Какие вопросы предполагается затронуть в ходе визита, попытался разобраться inbusiness.kz.
Цель – достичь планки по товарообороту в $2 миллиарда
Все переговоры на высшем уровне, как правило, всегда стартуют с обсуждения торгово-экономического сотрудничества. Наш самый южный сосед из бывших советских республик по региону – Таджикистан был и остается одним из самых выгодных и традиционных рынков сбыта для казахстанского зерна и газа, а также нефтепродуктов, особенно с появлением излишков высокооктанового бензина после завершения модернизации отечественных НПЗ. Основными же товарами импорта из Таджикистана в Казахстан являются руды и различные цинковые и свинцовые концентраты, а также овощи и фрукты.
Несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, товарооборот между двумя республиками имеет положительную динамику. По данным министерства торговли и интеграции Казахстана, этот показатель по итогам прошлого года составил $791,4 миллиона, что на 3,7% выше 2019 года ($762,9 миллиона). Причем экспорт из Казахстана в Таджикистан за 2020 год вырос на 6,1% и составил $693 млн. Доля нашей пшеницы в этой цифре составила $235,7 миллиона, или 34%. Природного газа мы продали этому южному соседу на $136,3 миллиона (19,7%), нефтепродуктов – на $29,1 млн (4,2%), муки – на $24 млн (3,5%).
Что касается импорта из Таджикистана за 2020 год, то он снизился на 10,3% и составил $98,5 миллиона. Стороны ставят цель нарастить взаимный товарооборот почти в два с половиной раза – до $2 миллиардов. И достигнуть этой планки можно будет лишь путем взаимной поддержки производителей и создания СП.
"У нас имеется возможность углублять сотрудничество в агропромышленной сфере. Мы приглашаем таджикскую сторону присоединиться к участию в создании единой интегрированной Евразийской товаропроводящей системы (ЕТС). Данный проект позволит обеспечить эффективное движение и распределение продовольственных товаров Центральной Азии и России путем создания современной логистической инфраструктуры", – заявил вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Торебаев во время совместного бизнес-форума, который состоялся за два месяца до предстоящей встречи двух президентов.
"Ребята, давайте жить дружно!"
Как уже сообщил ранее на своей страничке в социальных сетях пресс-секретарь казахстанского президента Берик Уали, помимо наращивания торгово-экономического сотрудничества, лидеры двух центральноазиатских республик уделят отдельное внимание обеспечению стабильности и безопасности в Центральной Азии.
Учитывая события прошлой недели, вспыхнувшие между Таджикистаном и Кыргызстаном из-за спорных участках на границе, следует предполагать, что казахстанский и таджикский президенты не обойдут стороной эти вопросы стороной. Казахстан, который имеет положительный опыт делимитации своей границы с сопредельными странами, вполне оправданно может стать консультантом и посредником в урегулировании подобного рода конфликтов.
Возникшие стычки, особенно между соседними странами региона, дают серьезный повод для беспокойства. Они произошли как раз за два дня до начала вывода войск американского контингента из Афганистана. По мнению многих международных экспертов, процесс вывода контингента НАТО будет нелегким. Кроме этого, в процессе вывода могут быть задействованы все центральноазиатские республики.
Достаточно напомнить, что за все годы присутствия НАТО в Афганистане именно через территорию Казахстана осуществляется доставка грузов невоенного характера для контингента.
Кроме этого, эксперты предрекают, что в ситуации, когда США покинут афганскую территорию, остро встанет вопрос о том, смогут ли Кабул и талибы урегулировать конфликт или же "Талибан" попытается силой захватить власть. При этом, по мнению западных экспертов, даже при "мирном" сценарии у талибов появятся отличные шансы не просто начать принимать участие в политической жизни страны, но и вообще взять власть в свои руки и стараться оказывать влияние на жизнь других стран Центрально- Азиатского региона.
Именно поэтому Казахстан, для которого важно сохранить стабильность в Центральной Азии, чтобы не потерять в первую очередь свою и в целом региональную инвестиционную привлекательность, будет всячески советовать соседу разрешать все спорные моменты в будущем путем переговоров. Так что тема сотрудничества и взаимодействия в военной сфере еще раз будет затронута в более детальном режиме.
Вода – не нефть
Еще одна чувствительная тема, которая также может стать причиной конфликта между соседями в Центральной Азии, – это Рогунская ГЭС – проект, который начал реализовываться еще в годы Союза.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон считает, что вода – это такой же ресурс, как нефть. Это значит, что воду, а также получаемую из нее энергию надо и можно выгодно продавать, как и нефть. Официальный Душанбе называет Рогунскую ГЭС проектом энергетической безопасности республики и для полного завершения ее строительства, по некоторым источникам, намерен привлечь около миллиарда долларов иностранных инвестиций.
Однако то, "что для таджиков хорошо, для узбеков и казахов плохо". Для Узбекистана и для южных регионов Казахстана проблема заключается в том, что строительство Рогуна нанесет вполне ощутимый ущерб сельскому хозяйству. Группа ученых из США еще в 2012 году опубликовала исследование, посвященное рискам строительства Рогунской ГЭС. В опубликованной в журнале "Евразийская география и экономика" статье за авторством Шохруха-Мирзо, Томаса ДеСаттера и Джея Лейча приводятся точные цифры по потерям, например, Узбекистана от строительства Рогуна.
Площадь сельскохозяйственных угодий в Хорезмской области может уменьшиться на 17,7%, а в республике Каракалпакстан — на 14,6%. В результате этого производство хлопка в республике Каракалпакстан может сократиться на 18%. Изменится ситуация с сельским хозяйством и в других регионах Узбекистана. Например, изменение объемов забора воды в Сурхандарьинской области приведет к потере 12 миллионов долларов доходов от сельского хозяйства области ежегодно.
Естественно, что такие изменения в структуре сельского хозяйства ослабят экономику Узбекистана и вызовут рост безработицы, и справляться с новыми проблемами из-за стройки у соседа властям республики придется самостоятельно, потому что Таджикистан не собирается выплачивать соседям компенсации из-за создаваемых амбициозным проектом проблем.
Между тем Узбекистан и Казахстан неоднократно заявляли о том, что вопрос распределения водных ресурсов в регионе должен решаться на международном уровне путем переговоров при участии экспертов и с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
COVID-19
Не исключено, что одной из тем переговоров на высшем уровне в рамках предстоящего визита станет объединение усилий в борьбе с коронавирусом. Для Казахстана это важный момент, учитывая непрекращающиеся потоки таджикских трудовых мигрантов, которые, кстати, въезжают на нашу территорию из соседней России, с которой сохранены спецрейсы.
Казахстану, по подсчетам специалистов, до 2025 года потребуется около одного миллиона наемных рабочих рук. Как известно, вакцинация у нас бесплатная и доступна не только для собственных граждан, но и для иностранцев. И, чтобы охватить ею и трудовых мигрантов, тут потребуется более тесное и оперативное взаимодействие как санитарных служб, так и органов правопорядка обеих стран.
Напомним, что власти Таджикистана до последнего не признавали факт наличия коронавируса в стране, пока к ним в прошлом году не наведалась делегация ВОЗ. Полностью победить коронавирус удастся к середине 2021 года, оптимистично заявляют в таджикском минздраве. Именно тогда здесь должна стартовать вакцинация населения.
Сегодня власти не торопятся закупать вакцины – ждут окончания всех этапов испытаний основных прививок и обещают выбрать лучшую – в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По официальным данным, коронавирусной инфекцией в восьмимиллионном Таджикистане переболели лишь 13 тысяч человек, умерли 90.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!