Просто построить
Специалисты костанайского областного управления государственного архитектурно-строительного контроля пояснили, что одно из ключевых требований к владельцам рынков, которые хотят их модернизировать, – наличие земельного участка на праве частной собственности. Это самый первый пункт, который может вызвать сложности.
Но, даже если есть право собственности, предприниматель не может сразу начать строить. Как отметили специалисты в области градостроительства, сначала нужно получить в акимате архитектурно-планировочное задание, разработать проектно-сметную документацию, согласовать с отделом архитектуры эскизный проект. На каждом из этапов могут возникнуть сложности.
"Даже если в планах возведение сборных конструкций, то уведомительный характер может быть использован при строительстве помещений до 30 квадратных метров. То есть в любом случае владельцам рынков нужно разрабатывать проектно-сметную документацию. После пройти экспертизу, которая может быть частной или государственной. Здесь зависит от категории объекта. Объекты первого уровня сложности в обязательном порядке проходят государственную экспертизу. Остальные могут выбрать частную", – отметили в ГАСК Костанайской области.
Сами проектировщики отмечают, что частную экспертизу проект может пройти быстрее, а вот государственная длится ровно столько, сколько положено нормативом. И это не от нерасторопности специалистов, а от загруженности.
Получив положительное заключение, а происходит обычно это примерно через полгода после начала разработки ПСД, можно подавать уведомление в ГАСК о начале строительства.
Такой проект
Требований к рынкам множество. Это и определенное количество парковочных мест, наличие подъездов для погрузки/выгрузки товара, складские помещения, санузлы, контейнеры для сбора отходов, схема движения пешеходов, противопожарные разрывы между рядами. Даже материалы стен и пола должны быть с определенными характеристиками. Например, на продуктовых рынках их должно быть легко мыть, обрабатывать дезинфицирующими средствами. Не соответствующие этим и многим другим требованиям рынки даже после модернизации не позволят ввести в эксплуатацию. Потому предпринимателей предупреждают, что в проекте все эти нюансы должны быть учтены.
Но у бизнеса другой вопрос. Один из рынков в центре Костаная имеет нестандартные размеры: 16 на 400 метров. В 90-е здесь торговали буквально с картонок, сегодня контейнеры в единой цветовой гамме расставлены с соблюдением противопожарных требований.
"Последняя модернизация заставила нас просто выкинуть с рынка 40 человек, чтобы раздвинуть ряды. Сейчас противопожарные разрывы есть, ворота открываем утром и закрываем вечером. Электроэнергию подаем только на время рабочего дня, все под камерами. Новая модернизация требует постройки здания, но мы стоим на водопроводной трубе. Каждую зиму несколько раз сдвигаем контейнеры, чтобы дать водоканалу доступ к месту порыва", – описал ситуацию представитель костанайского рынка.
С одной стороны к рынку примыкает проезжая часть, а с другой – здания и территории других рынков. Главный вопрос: как возвести здание на полосе шириной 16 метров с соблюдением противопожарных разрывов, требований по парковкам и обеспечить водоканалу доступ к сетям. Если решение не найдут, рынок, вероятно придется закрыть. Аналогичные сложности есть и у владельцев других рынков области.
Вопрос предоставления другого земельного участка в центре Костаная повис в воздухе, не получив ответа. Свободных земель нет, тем более под рынок. Застройщики с трудом находят пятачки для возведения многоэтажек. Предприниматели в сфере торговли говорят, что экономика рыночной торговли совершенно другая.
Заплатите за крышу
Глава Ассоциации содействия предпринимательской деятельности Костанайской области Валентина Шмонина отметила, что, учитывая срок, к которому нужно завершить все работы, строительство будут вести примерно в одно время. Для арендаторов это означает поиск других мест для торговли. По разным подсчетам, речь о нескольких сотнях человек. Многие стоят на рынке больше 20-25 лет. Часто это женщины предпенсионного возраста с крайне низкими шансами найти другую работу.
Представители торговых павильонов и домов вблизи центрального городского рынка готовы предоставить торговые места. Дефицит арендаторов тоже есть. Но вопрос в стоимости аренды. За контейнеры в зависимости от размера торговцы на одном из рынков Костаная платят от 330 до 420 тенге в сутки. Аренда киоска стоит 625 тенге в сутки. За месяц набегает от 10 тыс. до 19 тыс. тенге.
Таких чеков в торговых домах практически нигде нет. Просто потому, что коммунальные расходы, особенно за отопление в зимний период, значительно увеличивают расходы на содержание зданий. Представители других торговых точек города готовы принять торговцев с центрального рынка, но стоимость будет однозначно выше, хоть и с льготным периодом на новом месте.
"На центральный рынок едут определенные категории покупателей в определенном ценовом сегменте. Это часто сельчане, которые на автобусе доезжают до места, закупаются и уезжают. Многие из них не знают города, тем более не будут искать товар в торговых центрах в разных районах Костаная, где стоимость тех же носков будет заметно дороже. Как быть с этими потребителями и с предпринимателями, на них ориентированными?" – задают вопрос представители рынков.
Специалисты Палаты предпринимателей Костанайской области, где в рамках заседания отраслевого совета обсуждали алгоритмы стройки рынков в новых условиях, отметили, что повышение аренды скажется на конечной стоимости товаров. Прозвучало предположение, что лишение людей возможности торговать в официально отведенных местах с минимальными условиями и стоимостью аренды может привести к появлению стихийных рынков в разных частях города. Такая проблема актуальна для Астаны. В этом случае контроль со стороны госорганов будет обеспечить откровенно непросто. Да, возможно, явление это будет временным и исчезнет после завершения строительства новых зданий рынков. Но у министерства торговли однозначное видение дальнейшего развития рынков: строить и торговать по новым правилам.