Президент Ассоциации обменных пунктов Арчин Галимбаев пояснил на пресс-конференции в Алматы, что происходило в обменных пунктах в понедельник, 16 марта.
Напомним, курс продажи американской валюты вырастал до 440 тенге (доллары продавались по завышенному обменному курсу, как сказал глава ассоциации), в какой-то период продажа валюты прекратилась.
"Казахстанская фондовая биржа начинает работу в 10 часов 15 минут, в это время продавца на KASE не было. Первые сделки появились ближе к 12 часам. То есть с 10.15 практически до 12 часов в обменных пунктах Казахстана не было понимания, куда двинется курс, на какой отметке остановится. Поэтому с табло исчез курс продажи, где-то валюты не было, и курс был завышен", – пояснил Арчин Галимбаев.
По его словам, первые сделки на бирже прошли на отметке, близкой к 435, от этой цифры обменники и стали отталкиваться.
"Ближе к 12 часам курс устаканился, и с этого момента отказа клиентам не было. Если где-то, в единичных случаях, валюты не было и клиентам отказывали, то только потому, что кассу вовремя не пополнили и поэтому валюты не оказалось. Либо это были маленькие обменные пункты, где физически нет большого объема валюты. На данный момент ситуация стабилизировалась, валюта есть, банки обменным пунктам валюту котируют. Никакого ажиотажа или паники на валютном рынке нет", – отметил спикер.
Как представитель профильной ассоциации, он заявил, что валюта в требуемом объеме есть. "Если мы не говорим о небольших обменных пунктах, расположенных в пригороде, в небольших поселках. Там действительно могут быть перебои. В крупных обменных пунктах в крупных городах, таких, как Нур-Султан, Алматы, Караганда и т.д., валюта есть", – сказал он. Позже в своей речи он добавил: "Мы готовы обеспечить всех участников рынка либо иностранной валютой, либо тенговой ликвидностью".
Арчин Галимбаев пояснил: обменные пункты напрямую в валютных торгах на бирже не участвуют. Они заключают договора с БВУ по желанию самих руководителей обменных пунктов и покупают валюту в банках, банки предоставляют им валюту по заказу, но не по предварительному, а практически в режиме онлайн с учетом операционного времени банка (до 17-18.00 обменный пункт должен успеть купить или продать валюту банку).
Спикер также ответил на вопрос о том, эффективен ли франкфуртский аукцион. Напомним, этот метод применяется KASE впервые на торгах долларом. "Первый аукцион прошел 10 марта. Для нас было немного неожиданно и удивительно увидеть те цифры, которые мы увидели. Метод работает, проблем с этим нет", – прокомментировал спикер.
Напомним: 9 марта курс продажи доллара в обменниках остановился в среднем на 394,5 тенге, последний перед праздником торговый день, 6 марта, завершился на отметке 382,22. Поэтому 10 марта применили франкфуртский аукцион, который позволяет сдержать необоснованную волатильность курса. В итоге на 11.00 10 марта цена была определена на уровне 393,5 тенге за доллар.
Обменники делают запас по марже
Отвечая на вопрос, как изменился объем продажи-покупки в эти дни, Арчин Галимбаев отметил, что объемы были немного выше средних – порядка 300-400 тыс. долларов ежедневно. "Но сегодня (в понедельник, 16 марта. – Ред.), как мы видим, Нацбанк не стал вмешиваться в ход торгов. Косвенно можно судить о том, что курс, который сейчас зафиксировался (на уровне 435. – Ред.), более или менее равновесный. Явной поддержки Нацбанком курса, сдерживания роста курса доллара нет", – считает спикер.
Спросили его и о большой разнице между курсом покупки и курсом продажи, которую можно сейчас наблюдать на табло. "В данный момент маржа между покупкой и продажей в обменных пунктах никак не регламентируется. То есть теоретически обменники могут поставить разницу в 20-30-50 тенге. Никакого законодательного ограничения – не ставьте такой курс или такой, от биржи, от курса Нацбанка, от курса банков – сейчас нет. Все обменные пункты ставят курс покупки и курс продажи исходя из собственных ощущений и потребностей", – рассказал собеседник.
Он пояснил, что если в каком-то обменном пункте заканчивается иностранная валюта, то он покупает ее у населения выше, чем конкуренты. И наоборот, если валюты в избытке, то обменник ставит курс продажи ниже и пытается имеющуюся у него валюту продать.
"Но есть обменные пункты, которые, пользуясь ситуацией, завышают курс. Просто не осуществляйте там сделки. Выбор большой, конкурентов много, они готовы предоставить валюту по адекватному курсу. Не нужно сломя голову бежать в первый попавшийся обменник и поддерживать тех людей, которые пытаются заработать на ажиотаже", – поделился мнением спикер.
Он также рассказал, что в период спокойствия, когда нет высокой волатильности, курс продажи в одном обменном пункте может быть равен курсу покупки в другом.
"Сейчас ситуация немного другая. Из-за волатильности обменники увеличили маржу, так как у них нет четкого понимания, что будет с курсом дальше. То есть с небольшим запасом в цене обменные пункты валюту продают и с небольшим запасом в цене покупают. Потому что есть вероятность, что сегодня валюту нужно покупать по 440, а завтра по 430, 420 продавать. Из-за этого возникла такая ситуация, когда маржа между покупкой и продажей немного выше, чем в обычные дни", – пояснил глава ассоциации.
Люди хотят "отбить" курсовые потери на депозитах
Спикер пояснил, что законодательные требования, согласно которым обменные пункты, расположенные в Нур-Султане, в адмцентрах областей, городах республиканского и областного значения, должны иметь уставный капитал не менее 100 млн тенге, а с иным местом расположения – не менее 50 млн тенге, и при этом обеспечить наличие этой суммы в кассе или на своем банковском счете, вступят в силу 1 апреля этого года. Пока же действуют прежние требования. "По Алматы сейчас это 30 млн тенге, в остальных местах – 10 млн тенге. Давайте посчитаем, 10 млн тенге это примерно 20-25 тыс. долларов. А 5 млн тенге в таких городах, как Капшагай, например, – это 12-13 тыс. долларов. Это не такая большая сумма, которая говорит, что люди в панике смели все доллары.
Спикер отметил, что сейчас нет такого ажиотажа, какой был в 2015 году. "Тогда люди зачастую не понимали, что будет дальше, сейчас стали умнее и пережидают этот момент. А некоторые даже не покупают доллары, а, наоборот, сдают, потому что рассчитывают отбить потери на курсе на депозитах. Сейчас вроде и курс хороший, и маржа большая, а клиентов у обменников стало меньше", – поделился собеседник.
Арчин Галимбаев призвал не создавать "в такие моменты" ажиотаж, не идти на поводу распространителей фейков и не обвинять обменники в необоснованном ажиотажном росте курса. Все данные, на которые обменные пункты ориентируются, – из официальных источников, из данных Казахстанской фондовой биржи.
По Казахстану в настоящее время, по данным Арчина Галимбаева, работает около 800 обменных пунктов.
По итогам торгов на KASE на 17.00 средневзвешенный курс доллара сложился на уровне 434,68 (+29,06), официальный курс, установленный Нацбанком на вторник, 17 марта, – 434,59 тенге за доллар.
Елена Тумашова