/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 413,08 Brent 36,55
Как рестораны и гостиницы возобновляют работу

Как рестораны и гостиницы возобновляют работу

Телемарафон «Бизнес & государство» в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

08:00 20 Май 2020 2511

Как рестораны и гостиницы возобновляют работу

Автор:

Фото: Мария Матвиенко

Гостинично-ресторанный бизнес, по некоторым оценкам, восстановится не более чем на 85% от своего прежнего уровня. Кому-то придется начинать бизнес с нуля, кто-то уже безвозвратно ушел с рынка. Кто-то до сих пор не понимает, что будет дальше, потому что госорганы не дают внятных объяснений, и каждая попытка подготовиться к открытию, которое потом отменяется, оборачивается дополнительными тратами. При этом персонал – обученный, квалифицированный – уходит на стройки и туда, где работа не останавливалась во время карантина. Что ждет отрасль и какие меры нужны ее участникам, чтобы восстановиться?

Полумеры для кафе

«Сейчас мы открыли летник на 30 человек. Но есть ли от него польза, я не уверен. Предприятия, которые открылись, работают до 18:00, люди гуляют в основном с шести часов вечера до 12 часов ночи, а летникам разрешили работать только до 20:00. Люди не успевают, летник остается пустым, дохода от него никакого», – рассказывает руководитель кафе «Неолит» Магомед Юсиф-заде из Западно-Казахстанской области.

По его словам, выручка в компании упала на 50% и, может быть, даже больше. Персонал в отпуск без содержания отправили не весь, старались удержать людей. Ситуацию в общепите, по сравнению с другими отраслями, в некоторой степени облегчает возможность доставки.

«Не думаю, что мы дойдем до прежнего уровня, это требует время, как минимум два месяца после того, как уберут несостыковки по времени работы», – говорит участник телемарафона.

Сектор восстановится до 85%

«В нашем регионе карантин длился чуть более 40 дней, его то усиливали, то ослабляли в зависимости от ситуации. По нашим расчетам, ограничения и запреты коснулись около 10-12 тыс. предпринимателей, в основном – в сфере услуг, это общепит, торгово-развлекательные центры, розничная торговля. В этих сферах, по нашим подсчетам, занято 52 тыс. человек», – присоединяется к эфиру заместитель директора Палаты предпринимателей ЗКО Мурат Нургуатов.

Он говорит, что если разделить бизнес на три группы по степени негативного воздействия карантинных ограничений, то в группе, которая пострадала меньше всех, главное местно занимает обрабатывающая промышленность – машиностроение, пищевая, мебельная, легкая промышленность. Предприятия этих отраслей не останавливались во время карантина.

А вот в группу, на участников которой пришелся основной удар в виде ограничений и запрета на деятельность, вошли общепит и ТРЦ.

«По общепиту сейчас есть послабления. Летние кафе получили разрешение на деятельность при условии обслуживания не более 30 человек одновременно. Но насколько восстановится сектор? Мы просчитали, что восстановление возможно до 85% от прежнего уровня, то есть достичь докарантинный уровень на 100% вряд ли получится в силу изменения привычек, того, что карантин в каком-то ограничении в нашей жизни останется и т.д.», – говорит представитель Палаты предпринимателей.

По его данным, это минус 20 млрд тенге из 250 млрд тенге по валовому региональному продукту, освобождение примерно 1000-1500 работников из сферы услуг. «До сих пор закрыты бани, ТРЦ, рестораны и столовые. «Как эти люди будут устраиваться? В этом направлении надо поработать нам всем – государству, НПП, обществу», – считает эксперт.

Сервис ушел вместе с персоналом

«Индустрия общественного питания – крупнейший работодатель, особенно для социально уязвимых слоев население. От состояния и развития этой отрасли зависит много смежных отраслей», – говорит эксперт департамента торговли и развития малого бизнеса НПП «Атамекен» Алибек Момынбеков.

По его словам, общепит первым сталкивается с трудностями, возникающими от экономических потрясений, и этап восстановления в этой сфере занимает гораздо больше времени. «На площадке «Атамекена» мы неоднократно проводили с отраслевыми комитетами совещания в формате видео-конференций и понимаем, что бизнес готов взять на себя социальную ответственность – сохранить персонал и выплачивать заработные платы», – говорит спикер.

«У нас не так все радужно, как у вас. У нас бизнес не готов к тратам в виде заработных плат во время пандемии», – подключилась к дискуссии руководитель Академии сервиса и туризма, генеральный директор отеля Plaza Регина Закирова (Кокшетау, Акмолинская область).

Она рассказывает, что предприятиям общепита пришлось распустить персонал, который они не могут содержать, люди нашли другую работу, кто-то устроился на стройку, на те предприятия, которые не останавливали работу во время пандемии.

«И теперь у нас остро стоит вопрос сервиса. Из-за того, что обученный персонал из ресторанов разошелся, мы потеряли его уровень. На октябрь-ноябрь запланирован Казахстанско-российский форум в Кокшетау. Для нас это огромная проблема в плане сервиса. Я разговаривала с рестораторами нашего города, они озвучили этот вопрос», – говорит спикер.

Бизнес придется начинать с нуля

Второй масштабный вопрос, по словам Регины Закировой, – аренда, не все владельцы помещений пошли на уступки, не все сделали скидки арендаторам. Также есть проблемы с кредитованием.

«Налоговые послабления государство сделало, кредитную отсрочку можно получить. Этого недостаточно?» – спросил ведущий телемарафона Данил Москаленко.

«Предприниматели обращаются в банки, и банки говорят совершенно другое. Многие БВУ не поддержали эту идею. Основная проблема многих рестораторов – закупки. Примерно 30% ресторанов не запустятся, потому что у них нет на это капитала. Бизнес теперь придется начинать с нуля, потому что нужно подбирать персонал, пополнять товарные остатки. А на это нужно время и деньги.

«Общепит, туризм, гостиничный бизнес – наиболее пострадавшие сектора. Правительство приняло антикризисные меры, в ряд госпрограмм внесены корректировки. Например, по ДКБ-2025 сняты отраслевые ограничения, любой бизнес может стать участником, ставка по кредиту не превысит 6%», – напомнил Алибек Момынбеков.

Более того, отмечает он, впервые в Казахстане будет открыто новое направление – кредитование микро- и малого бизнеса в рамках «Дорожной карты бизнеса». На пополнение оборотных средств можно получить до 5 млн тенге без залога, государство предоставит гарантии – 85% от суммы, займы будут предоставляться без залога.

Регина Закирова отмечает, что банки не всегда воспринимают гарантию государства как основание для выдачи кредита. «Они говорят: мы даем кредиты, поэтому условия вы должны выполнять наши. Предприниматели приходят с документом от «Даму», но все равно вынуждены до 70% гарантии закрывать собственными средствами. Хотелось бы, чтобы с банками этот момент отработали – чтобы они не шли на попятную и принимали гарантию государства», – говорит собеседница.

Она делает расчет: 15% от 5 млн – это 750 тыс. тенге. «Если нужно будет покрыть залогом такую сумму, то это поможет бизнесу. Но я, простите, сомневаюсь, думаю, что все-таки потребуется больше закрывать собственными средствами», – делится мнением собеседница.

Казахстану нужен закон об аренде

Регина Закирова говорит о том, что отсрочка по кредитам требуется отрасли на период восстановления – хотя бы до сентября: бизнесу нужно встать на ноги, пополнить товарные остатки, нанять и обучить персонал. И также необходимо, что государство субсидировало арендные платежи на первые три месяца после пандемии («арендодатели не пойдут на уступки»).

«Не понятно, почему предоставлена именно отсрочка. Полтора-два месяца предприятия не работали, то есть доходов не было, а если откладывать убытки на потом, то с чего платить? Если с будущих доходов, то сфера услуг останется без доходов, и ее восстановление будет идти долго», – поддерживает заместитель директора Палаты предпринимателей ЗКО Мурат Нургуатов.

Он считает, что банки, как государство, которое пошло на налоговые преференции, ввело спецпорядок на госзакупки и т.д., тоже должны определенную, правильную, рыночную позицию занять. «Эти деньги, которые они заработают из ничего, куда они их направят? Экономика в цепочке развивается. Вы получаете деньги, обратно направляете в экономику, но ее для этого нужно поддерживать. По отсрочке надо еще поработать с самими банками», – говорит спикер.

Говоря о проблемах с арендой, он отмечает, где-то плата была снижена, где-то – нет, это личные отношения владельца здания и арендатора. «Рестораны, торговые бутики в этой ситуации оказались заложниками. Я повторяю второй год, эта идея уже есть в Казахстане, что нам необходим закон об аренде, который регулировал бы такие моменты, отношения арендодателя и арендатора, когда происходит срыв в экономике, при вводе ЧП или карантина. Такие законы в других странах есть», – говорит Мурат Нургуатов.

Регина Закирова добавляет к этому, что оплату коммунальных услуг арендодателям никто не отменяет. «Это двоякий вопрос. Мы сейчас спасаем рестораторов, ритейл, но аренда может «подсесть». Нужно защищать всех предпринимателей», – считает она.

Доставка дает только 10-15% оборота

Владелец сети ресторанов из Нур-Султана Артем Марченко рассказывает, что до пандемии у него было пять ресторанов, четыре осталось, один закрыли безвозвратно (и уже вывезли имущество) из-за того, что не могли договориться с арендодателем и другими организациями. В Алматы один проект законсервировали.

«Первый день нас обрадовал: люди пришли. Мы подумали: классно, все вернулось, так и будем жить. Оказалось – нет. На второй день один-два столика было, – описывает собеседник, как прошло открытие после послабления карантинных мер. – Посмотрим, что будет сегодня. В любом случае, мы подстраховались, вывели только половину коллектива, поскольку разрешили работать только на 30 человек в зале. После двух месяцев не можем войти в колею. Не знаю, что будет дальше».

«Как будете адаптировать бизнес-стратегию под новые реалии? Международные эксперты рекомендуют обратить внимание на развитие онлайн-продуктов, цифровой маркетинг, использовать потенциал соцсетей. Это все эфемерные слова для вас?» – спросил спикера Данил Москаленко.

«Благодаря этому мы и выжили», – отвечает Артем Марченко. Он говорит, что доставка у сети есть и через агрегаторы, и собственная. Но она дает только 10-15% от оборота.

С цифрами соглашается Регина Закирова: «В маленьком регионе невозможно выжить с такими оборотами». Она поддерживает коллегу и в том, что из-за «несостыковки» с арендодателями многие предприятия отрасли вынуждены закрываться (у многих всего по одному ресторану и поэтому они просто ушли из этого бизнеса).

«И хотелось бы, чтобы государство поддержало персонал. Тот персонал, который мы обучили, – чтобы пособие им выплачивали не 42500 тенге, а в размере тех зарплат, с которых мы делали отчисления, – 150-200 тысяч тенге», – предлагает Регина Закирова.

Налоговая «бомба» сметет полрынка

«Рестораторы просили освобождение по уплате всех налогов до конца 2020 года, от начисления выплаты НДС до конца 2020-го и с 2021-го – снижение действующей ставки на 50%. Что с этим пакетом предложений?» – обратился ведущий телемарафона к представителю НПП.

«Мы эти предложения обработали и направили в правительство. Не все из них были учтены», – говорит Алибек Момынбеков. Он перечисляет доступные опции. Это освобождение от налога на имущество до конца года для всех крупных предприятий, и общепита – в том числе, освобождение по ИПН, освобождение МСБ до 1 октября от налогов и социальных выплат с фонда оплаты труда (до этого общепит не был включен в список отраслей, которым предоставили такую возможность). До 1 июня этого года для МСБ введена отсрочка на оплату всех налогов и обязательных платежей в бюджет. Приостановлены налоговые проверки и принудительные взыскания на период ЧП. Штрафы и пени за просрочку платежей по кредитам не начисляются.

«Конечно, предложения есть еще, и хотелось бы, чтобы в дальнейшем их тоже учли. Например, освободили бизнес от НДС в этом году и со следующего года ставку НДС уменьшили на 6%. Это было бы значимо для отрасли», – говорит Алибек Момынбеков.

«Сейчас прилетит, откуда не ждали. Нам уже прислали сообщение о том, что мы должны отсроченный налог и КПН, если кто его платит, уплатить в середине лета или ближе к сентябрю. Налоговые органы нам просто перекроют кислород», – продолжает тему налогов Артем Марченко.

По его мнению, если сейчас, после снятия карантина, откроется, возможно, процентов 80 ресторанов, то как только «эта машина заработает», закроются еще 50%.

«Тем, кто честно ведет бизнес, придется очень тяжело. Представьте: нам с каждого предприятия нужно уплатить только КПН 6-10 млн тенге, и это за раз, никто не раскидывает эту сумму по 100 тыс. в месяц. И плюс НДС, его же не отменили. То, что до марта накопилось, мы должны отдать. Когда они эту «бомбу» нам пришлют, половина ресторанов закроются раз и навсегда. А сколько людей работает в этой сфере? Только у нас – 220 человек», – высказывает опасения ресторатор.

Кредиты бессмысленны без понимания будущего

Управляющий оздоровительного комплекса «Terrassa park» в Боровом Илья Яровой рассказал, что представляет собой его бизнес: это небольшой, на 63 номера, отель, ресторан и медицинский центр. Штат – 70 человек, практически всех пришлось отправить в отпуск без содержания.

«На данный момент четкого плана выхода с карантина у нас нет. Мы не знаем даты открытия, не понимаем по проценту загрузки, целесообразно ли в принципе открывать отель», – говорит собеседник.

В подвешенном состоянии курорт оказался из-за того, что закрыта трасса на Нур-Султан. А анализ показывает, что 75% гостей, которых принимает этот комплекс, приезжают из Нур-Султана, 5% – из Акмолинской области, 10% – со всего Казахстана и 15% – это иностранные граждане. «Если блокпосты сохранятся, то целесообразности открытия отеля нет», – комментирует отельер.

«Ваш бизнес рухнул?» – уточняет ведущий Данил Москаленко. «Сейчас стоит на нуле, и с каждым днем мы все больше и больше влезаем в долги: за свет нужно платить, охрану нужно содержать, есть определенные траты. За неполных два с половиной месяца карантина мы ушли в минус примерно на 15 млн тенге», – говорит участник телемарафона.

На вопрос, пользовалась ли компания предложенными государством мерами поддержки, например, отсрочкой платежей, Илья Яровой отвечает так: «Отсрочка – это хорошо, но пока от нее «ни холодно, ни жарко». Потому что сейчас просто нет денег».

Он рассказывает, что обратился в банк по поводу предоставления льготного кредита. Сначала ему предложили ставку 22% с условием залогового обеспечения. Компанию это не устроило. Через какое-то время позвонил менеджер из головного офиса банка и предложил ставку 8%, но также под залог. «Я могу предоставить в залог бизнес, здание, но хотелось бы видеть четкую картину нашего открытия. Понимания, как это будет, даже на летний период, у нас сейчас нет. Никто ничего внятного сказать не может. Мы не знаем, брать или не брать кредит. С чего потом рассчитываться с банком?» – обрисовывает проблему спикер.

Решения не согласовывают, а у бизнеса «коллапс»

Илья Яровой говорит, что трижды готовил отель к открытию, это подразумевает определенные траты: закупка продуктов, доставка персонала и т.д. Но «отмашки» сверху для отрасли так и не дали. «В каждом постановлении главного санврача области – то можно открываться, то нельзя. Недоговоренность госорганов между собой приводит к коллапсу в нашем бизнесе», – сетует предприниматель.

Говоря о том, каких действий от государства он ждет, чтобы можно было сохранить бизнес, руководитель оздоровительного комплекса указывает на то, что нужна компенсация стоимости коммунальных услуг, хотя бы на 50-70%. Потому что именно эти расходы составляют существенную долю трат в период простоя.

«У моего друга в центре Праги свой ресторан, их также посадили на карантин. Друг говорит, что не переживает, когда разрешат открыться. Потому что поварам, официантам и другим сотрудникам государство платит столько, сколько они получали в его ресторане. А ему самому выплачивает сумму аренды. И, к тому же, есть четко обозначенная дата открытия – 7 июня», – приводит спикер пример того, как за рубежом государство помогает бизнесу в период пандемии.

Налог с продаж удобнее, чем НДС

Следующим участником телемарафона стал Адхам Умаров, он руководит шымкентской компанией «Каравай Kz». Сеть столовых быстрого питания включает 12 точек в Шымкенте. «До карантина мы обслуживали около 100 тыс. человек в день, 800 тенге составлял средний чек. За время карантина 11 точек закрыли, только одна осталась на доставке. У нас работало около 100 человек, во время карантина – 15. Как прекратили работать, собрались долги по зарплате, аренде, перед поставщиками», – обрисовывает ситуацию спикер.

Компании нужны оборотные средства. «Но проблема в том, что у нас нет новых залогов. Мы закредитованы, и все залоги в банке. Ежемесячные выплаты по займу у нас 1,6 млн тенге, если брать кредит на кредит, нам будет тяжело выплачивать. Думали, 18 мая откроемся, но открыться нам не дали. Работаем только на вынос. Поступлений нет. Нам нужны дешевые или длинные деньги», – говорит собеседник.

Адхам Умаров рассказывает, что его задача – удержать средний чек на уровне 600-800 тенге, но сделать это очень сложно, потому что цены растут. «Есть проблема с поставщиками: не все хотят работать с НДС. У нас основная продукция – овощная и мясная. Все подворья не то, что налоги уплачивать, они об НДС ничего не знают. Раньше можно было платить налог с продаж. Предлагаю пересмотреть и вернуть эту возможность. Я готов платить налог с продаж, это удобнее, чем искать поставщика с НДС», – заключает представитель отрасли.

«Бизнес & государство» – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен». К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.

Елена Тумашова

«Бизнес & государство» – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен». К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.

Кто в карантине угощал казахстанских селебрити индейкой?

Бизнес-история Андрея Пака завораживает, впечатляет и мотивирует.

26 Июнь 2020 08:33 4621

Кто в карантине угощал казахстанских селебрити индейкой?

Однажды перестав чинить автомобили на СТО, Андрей всего спустя полтора года сумел оказаться в кругах казахстанских звезд шоу-бизнеса, театра и кино. Вместе с супругой и дочерью он организовал бизнес по готовке и доставке так называемой праздничной еды – коктала, барашка на вертеле, индейки и многого другого. Угощает своих клиентов Андрей лично, и делает это мастерски, с элементами шоу. Как родилась идея семейного бизнеса? Что позволяет оставаться востребованными при высокой конкуренции? И как пандемия коронавируса сказалась на доходах в сфере доставки еды? Обо всем этом Андрей Пак рассказал в интервью корреспонденту Inbusiness.kz.

Андрей, в определенных кругах Вы славитесь как бизнесмен, который сумел раскрутиться в рекордно короткие сроки – всего за полтора года. Конечно, это не заводы и фабрики, но, тем не менее, Вы сумели поставить семейный бизнес. Расскажите, как пришла идея, как начинали? Что сегодня у Вас в ассортименте?

Я всегда любил готовить для себя и семьи, любительски, но с душой. В то время, когда мне пришла идея пожарить барашка целиком, коммерческих целей я не преследовал, профессиональных навыков у меня не было, но я всегда был полон решимости, новых идей и проектов. Посмотрев в Интернете все устройства, которые предназначены для этого, я понял, что ни один из них не соответствует представлению о жарке большой туши. Я решил сделать свой ящик для жарки барашка, померив на рынке самого большого барашка, я приехал домой и сделал чертежи. В течение месяца воплотил идею в реальность. Так появилось первое оборудование для жарки барашка. Сейчас я готовлю не только барашка, в меню добавились коктал, индейка, утка, говядина. Все рецепты, включая гарнир, а также оборудование для готовки, упаковка – все сделано и разработано мной самостоятельно (с помощью Интернета, конечно же). Все блюда, конечно же, готовятся по правилам халал.

Каким был Ваш стартовый капитал? Сколько вложили и на что? Когда стала поступать первая прибыль? Помните своего первого клиента?

Как такового стартового капитала не было, да и, как я уже говорил ранее, не думал, что это когда-то станет моим бизнесом. Прибыль я до сих пор особо не чувствую, стараюсь все вкладывать в бизнес. На первых этапах главное – сделать максимальные усилия. Первого клиента я получил из газеты, об этом расскажу позже. Могу только отметить, что стоимость барашка на вертеле с моим личным выездом увеличилась почти в 1,5 раза.

А был ли у Вас до этого бизнес-опыт? Я к тому спрашиваю – насколько Ваш подход к Вашему делу был выверенным или действовали по наитию? Изучали ли рынок, спрос, конкурентов?

Бизнес-опыта у меня не было, я тогда еще работал на СТО. Первой «бизнес-мыслью» было дать объявление в местной газете (мы жили тогда в Талдыкоргане), так и поступил, получив свой первый заказ. В то же время создали инстаграм-страничку @sezon.bbq и за год развили до первых 2000 подписчиков. Мне повезло, что у моего хорошего друга сестра давно живет в Алматы и является популярным блогером, бизнесвумен. Она прорекламировала нас в «Инстаграме», меня стали приглашать разные звезды телевидения, эстрады и спорта, так, количество подписчиков и клиентов возросло. Моя услуга стала востребована, оставаясь уникальной до сих пор, так как я сумел создать настоящее шоу из простого приготовления еды. Было принято решение переехать из Талдыкоргана в Алматы. С этого времени прошел год. Сейчас я живу в Алматы, развиваю бизнес в полной мощности, и, надеюсь, это только начало.

Андрей, насколько мне известно, сегодня в Вашем бизнесе Вы, Ваша супруга и дочь. Это чисто семейный бизнес? Не могу также не спросить Вас о том, как пережили жесткий карантин? Вопреки некоторым прогнозам, многие предприниматели сегодня заявляют, что получили новый виток развития для своего дела именно в условиях карантина. Учитывая специфику Вашего бизнеса, наверняка, подавно. Как «уходили» утка, коктал у Вас? Возникали ли какие-либо проблемы с организацией доставки в период ЧП?

Когда наступил карантин, заказов сначала не было. Проанализировав наше предложение, мы пришли к решению, что нужно снизить средний чек и увеличить бюджет на рекламу. Рекламой занимается моя дочь (коуч по маркетингу в соцсетях), а также обрабатывает заявки и работает с курьерами. На момент карантина и даже сейчас мы сотрудничаем с «Яндекс.Доставка», поэтому проблем с доставкой еды нет. Мы также наладили бесконтактный закуп и доставку продуктов. После всех внедренных улучшений заказов стало больше, чем до карантина. Пик заказов пришелся на Рамадан. На данный момент количество заказов держится на должном уровне. За последние пару месяцев мы увеличились в 10 раз, и это больше, чем результат за 1,5 года. Своему достижению я благодарен своей семье, в особенности моей супруге. Она, помимо своей безграничной веры и поддержки, помогает мне в мариновании рыбы и мяса. На данный момент мы также формируем свою команду и расширяем штат.

Очень впечатляет. А насколько вы конкурентоспособны в плане ценовой политики? Насколько сегодня доступна ваша продукция? Не было повышения цен в период ЧП? И давайте поймем, из чего складывается цена на вашу продукцию?

Честно говоря, цена нашей продукции выше среднего и выше многих предложений на рынке. Однако это все обусловлено стоимостью продуктов и способа приготовления. Все блюда мы готовим из ингредиентов высшего качества, приправы заказываем сборные, специально разработанные для наших блюд. Концепция нашей компании – «все готовится на углях», а это тяжелее, чем в обычной духовке или на газу, к примеру. На момент ЧП мы, напротив, снизили средний чек, как я уже сказал ранее. Считаю, что наша продукция доступна каждому среднестатистическому алматинцу, цены хоть и выше среднего, но вполне оправданы, ведь мы не пытаемся гнаться за количеством и ценами, а ориентируемся на качество.

Давайте вернемся к вашим успехам за полтора года. Как Вы считаете, в чем секрет такого стремительного развития? Правильный маркетинг, хорошее соотношение цены и качества или настолько у нас любят запеченные утку и рыбу?

Не считаю нынешнее достижение успехом. Скорее отправной точкой. Как я уже озвучил ранее, к этому уровню мы пришли не за 1,5 года, а за два месяца. Нельзя выделить что-то одно, повлиял и качественный маркетинг, и вкус нашей еды. Не могу не отметить развитие личного бренда – стараюсь чаще появляться в ваших лентах «Инстаграма»! Людям нравится, многие отмечают не только вкусную еду, но и неиссякаемую харизму повара. (Улыбается.) Кушают наши люди хорошо. Детям по душе пришлась уточка в фирменной медовой глазури благодаря своему сладковатому вкусу и мягкому сочному мясу; молодежи – брискет по-техасски, они любят все новое и заморское; взрослым – коктал, так как это не только вкусное блюдо, но и исконно казахское блюдо.

Андрей, как Вы в целом сегодня оцениваете положение МСБ в Казахстане? Готовитесь ли Вы сами к «тяжелым временам», которые пророчат аналитики и СМИ?

Насколько я помню, во все времена кризис никогда не влиял на всех одинаково. Для кого-то кризис – это конец, для кого-то – начало. Положение МСБ на сегодняшний день довольно нестабильно, но также хочу отметить – не для всех. Многие смогли переквалифицироваться, например мы. Ранее я относил свой бизнес к сфере ивента, а на момент карантина мы неплохо сработали как «еда на вынос». В Алматы, мне кажется, всегда можно найти любимое занятие, которое будет приносить прибыль. Главное – продолжать упорно работать и следить за трендами рынка. Не нужно сдаваться или бояться начать что-то новое. В самые тяжелые времена главное – следовать за своей мечтой и видеть четкие цели. И, я думаю, для нас самые тяжелые времена уже позади.

Поговорим о Ваших планах. Куда и как планируете развиваться?

Идей много. Все карты на стол выкладывать не стану, все-таки, моя основная «фишка» – удивлять людей. В основе лежат не только личные и коммерческие цели, но и социальные. Один секрет я вам открою – в поддержку национального духа страны планирую организовать масштабный «Фестиваль коктала». На данный момент уже готов план проведения данного мероприятия. Обо всем буду рассказывать на своей страничке @sezon.bbq.

Спасибо за беседу, Андрей, успехов Вам!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Причины банкротства ресторанов в столице

Почему в Нур-Султане открылись не все кафе.

10 Июнь 2020 08:17 12781

Причины банкротства ресторанов в столице

Фото: Мария Матвиенко

В мае в Казахстане разрешили работать кафе и ресторанам с определенными требованиями, но некоторые из них так и не открылись. Жители столицы увидели двери своих любимых заведений закрытыми.

Только навскидку можно сказать, что более пяти уютных мест в Нур-Султане остановили свою деятельность. Что происходит в сфере HoReCa, за комментарием мы обратились в столичный Клуб рестораторов, к его руководителю Веронике Нурпеисовой.

Что происходит на рынке HoReCa, почему такая печальная статистика?

Ориентировочно около 30-40% заведений города Нур-Султана на данный момент закрылись, причем половина из них со статьей «банкрот», – говорит она. – В столице порядка 3200 заведений. Вот и считайте. Основные причины – не потянули аренду, есть расходы за коммунальные услуги, на поставщиков и по заработной плате сотрудникам. За время карантина на те же продукты питания цены поднялись на 20-30%. Не все сотрудники получили 42 500 тенге. Что изменится на рынке? Выживут сильнейшие рестораторы, те, у кого есть другой вид бизнеса, благодаря которому они удержатся на плаву. На самом деле сейчас рестораны работают в минус. За время ЧП только половина арендодателей пошла навстречу, снизив аренду на 50%, кто на 20-30%. Никто на 100% не снижал, может, единицы по городу.

Нельзя закрывшихся отнести к одной группе. Это разные заведения, от «шаурмушек» до известных заведений на Левом берегу, в том числе в Экспо-городке. Они уже не откроются, скорее всего, поменяются хозяева, будет ребрендинг.

Сколько сейчас посетителей могут принимать кафе?

В заведениях до 50 мест разрешены только 30 человек, свыше 50 – только 50 человек, при условии что между спинками стульев будет два метра. В наши заведения (460 участников клуба) по городу зайдите, там все нормы СанПиН соблюдены, есть журнал производственного контроля, антисептики, санитайзеры, перчатки.

Я сейчас нахожусь в одном ресторане, приехала проконсультировать владельца. Содержать такую махину очень накладно. Благо, что этот ресторан в собственности, здесь только работников кухни в сокращенном виде 12 человек: повара, помощники, официанты.

Запретили караоке, бильярды, тои. Люди уже разорены, потому что обычно тои проводятся с мая по октябрь, до конца года нам сказали, что не будет банкетов. В заведениях среднего калибра работают до 50 человек, все они остаются без работы.

Мы обращались ранее к президенту, я очень благодарна, что он нас услышал, в своем выступлении в марте он четко ответил на все наши вопросы. Но этого оказалось недостаточно. Нам дали отсрочку по кредитам, но вместе с ней банки повысили последующие платежи.

HoReCa потихоньку умирает, это как маленькая страна, где работают и другие объекты услуг – ивент-агентства, музыкальные коллективы, декораторы, продуктовые магазины, специалисты по вентиляции, мастера холодильников, производители сиропов и алкоголя и другие. Все они теряют доход.

Как нам в Алматы чиновники сказали: «Пусть ваши работники идут дороги строить, в сельское хозяйство, а вы наймите себе роботов». Но это же не смешно.

На заседании госкомиссии НПП «Атамекен» предложила выдавать бизнесу беспроцентные кредиты, и если работодатель сохранит в течение года рабочие места, то заем прощается. Что Вы думаете по этому поводу?

Это предложение Клуба рестораторов. Основная идея нашего государства – развитие туризма. Если сейчас кафе и рестораны слягут, каким образом мы будем развивать туризм в Казахстане?!

Если бы эта инициатива нашла поддержку, то благодаря этому предприниматели погасили бы свои задолженности по зарплате. Даже если мы сейчас возьмем кредиты в банке, мы отнесем их арендодателю, коммунальным службам и работникам. Те, в свою очередь, заплатят за коммуналку и свои кредиты. На развитие бизнеса практически ничего не остается.

Недавно мы встречались с такими музыкальными барами, как Zima, Zoloto, Echo и другими, будем писать письмо на имя президента с просьбой увеличить рабочее время, хотя бы до трех ночи. Потому что, сами знаете, в столице люди много работают, поздно возвращаются с работы. И идти в кафе или музыкальный бар, который работает до 12 ночи, нет смысла. В свою очередь, музыкальные бары готовы нести соответствующие обязательства по санитарным нормам, по требованиям к отдыху посетителей.

Айгуль Тулекбаева

Новости

Все новости