Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее - свежие новости на Аtameken Business | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
$ 384.87 € 432.52 ₽ 6.11
Погода:
+24Нур-Султан
+23Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее

Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее

5539 29 Декабрь 2018 18:41

Отечественная «нефтянка» потихоньку наращивает мощности.

Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее

Автор: Кульпаш Конырова

Учитывая тот факт, что надежды Казахстана построить экспорт-ориентированную экономику не сырьевой направленности пока в процессе реализации, отечественная «нефтянка» была и остается основным поставщиком прибыли в государственную казну.

Каким был уходящий год для отрасли? Специалисты и эксперты характеризуют его, как период наращивания мощностей, как в нефте – и газодобыче, так и в трубопроводной системе для увеличения поставок на экспорт.

По данным министерства энергетики республики, объем добычи нефти по итогам уходящего года должен составить 87 млн тонн, что превысит план примерно на 5%. Показатель роста небольшой, но, тем не менее, он важен с точки зрения доходов для казны.

Свою лепту в общую нефтедобычу внес самый сложный и многообещающий проект республики – Кашаган. По итогам 11 месяцев здесь было добыто 12 миллионов тонн нефти, что почти на 21 процент выше плана.

Несмотря, что месторождение проработало весь год без эксцессов, нефтяники международного консорциума, зная, насколько сложен технически этот Кашаганский проект, до сих пор осторожны в прогнозах и, на всякий случай, держат «пальцы скрещенными».

«Молодое»,  по меркам специалистов, месторождение Тенгиз в этом году выдало почти треть нефти от всего годового объема  – 25, 9 миллионов тонн. Сегодня здесь идет планомерная и сосредоточенная работа над новым проектом расширения.

Третий крупный проект – Карачаганак дал за 11 месяцев текущего года стране 11, 1 миллионов тонн «черного золота», превысив план всего лишь на полтора процента.

Процесс наращивания мощностей, как было сказано выше, происходит и в трубопроводной системе страны. По официальным данным, за 11 месяцев текущего года экспорт казахстанский нефти составил 66 миллионов тонн, что почти на четыре  больше показателя аналогичного периода прошлого года

По итогам 2018 года, скорей всего, показатель экспорта по нефти будет еще выше. В прошедший четверг, 28 декабря на Морском терминале Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) была отгружена 60-миллионная тонна с начала 2018 года.

Напомним, что КТК остается главной магистралью, по которой львиная доля казахстанской нефти поставляется на мировые рынки. В этом году КТК идет на  новый рекорд годовой отгрузки на терминале. Напомним, что в 2017 году через трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск на экспорт направлено 55,1 миллионов тонн нефти, а в 2016 году на мировые рынки  было отгружено т. 44,3 миллиона тонн.

Как сообщила пресс-служба Каспийского трубопроводного консорциума, из 60 миллионов тонн нефти, отгруженных к утру 28 декабря, около 53 миллионов тонн – это казахстанская нефть, оставшиеся семь миллионов тонн черного золота поступило в трубопроводную систему КТК с территории России.

С прицелом на Китай

Параллельно с ростом добычи нефти в республике растет и добыча «голубого топлива». Так, по данным минэнерго, за 11 месяцев уходящего года было добыто 50,5 миллиардов кубометров  газа (план на 11 месяцев – 47,6 миллиардов кубометров, план на 2018 год – 53,4 миллиардов кубометров). Чуть меньше трети из всего объема добываемого газа (план на 2018 год – 18,5 миллиардов кубометров), уйдет на экспорт.

Главное направление экспорт – соседний Китай. Как любят говорить нефтяники и газовики: «нефть и газ текут туда, где предлагают хорошую  цену». Именно поэтому и в этом секторе идет планомерная работа над наращиванием экспортных газо-магистралей.

Как известно, недавно национальный оператор Казахстана, АО «КазТрансГаз», запустил высокотехнологичную компрессорную станцию ​​«Туркестан», которая позволит увеличить экспорт казахстанского газа в Китай.

Строительство было реализовано в рамках инвестиционного проекта по увеличению пропускной способности газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент с 10 миллиардов кубометров в год до 15 миллиардов кубометров в год.

Эксплуатация новых станций позволит национальному оператору в области поставок газа и газа обеспечить бесперебойную поставку газа в южные регионы Казахстана для удовлетворения растущего спроса каждый год, особенно в пиковые периоды в течение отопительный сезон.

Сегодня потребность юга республики в голубом топливе составляет около 5 миллиардов кубометров газа в год. Наряду с этим значительно увеличиваются объемы поставок газа по трансазиатскому магистральному газопроводу «Центральная Азия – Китай», что увеличит экспорт казахстанского газа в Китай.

Принцип «сообщающихся сосудов»

Несмотря на то, что долгоиграющий процесс модернизации трех крупнейших казахстанских НПЗ в республике, практически, завершился, и объем переработки нефти в уходящем году чуть вырос, однако, обещанный правительством «бензиновый рай» для казахстанцев так и не наступил. Владельцы авто недовольны нестабильностью цен на ГСМ и постоянно возникающим его дефицитом.

По данным минэнерго, по итогам 11 месяцев объем внутренней переработки нефти составил порядка 15 миллионов тонн нефти при плане на 11 месяцев в 14,6 миллионов тонн и при прогнозе на весь 2018 год в 16 миллионов тонн. Таким образом, переработка нефти внутри страны выросла на 8,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Причиной роста цен на ГСМ специалисты называют принцип «сообщающихся сосудов». Это когда цены на бензин выше в соседних странах, то он тут же утекает сквозь открытые границы туда. Так, средняя розничная цена бензина марки АИ-92 в Казахстане – 154,8 тенге. Цена одного литра дизельного топлива в Казахстане – 193,2 тенге.

Для сравнения: розничная цена бензина в Российской Федерации – 230,5 тенге, в Узбекистане – 273 тенге, в Кыргызстане – 234 тенге за литр. Цена дизельного топлива в Российской Федерации – 246,5 тенге, в Кыргызстане – 250,8 тенге, в Узбекистане – 208 тенге.

Единственная мера, которую предпринимает правительство республики для недопущения роста цен на топливо в Казахстане – это введение временного запрета на вывоз нефтепродуктов (дизельного топлива) за пределы Казахстана. К сожалению, эта мера вводится, практически всегда, с некоторым запозданием.

ОПЕК и ценовая конъюнктура

Сырьевой характер экономики (особенно, для нефтедобывающих стран) делает ее уязвимой и зависимой от цен на нефть. Республиканский бюджет формируется с учетом мировой цены на нефть. Уходящий год заставил поволноваться, как самих нефтяников, так и экономистов и законотворцев.

2018 год характеризовался большими скачками цен на углеводороды. После долгожданного роста, в четвертом квартале наблюдалось снижение мировых котировок на нефть, что отрицательно отразилось на планах на прибыль и на планах по инвестициям нефтегазовых компаний.

Как соблюсти баланс между добычей нефти и ценами на нее, чтобы не пострадали, в первую очередь, экономики нефтедобывающих стран? Вопрос этот постоянно в центре внимания членов ОПЕК.

В начале декабря уходящего года состоялось пятое заседание ОПЕК+, по итогам которого принято решение об ограничении уровня добычи стран ОПЕК+ на шесть месяцев начиная с января 2019 года.

Как сообщили в минэнерго, «Казахстан с самого начала изъявил готовность присоединиться к данному решению, и намерен принимать все необходимые меры по достижению принятых на себя обязательств по сокращению добычи нефти на 40 тысяч баррелей в сутки». Но это будет уже в будущем году. 

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: