Что мешает стабилизации цен на продукты питания?

Что мешает стабилизации цен на продукты питания?

14:52 28 Сентябрь 2021 3043

Что мешает стабилизации цен на продукты питания?

Автор:

Таисия Колевид

Власти Костанайской области устанавливают предельные цены на некоторые виды продукции. Но установка порога цен бьет по бизнесу и полностью не стабилизирует ситуацию.

Купить социально значимые товары по стабилизированной цене можно лишь в нескольких торговых точках, остальные торговать себе в убыток не хотят. Почему складывается такая ситуация и что нужно менять, выяснял корреспондент inbusiness.kz.

Цены в пляс

20 сентября акимат Костанайской области вынес постановление, в котором утвердил размеры предельно допустимых розничных цен на несколько видов овощей, сахар и подсолнечное масло. Действовать они должны в течение месяца с возможностью их пересмотра не ранее чем через 15 календарных дней. Но уже сейчас понятно, что не все так гладко, как на бумаге. Согласно документу, картофель должен стоить не дороже 183 тенге за килограмм, морковь – 267 тенге, капуста – 88 тенге, лук – 85 тенге, сахар – 285 тенге за килограмм, масло подсолнечное – 725 тенге за литр. Идея хорошая, но что будет в реальности? Костанайцы еще помнят, как весной вводили предельные цены на масло, яйцо и другие продукты. В итоге их быстро разбирали и медленно поставляли, а в некоторых супермаркетах даже вводили лимит по продаже в одни руки.

Сезон овощных заготовок в самом разгаре, уборка местных овощей все ближе к финалу. А цена на них с каждым днем все выше. Так, на оптово-розничном рынке Костаная, где можно купить как местные, так и привозные овощи, картофель продают по 160-170 тенге, капусту – по 120, лук – от 80 до 100, морковь – по 180, свеклу – за 200 тенге за килограмм. И чаще всего это оптовые цены, при покупке не меньше одного мешка. В розницу все есть, но цена дороже. Еще в середине сентября стоимость овощей на этом же рынке была ниже. Картофель отдавали по 110-130 тенге, морковь можно было купить за 130 тенге. Дешевле на 10 тенге стала лишь капуста. Если сравнивать с ценами прошлого года, то разница еще более существенная. В конце сентября 2020 года за килограмм картофеля и капусты оптовики просили 80-90 тенге, моркови – 70-80 тенге, лук стоил 70, свекла – 60-70 тенге.

Стабилизировать нестабильное

Кроме введения предельных цен на некоторые виды продукции, власти региона пытаются снять напряжение проведением ярмарок и созданием запаса товаров в стабилизационном фонде. Но у всех этих трех мер есть слабые места. К примеру, предельные цены, установленные на те же картофель и капусту, должны быть одинаковыми во всех торговых точках. И если костанайцы купили их дороже, то могут пожаловаться на магазин.

Но, как говорят владельцы магазинов "у дома", чаще всего на рынке оптовая цена складывается выше, чем предельная розничная. И многие из них просто не могут себе позволить купить за капусту за 120, а продавать за 88. И не купить не могут, так как есть спрос на овощ. Отдельная и тоже не простая ситуация и с супермаркетами, которые сотрудничают со стабилизационным фондом.

О том, что цена на овощи не будет такой же, как прошлой осенью, говорят и овощеводы. Затраты на их выращивание увеличились. По словам фермеров, стали дороже семена, из-за аномальной жары увеличились затраты на полив, обработку против вредителей, которых было очень много. Выросла цена на ГСМ, а урожайность пока не превышает показателей прошлого года.

Получается, что сейчас только с ярмарками нет особых проблем. Первую осеннюю распродажу товаров в Костанае провели 25 сентября, многую продукцию костанайцы смели с прилавков за считанный час.

"Всего на ярмарку привозили 134 тонны продукции. Было мясо в ассортименте объемом более 27 тонн. Производители привозили 34 тонны картофеля, 32 тонны разных видов овощей", – отметила руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства Костаная Илона Тимошенко.

Что касается работы стабфонда, то она, судя по отчетам, идет полным ходом.

Сейчас в нем нет дефицита продукции, имеются запасы по 14 наименованиям. В том числе 50 тонн картофеля, 18,2 тонны моркови, 99,5 тонны капусты, 49,5 тонны лука и 1,6 млн штук яиц.

"Сейчас начнем пополнять запас на зиму и уже объявили госзакупки на 1 миллион штук яиц, 70 тонн моркови, 50 тонн лука и 50 тонн капусты. А также через товарную биржу планируем закупить 450 тонн картофеля. Дополнительную закупку продуктов ведем по мере их распродажи. Сегодня основной упор сделан на овощи, так как идет сбор урожая, и производители устанавливают разумные цены. Купить продукцию по фиксированным ценам можно и в торговых точках, которым СПК "Тобол" предоставил займ", – рассказал главный менеджер департамента по работе со стабилизационным фондом СПК "Тобол" Гизат Каленов.

В СПК отметили, что социально значимые товары по ценам ниже рыночных костанайцы могут покупать в двух торговых сетях – "Раузет" и "Строй-Сити". А выделение займов предпринимателям – выгодный для всех механизм. Только с марта по август этого года торговые точки реализовали более 700 тонн социально значимых продовольственных товаров по фиксированным ценам. В корпорации заверили, что запасов социальных товаров достаточно, чтобы вовремя отреагировать на резкий скачок цен. Кроме того, глава области дал поручение акимам городов и районов ежедневно мониторить цены, а также организовать осенние ярмарки и распродажи сельхозпродукции.

"Одно "но" бьет по бизнесу"

И, казалось бы, все нормально, система отлажена и работает уже не один год. Меры к стабилизации принимаются, займы выделяются, и всем должно быть хорошо, но на деле это не совсем так.

"Здесь есть одно "но", которое больно бьет по бизнесу. Предельные цены формируются без учета себестоимости выпускаемой продукции и рентабельности бизнеса. Это привело к тому, что, к примеру, в области многие предприятия, занимающиеся выпуском сельхозпродукции, просто-напросто перестали выращивать тот же картофель, поскольку работают себе в убыток. Второй аспект, который убивает бизнес, – это отчетность. В рамках контроля цен на социально значимые продукты орган по защите и развитию конкуренции запрашивает у предпринимателей информацию о ценах, объемах приобретения, реализации, калькуляцию себестоимости и требуют предоставить ее в течение 5 рабочих дней", – подчеркнула владелец одной из сети супермаркетов Наталья Лапшина.

По словам предпринимательницы, для того чтобы изложить такую информацию, требуется не менее 100 страниц! Необходимо собрать и проанализировать огромное количество данных, а для этого задействовать и оторвать от выполнения прямых обязанностей нескольких сотрудников. Хотя на весь социальный товар оформляются электронные счета-фактуры и видно, как идет реализация.

"По сути, государственный орган, который создан для контроля цен, перекладывает эту работу на предпринимателей. На мой взгляд, обозначенные вопросы можно решить путем установления предельных цен с учетом себестоимости выпускаемой продукции, а также созданием механизмов взаимодействия между органами статистики, государственных доходов, юстиции и других", – добавила Наталья Лапшина.

На сегодняшний день 19 позиций товаров попадают под категорию социально значимых. В каждый период это разная продукция, в настоящий момент – это овощи. Сама процедура регулирования цены занимает длительное время, при этом анализируются данные, порой прошлых лет, которые и берутся за основу формирования цены.

"Но рынок изменяется настолько быстро, что установленная предельная цена уже не актуальна и магазины начинают торговать себе в убыток. Сегодня супермаркеты закупают тот же лук по 90 тенге, а продают по 85. Какой выход? Один из механизмов – это организация продажи социального товара именно той категории лиц, для которой она предназначена. Считаю, что назрела необходимость изменения самой процедуры формирования таких цен, она должна быть более оперативной и учитывать рыночные колебания. Этот же вопрос связан и с тем, что супермаркеты могут обвинить в ценовом сговоре. Хотя многие мелкие торговые точки сегодня скупают социальный товар в крупных супермаркетах и реализовывают его уже по другой цене", – подчеркнула предприниматель.

Таисия Колевид, Костанай


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

kak-podelili-byudzhet-mintorga-na-izuchenie-rynkov-oae-uzbekistana-i-kyrgyzstana

koronavirus-v-kazahstane-kogda-mogut-postavit-vakcinu-dlya-detej

vremya-marketplejsov-i-superappov-gde-biznesu-iskat-potrebitelej

chto-nuzhno-sdelat-cheloveku-chtoby-konkurirovat-s-iskusstvennym-intellektom

blogeram-iz-gonkonga-i-korei-pokazhut-zelenyj-bazar-v-almaty

загрузка

×