неожиданным презентом. К сожалению, не могу сказать, что сейчас все «цветет и пахнет». Все-таки пандемия ударила практически по всем направлениям бизнеса, и мы не исключение. Если посмотреть на статистику, то с каждым годом мы отмечали постепенный рост продаж. В нынешней же ситуации мы наблюдаем замедление темпов роста. Но мы не опускаем руки и верим, что скоро все вернется на круги своя.

Вернемся к первым ограничениям в марте. Как Вы поступили со своим цветочным бизнесом тогда, когда стало впервые понятно, что грядет непростое время и актуальным останется только разве что аптечный бизнес и продуктовый. Какие решения тогда приняли?

Самая важная мысль, которая была у меня в голове, – это сохранить все то, что создавалось нашей командой упорным трудом на протяжении нескольких лет. Мы посоветовались с сотрудниками, взвесили все «за» и «против», и приняли решение работать до тех пор, пока это будет возможным. Также, конечно, я чувствовал большую ответственность перед своими коллегами. Мы вместе работаем уже более трех лет, и оставить нас всех в подвешенном состоянии было бы крайне безответственным. Я очень благодарен нашему небольшому коллективу, что мы просто взяли себя в руки и продолжили делать то, что умеем, несмотря ни на что.

Вы работали на доставку. Но тогда здесь вопрос – было ли что продавать? Насколько я знаю, у Вас поставки цветов идут из Голландии в основном. И кстати, да, почему Вы не продаете цветы, выращенные в Казахстане?

Да, как только правительство начало вводить карантинные меры, мы стали работать исключительно в режиме доставки. С поставками из Голландии и других стран, выращивающих цветы, действительно были большие проблемы. Но некоторые наши партнеры-поставщики смогли обеспечивать нас ограниченным количеством растений. Также не стоит забывать о стабилизированных растениях и сухоцветах, которые не портятся и тоже очень нравятся покупателям. Что по поводу местных производителей. К сожалению, большей частью цветы, выращенные в нашей стране – это розы классических сортов и расцветок. Но мы работаем в несколько ином направлении.

Простые розы можно купить везде, а мы больше ориентируемся на букеты, составленные из экзотических сортов цветов, которые не продают в каждом цветочном киоске. Еще одним немаловажным фактором является то, что пока что наши плантации цветов, к сожалению, не могут конкурировать по цене и качеству с зарубежными производителями. Мы бы были рады поддерживать наших производителей, но на данный момент это направление в Казахстане только-только набирает обороты. Радует, что появляются небольшие фермы, выращивающие что-то помимо роз. Мы с большим любопытством наблюдаем за ними и потихонечку начинаем сотрудничать.

Кто был Вашим покупателем чаще всего? Какие цветы приобретали, были ли в ходу дорогие, роскошные букеты, к которым мы привыкли в Instagram, или все-таки чувствовалось социальное напряжение, финансовые затруднения казахстанцев даже в выборе цветов?

Карантин карантином, но жизнь ведь все-таки продолжалась. У людей также были дни рождения, юбилеи и другие памятные даты. Также, повторюсь, в карантин цветочные магазины стали связующим звеном между вынужденно разлученными людьми в разных городах и странах. Дети отправляли цветы мамам, внуки бабушкам и так далее. Конечно, многие заказчики хотели подарить что-то роскошное, но из-за перебоев с поставками мы не всегда могли удовлетворить запросы всех покупателей. Но они прекрасно видели всю сложившуюся ситуацию и с пониманием к этому относились. Люди, так же, как и в «докарантинное» время, покупали как недорогие букеты, так и букеты подороже. Но мы не планировали снижать планку своих работ, и когда понимали, что ничего красивого и необычного из оставшихся в наличии цветов мы предложить не можем, закрывались и не принимали заказы до следующих поставок.

Подобьем кассу – как в финансовом выражении карантин повлиял на Ваш бизнес? Есть ведь и позитивные моменты, когда не нужно тратиться на аренду – много случаев, когда арендодатели входили в положение – и владельцы хорошо экономили, активизируясь в онлайн-магазинах. Другими словами, в цифрах – сегодня Вы в плюсе или в минусе?

Конечно, наши арендодатели пошли нам навстречу и сделали хорошую скидку на аренду, за что им большое спасибо. Но и я, в свою очередь, понимал, что это тоже заработок владельца помещения, и как только ситуация начала стабилизироваться, снова начал оплачивать сумму по договору. В финансовом положении, естественно, пострадали практически все сферы. Кто-то больше, кто-то меньше. Но те, кто изначально был заточен под онлайн-торговлю, почувствовали изменения в своей работе немного меньше. По поводу вопроса в плюсе мы или нет, отвечу так: мы в плюсе, но карантин замедлил темпы нашего развития.

Не секрет, что цветочный бизнес очень зависим от праздничных дат. В Вашем случае упущены мартовские праздники, майские школьные звонки и выпускные, 1 сентября. Получается, Ваш бизнес всем этим может быть парализован очень долгое время. Вы можете успешно работать только при возврате к полноценной жизни…

8 марта – день, являющийся самым главным в работе каждого цветочного магазина, к счастью, мы не упустили. А что касается других праздников, то мы изначально сильно не акцентировали на них внимания. Считаю, что работать только из-за праздников и сильно на них концентрироваться не совсем правильно. Лучше работать над тем, чтобы ежедневно были стабильные продажи, чем «выстреливать» несколько раз в году.

Нурлан, не возникало желания заняться менее рискованным бизнесом? Таким, чтобы мог выжить в любых, самых экстремальных условиях? Согласитесь, цветы – и в спокойное время весьма сложный бизнес.

Я работаю с 9 класса, и за все свои 29 полных лет занимался разными сферами бизнеса. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень нравится. Да, продажа живых цветов – достаточно рискованная сфера деятельности, но все приходит с опытом. Бизнес – это всегда определенные риски, как ни крути. Иногда, конечно же, возникают мысли о другом виде деятельности. Но это не значит, что нужно закрывать одно и начинать что-то другое. При желании, можно успешно управлять несколькими направлениями одновременно.

Вы большой оптимист. Чему из позитивного научил Вас опыт работы в карантин? Какие выводы Вы для себя сделали? С каким багажом готовы к работе в условиях второй волны коронавируса, о которой сегодня много говорят?

Самый главный вывод, который я для себя сделал в очередной раз: «Будущее за онлайн услугами, обучением и торговлей». За время карантина мы выявили свои сильные и слабые стороны. Но сейчас вопрос в другом: с каким опытом и багажом знаний придет к возможной второй волне наше правительство. Удастся ли им продумать свои постановления так, чтобы дать функционировать как можно бОльшим сферам деятельности и тем самым сохранить рабочие места своих граждан.

Подсчитывали ли Вы, сколько должно пройти времени – мы говорим о формате прежней жизни – чтобы Ваш бизнес нормально функционировал, и можно было бы строить планы на его масштабирование?

Нет, такие подсчеты я не производил. Но считаю, что как только снимут все ограничения, во всех сферах ситуация начнет выравниваться. Потому что все сферы деятельности связаны между собой. Сотрудник офиса идет тратить заработок в магазины одежды, салоны красоты, кафе и рестораны, сотрудники этих заведений едут в путешествия, идут покупать технику, смотреть кино, дарят цветы и так далее по цепочке. И пока что-то функционирует, а что-то нет, этот баланс нарушен, а это отражается на нас всех.

Вы правильно отметили ответственность государства. Как считаете, Нурлан, достаточную ли поддержку предусмотрело правительство для отечественного МСБ в период ЧП и карантина? Вы обращались за предложенной помощью – я говорю о единовременных выплатах, мораториях по налогам и прочее?

Я не подавал заявок на выплаты и не обращался в банки за бизнес-кредитом, поэтому мне сложно о чем-либо рассуждать. Конечно, большим облегчением стало освобождение от налоговых выплат макро и малого бизнеса с 1 января 2020 года. В сложившейся ситуации это оказалось как никогда кстати. Но хотелось бы обратить внимание правительства на еще одну большую проблему, с которой мы столкнулись во время карантина – постановления санитарных врачей. К примеру, работать в режиме доставки, согласно документу, было можно, но при попытке оформить пропуск на передвижение по городу, в ответе Оперативного штаба, который пришел только через 19 дней, мы получили отказ. Обращались с этим вопросом в Палату предпринимателей, там отвечали, что согласно этому же постановлению, работать нам можно и нам должны были выдать разрешение. Хотелось бы, чтобы правила и алгоритмы работы были продуманы более детально, и пункты не противоречили сами себе.

Успехов Вам, Нурлан. Спасибо за беседу.

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!