Национальному банку за последнее время удалось обуздать инфляцию, вернув ее в коридор 6-8%. По итогам января годовая инфляция составила 7,9%. Вместе с тем для выполнения других задач, стоящих перед Нацбанком, потребуется внесение изменений в законодательство, расширяющих мандат регулятора. Соответствующие поправки могут быть внесены в правительство уже в ближайшие месяцы, сообщил председатель Нацбанка Данияр Акишев на расширенном заседании правительства с участием главы государства. Фактически регулятор намерен провести "перезагрузку" финсектора Казахстана.
"Это перезагрузка финансового сектора страны и восстановление кредитной активности банковского сектора. Эти направления определены вами (президент РК Нурсултан Назарбаев – прим. автора) в послании, и мы уже начали соответствующую работу", – сказал Данияр Акишев.
Глава Нацбанка отметил, что в условиях сокращения фондирования и увеличения его стоимости снижения потребительского спроса и дефицита рентабельных проектов банковский бизнес стал менее эффективным в кредитовании реального сектора экономики.
"Особенно остро это проявляется сейчас, когда многие прошлые проблемы банковского сектора так и не были полностью решены и теперь догоняют нас. Однако без решения этих проблем невозможно обеспечить полноценное кредитование экономики со стороны банков. Мы понимаем, что оздоровление банковского сектора для многих участников может стать болезненным процессом, так как потребует дополнительных вложений со стороны акционеров либо консолидации с другими игроками", - сказал он.
Другой проблемой последних лет стала высокая зависимость банков от денег государства.
"По нашим оценкам, около 7,7 трлн тенге составляют обязательства банков перед различными государственными компаниями и учреждениями – это 35% всех обязательств банков. По сути, это скрытая форма государственной поддержки банков", – отметил г-н Акишев.
"Если компании эти деньги захотят забрать – от этих банков ничего не останется", – прокомментировал глава государства.
В соответствии с посланием, Национальный банк приступил к разработке комплекса мер по оздоровлению банковского сектора, в рамках которого будут реализованы международные принципы регуляторного и надзорного процесса. В настоящее время Нацбанк не имеет возможности оперативно реагировать на изменения ситуации в банке, пока не будут нарушены пруденциальные нормативы.
"Формализованность подходов приводит к тому, что, наблюдая факты вывода денег из некоторых банков, при отсутствии нарушений законодательства Национальный банк не может применить меры воздействия или приостановить такие операции, хотя очевидно, что это требуется для защиты денег наших вкладчиков. В этих условиях Национальный банк планирует усилить работу по превентивному предупреждению кризисных явлений, не дожидаясь возникновения проблем и реализации рисков, – сказал Данияр Акишев. – Это и есть риск ориентированного надзора и мотивированность суждений регулятора. До апреля 2017 года Национальный банк планирует внедрить единую методику оценки провизий с соответствующей корректировкой капитала банков. Эта практика существовала у нас до 2013 года (в 2013-2015 годы главой Нацбанка был Кайрат Келимбетов – прим. автора), но потом ее отменили. Сейчас планируем к ней вернуться".
Речь также идет о том, что Национальный банк ужесточит подходы к оценке сделок банков со связанными лицами и сделок, которые они совершают на льготных условиях.
"В ближайшее время мы внесем предложения в правительство по повышению ответственности аудиторов и оценщиков за сокрытие информации об ухудшении финансового состояния банка вплоть до запрета на осуществление деятельности на финансовом рынке. Также требуется на законодательном уровне усилить мандат Национального банка в части проведения принудительной реструктуризации структуры капитала банка, а также упростить процессы объединения банков, которые уже потихоньку начинаются, – рассказал глава Нацбанка. – Соответствующий пакет законодательных поправок будет разработан Национальным банком и внесен в правительство в короткие сроки. Комплекс мер по оздоровлению банковского сектора также будет включать независимую оценку качества активов банков, которую планируется провести в 2017 году. Параллельно будет предложена программа поддержки крупных банков за счет государственных ресурсов на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации банков".
"Никого не бойся!"
Глава государства оценил проведенную Нацбанком работу как "грамотную".
"Сейчас я поставил задачу, чтобы возможности (Национального – прим. автора) банка по предварительному контролю и регулированию банков усилить законодательным способом. Надо дать такое право, внести проект, и вмешательство в дела Национального банка надо считать вмешательством в дела финансовой системы страны и наказывать. Я смотрю и вижу: чем больше Национальный банк начинает наводить порядок, тем больше нападок на председателя Нацбанка, которого я стопроцентно поддерживаю, – сказал Нурсултан Назарбаев. – Это делают акционеры, некоторые спонсоры, которых сидят в этом зале. Никого не бойся, никого! Это не газеты, не журналисты виноваты, а хозяева. Мы примем меры к хозяевам, которые препятствуют наведению порядка. Банки слабые. Всего 4 банка держат 80% активов банков. Остальные 26 банков – у некоторых 1% нет!"
Президент отметил, что в мире, когда наступил кризис, объединились Exxon и Mobil, а также Shell и British Gas. Аналогичных действий в кризис г-н Назарбаев ожидает и от банков.
"Пусть объединяются или акционеры ставят свои собственные деньги, если хотят сохранить банк. Другого способа сохранить банки нет. Они не нужны экономике, значит, не имеют права на жизнь. Правильно? Вот действуй смело! Никого не бойся!" – сказал Нурсултан Назарбаев.
"Есть!" – четко ответил глава Нацбанка.
"Честно, по закону, как положено, и кто будет вмешиваться, лезть – скажи мне фамилию", – сказал Нурсултан Назарбаев.
Что касается сути предлагаемых изменений, то речь в том числе идет о создании законодательных условий для ускорения процедур консолидации банков в Казахстане.
"Там, если честно, мы посмотрели, очень длительная по времени процедура. Соответственно, мы готовы посмотреть, так как эти процессы потребуют, может быть, более оперативных решений, поэтому какие-то процедуры можно упростить. Это пока только первое видение, первое приближение. По экспертизе любой законопроект мы будем обсуждать с финансовым сектором", – сказал Данияр Акишев abctv.kz.
При этом он уточнил, что речь не идет о том, чтобы отменить необходимость согласования с регулятором по крупным сделкам с участием банков.
Вместе с тем глава Нацбанка пока не комментирует последние сообщения с банковского рынка о возможных сделках.
"Все переговоры, которые идут между любыми банками, это очень чувствительный вопрос как для самих акционеров, так и для всех вкладчиков. Поэтому, так как это очень важные юридические вопросы, пока сами банки какую-либо более подробную информацию не дадут, мы, как регулятор, имеем право ничего не комментировать, потому что это затрагивает как права вкладчиков, так и права миноритарных акционеров, – сказал он журналистам. – Акции большинства банков обращаются на бирже, соответственно мы, как регулятор, никакую информацию, пока сами банки не объявляют от этом, давать не можем. Поэтому, когда все эти процессы менеджментом и акционерами банков объявлены, соответственно, они придут с этими документами в Национальный банк, и тогда мы уже начнем официально эти вопросы комментировать".
"Мы прекращаем проедать свои валютные резервы"
"После перехода в режим свободно плавающего обменного курса и адаптации субъектов экономики к новым условиям обменный курс тенге стабилизировался. Он соответствует объективным факторам и обеспечивает конкурентоспособность наших производителей", – сказал Данияр Акишев.
По его словам, это происходит при отсутствии вмешательства Нацбанка на валютном рынке.
"Мы не проводим интервенции с сентября 2016 года. Эта политика позволяет сохранять золотовалютные резервы. На конец января этого года общие резервы страны, включая валютные активы Нацфонда, достигли почти $92 млрд. Это выше уровня конца 2015 года, когда было 91,3. По сути, это означает, что мы прекращаем проедать свои валютные резервы", – сказал г-н Акишев.
Кроме того, глава Нацбанка сообщил о восстановлении денежного рынка и перезапуске рынка государственных ценных бумаг на рыночных условиях. Денежный рынок менее заметен для восприятия со стороны населения, но играет ключевое значение для финансового рынка.
"Именно на этом рынке формируется справедливая цена на тенговые ресурсы при помощи инструментов Национального банка. Базовая ставка, которая сейчас составляет 12%, стала реальным инструментом воздействия на экономику. Банки получили ориентир по стоимости денег, получили инструменты управления ликвидностью и наращивают потенциал для тенгового фондирования", – сказал Данияр Акишев.
В результате процентная ставка по выданным кредитам в тенге для предприятий снизилась с 25,8 до 14,4% за прошлый год.
Он напомнил, что в прошлом году был достигнут значительный прогресс и в увеличении доли тенге как средства накопления, расчетов и мерила стоимости активов. За 2016 год депозиты в тенге выросли на 3,3 трлн тенге, или 66%, в иностранной валюте снизились на 1 трлн тенге, или на 10%.
"Уровень долларизации всех депозитов с максимального уровня в 70% снизился до 55%, а по депозитам физических лиц – с 80 до 62%. Международный опыт показывает, что многие страны, имевшие высокую долю долларизации, уходили, чтобы добиться таких же результатов. Этому способствовали стабилизация на валютном рынке и меры Нацбанка по повышению привлекательности тенговых инструментов", – сказал г-н Акишев.
Глава Нацбанка также сообщил, что в 2016 году монетизация экономики Казахстана достигла максимального значения за счет значительного роста тенговых ресурсов.
"В прошлом году произошло значительное увеличение денег в экономике, в первую очередь тенговых ресурсов. Показатель М2, который включает в себя все тенге в экономике, вырос в 1,5 раза и достиг 12,6 трлн тенге – рост на 4 трлн тенге", – сказал Данияр Акишев.
"Но однако не хватает денег в экономике", – прервал его президент Нурсултан Назарбаев.
"Денег хватает, не хватает механизмов", – ответил Данияр Акишев.
"Так надо, чтобы механизмы были", – поручил глава государства.
"Есть!" – быстро ответил глава Нацбанка.
"Денежная масса М3 за год выросла почти на 16% – до 20 трлн тенге. Отношение всех денег в экономике к валовому внутреннему продукту, то есть уровень монетизации, составил 45% – это максимальный показатель в истории Казахстана", – сообщил г-н Акишев.
Он отметил, что для получения вышеперечисленных результатов потребовался всего один год.
Г-н Акишев отметил, что Нацбанку удалось обуздать инфляцию после девальвации тенге в 2015 году. Если в 2015 году годовая инфляция составила 13,6%, то по итогам 2016 года – 8,5%.
"На конец января годовая инфляция снизилась до 7,9%, то есть вернулась в коридор 6-8%, что было основной задачей для Национального банка на настоящем этапе", – напомнил он.
В среднесрочном периоде регулятор ставит для себя приоритетом поэтапное снижение инфляции до 3-4%. При этом Национальный банк будет способствовать долгосрочному экономическому росту путем поиска оптимального баланса между целями по инфляции и макроэкономической стабильностью.
Жанболат Мамышев