Американская нефтегазовая корпорация Chevron уже потратила на проект будущего расширения (ПБР) Тенгиза около $31 млрд. Такую цифру inbusiness.kz назвали в норвежском консалтинговом агентстве Rystad Energy, которое проводит аналитические исследования для нефтегазового бизнеса.
"В целом Chevron до этого времени инвестировал примерно $31 млрд, или 85% от изначального бюджета в $36,8 млрд, на проект расширения, притом, что он завершен только на 65-70%. Большая часть средств была потрачена на проектирование, изготовление, закуп, логистику, бурение и освоение скважин, инфраструктуру Тенгиза. Дополнительные расходы будут в основном использованы для строительства и запуска производства", – уточнил эксперт агентства Суапнил Бабел.
Эксперт аналитического агентства Rystad Energy Суапнил Бабел
Отметим, что эти показатели не бьются с официальными цифрами. Так, на сайте Министерства энергетики указывается, что текущий статус работ на ПБР показал фактическое освоение в объеме $28 млрд. Если разница в методике подсчетов действительно есть, то возникает вопрос, будут ли у Казахстана претензии по ПБР при учете затрат, которые должны будут выплачены нефтью, как это было в случае с Карачаганаком.
Напомним, ранее inbusiness.kz сообщал о предложении Chevron увеличить бюджет ПБР с $37 млрд до $45 млрд после переоценки его затрат. В Минэнерго считают, что говорить о повышении стоимости проекта пока рано и надо провести повторную экспертизу расходов. Пока же в "КазМунайГазе" проверяют обоснованность перерасхода в увеличенном бюджете ТШО. Между тем отдельные медиа уже начали говорить об удорожании проекта на $4-5 млрд.
"Главной причиной, которой Chevron аргументировал превышение затрат, является дополнительная рабочая сила, необходимая для проекта. Это выглядит обоснованным, так как 50 тысяч человек работали на проекте в прошлом году и, согласно отчетности за первую половину 2019 года, эта цифра даже выросла. Так что увеличение численности даже на 10-15% больше, чем изначально предполагалось, добавит значительное превышение затрат, нежели прогнозировалось вначале. Также там было несколько сообщений о стычке и забастовке на объекте. Проект будущего расширения теперь прогнозируется запустить в первой половине 2023 года, а не в 2022 году, как ранее намечалось", – напомнил Бабел в электронном комментарии.
По его информации, более 50% увеличенных затрат на строительство сложилось из-за более значительных объемов, нежели прогнозировалось изначально, включая существенный рост расходов на установку электрооборудования и контрольно-измерительной аппаратуры, где объемы инженерных работ должны были завершиться одними из последних. Баланс в основном формируется за счет более высоких ставок строительства на единицу из-за более дорогих рыночных ставок и более сложной работы, нежели ожидалось. В итоге график и другие параметры, как правило, обусловлены отставанием в графике ПБР и перерасходом средств на операционную готовность и команду ответственного лица проекта, цитирует аналитика пресс-служба Rystad Energy.
Увеличение этих затрат может уменьшить их окупаемость, да так, что даже дополнительная нефть, компенсирующая проектные инвестиции и затраты – cost oil, может и не оказаться полезной. В информации из расшифровки телефонной конференции Chevron по отчетности за III квартал говорилось, что на Тенгизе даже перед увеличением затрат полная отдача проекта на капитал – внутренняя норма прибыли по всему проектному циклу – является на самом деле достаточно низкой. С ростом расходов она становится еще более низкой, поэтому в Chevron сосредоточены на окупаемости инвестиций, ведь прибыльность размывается, и в корпорации предпринимают много действий, чтобы компенсировать их как на Тенгизе, так и по всему портфелю, сослался Бабел.
Старший редактор Oil News агентства S&P Global Ник Колман
Старший редактор Oil News агентства S&P Global Ник Колман напоминает, что соглашения о разделе продукции – это сложные вещи, где есть налоговые и другие механизмы, не поощряющие затягивание проектов.
"Обсуждение менеджментом (Chevron. – Ред.) подчеркнуло нестандартные аспекты проекта, в частности строительство и "человеко-часы" в Казахстане. Также не стоит забывать о необычной природе производственных объектов, особенно для закачки газа. И, как правило, большая часть затрат нефтегазовых проектов относится к бурению скважин и строительству. Это месторождение отличается высокими давлениями и температурами", – пояснил он в электронном письме inbusiness.kz.
Кроме того, он добавил в комментарии, что "Тенгизшевройл" подчеркнул усилия по местному содержанию и трансферту технологий после инцидента 29 июня на Тенгизе. Хотя, как это повлияет на прогнозируемые показатели капитальных затрат, неясно, написал он.
Разработки по проекту будущего расширения ТШО начались с 2011 года. Его выполнение позволит увеличить производство нефти на Тенгизе на 12 млн тонн, до 38-39 млн тонн в год. Компания "Тенгизшевройл" была создана в 1993 году на основе соглашения между Казахстаном и компанией Chevron. В настоящее время американская корпорация контролирует 50% ТШО, ExxonMobil – 25%, "КазМунайГаз" – 20%, СП "ЛукАрко" – 5%.
Проект будущего расширения уже повышался в бюджете с $23 млрд до 38 млрд в 2015 году. В тот период его затраты постоянно пересматривали, писали СМИ. Если говорить о прибыльности проекта, то в 2014 году чистая прибыль "Тенгизшевройл" составляла $8,7 млрд. Причем за первые 20 лет проекта СП сгенерировало доходов на $128 млрд, констатировали ранее медиа.
Данияр Сериков