Уровень свободы слова в Казахстане по десятибалльной шкале можно оценить на восемь баллов, считает министр информации и коммуникаций Казахстана Даурен Абаев. Об этом он заявил на традиционном медиакурултае, который прошел в Алматы.
Главным образом собравшихся экспертов и представителей медиасообщества интересовали поправки, которые принимаются в республике в закон о СМИ. Журналисты выражают опасение, что они приведут к дальнейшему "закручиванию гаек" и будут служить для удушения независимых медиа. У г-на Абаева другой взгляд на этот вопрос. По его словам, поправки в закон принимаются общими усилиями. Проходят согласования, в том числе с госорганами, неправительственными организациями, это коллективный труд, в ходе дискуссий многое меняется. И не всегда выходит версия разработчика, заверил он.
"Органы должны поработать в новых условиях. Планируется в будущем введение бонусной системы зарплаты, зависящей от эффективности работы госорганов со СМИ. Возможно, в ее рамках разработаем и наказания для них. Это постепенный эволюционный подход. Сейчас поправки обсуждаются, и я скажу, что депутаты после споров предлагают вместо 15 дней сделать семь дней рабочих дней для запросов СМИ",– сказал министр.
При этом он заверил, что комментировать "резонансные вещи" госорганы должны будут "просто незамедлительно". Министр заметил, что, например, в Штатах госорганы могут отвечать на запросы СМИ 20 дней, в Германии – 15, в Швеции – 30, в других странах Организации экономического сотрудничества и развития нет обязательств у госорганов отвечать на запросы в принципе.
"Чтобы ввести норму ответственности, должны дать возможность качественного ответа. А если оставить все как было, то число формальных ответов будет только расти", – убежден Даурен Абаев.
Министр считает, что лучшим способом стимулировать госорганы отвечать на запросы журналистов будет "множество судебных процессов" против тех, кто игнорирует запросы медиа.
Г-н Абаев заверил недовольных журналистов, что в стране "очень высокий уровень свободы слова – примерно восемь из десяти", – сказал он.
Министра попросили прокомментировать частые перебои с Интернетом в Казахстане, и периодическое отключение социальных сетей "особенно, когда идут выступления Мухтара Аблязова", на что Даурен Абаев заверил, что никаких планомерных отключений нет, могут иметь места технические проблемы.
"Аблязов не управляет Интернетом в Казахстане. Мы получаем Интернет не с воздуха, а по кабелю. Возможно, иногда происходят технические сбои. Они происходят часто. У нас всего пять операторов международной связи, которые имеют право получать Интернет", – успокоил собравшихся министр. Также он пообещал разобраться в причинах блокировки в Казахстане российского интернет-портала Meduza.
По словам министра, с 2018 года на главном государственном канале Казахстана "Хабар" вообще не будет рекламы, что делается для удобства зрителей.
Это своего рода эксперимент, который покажет, будет ли внедрена эта мера в других государственных СМИ в дальнейшем, сказал он. Вместе с тем министр не пояснил, откуда телеканал будет брать недостающие от рекламы деньги, означает ли это увеличение его финансирования со стороны государства, и если это так, то неясно, из каких источников будет идти дополнительное финансирование.
Примечательно, что ранее заместитель председателя правления АО "Телеканал "Хабар" Ринат Кертаев выступал против инициативы запрета рекламы на канале. По его словам, средства, которые приходят от рекламных вливаний, используются для закупки современной техники, для ее модернизации и ремонта, а государство не выделяет деньги на закупку техники и на другие технические нужды.
Даурен Абаев остановился и на том, как на рынок СМИ повлияет переход Казахстана на латиницу. Он заверил, что никаких трудностей не возникнет, потому что переход на новый алфавит на основе латиницы произойдет не завтра, а до 2025 года.
"Я думаю, что люди привыкнут к этому за семь лет. В том числе люди, которым за 40. Инициатива обсуждается с 2012 года, и опасения, которые, возможно, есть, скорее относятся к области психологии. Если вы знаете казахский язык, я думаю, что проблем не будет. Некоторые тексты уже переводят на латиницу. Это большая работа, в которой будут учтены все моменты", – сказал Даурен Абаев.
При этом эксперты в ходе медиакурултая заявили, что доля медиа в ВВП Казахстана очень мала – 2,6%, и идет ее падение, к примеру, в США этот показатель достигает 5-6%.
Директор центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев сказал, что рынок информации в Казахстане составляет примерно 450-500 миллиардов тенге. В структуре спроса потребления основную часть занимает бизнес. С точки зрения структуры информации, которая продается на рынке, местное производство занимает почти 400 миллиардов тенге, отрасль медиа, как отрасль экономики, по итогам, например, 2015 года оценивалась в 482 миллиарда тенге, сказал он.
"С 2009 года номинальный рост отрасли составил почти 70%, тогда как реальный рост снизился в два раза. Произошло увеличение контента, при этом его стоимость резко упала, то есть реальное выражение растет, а ценовой фактор показывает снижение производства. Рентабельность отрасли мы оценили в 17-19%. Государственный заказ составляет примерно 40% от совокупного дохода СМИ", – привел данные исследований г-н Ошакбаев.
По словам медиаменеджера Арманжана Байтасова, развитие СМИ тормозит как раз большой государственный заказ, высокий уровень коррупции и зависимость судебной системы. По его словам, в споре государства и журналиста суды изначально настроены против работников СМИ.
Рахим Ошакбаев считает, что доля вины лежит и на самих СМИ, которые не хотят расти и менять свое сознание. По его словам, медиарынок в Казахстане развивается и идет активная цифровизация традиционных медиа.
Телевизионный продюсер NBS Барбара Рейлтц в свою очередь заметила, что у цифровизации есть и минусы, так, доверие общественности падает из-за увеличившегося объема фейковых новостей в социальных сетях, на телевидении. Однако это неизбежный процесс, констатировали участники, заметив, что к 2020 году видеотрансляции в социальных сетях будут составлять 90% производимого в мире контента.
Директор представительства Internews в Казахстане Ержан Сулейменов поясняет, что в реальности в Казахстане никто системно не исследует рынок СМИ и его влияние на экономику. По его словам, без подобных исследований трудно говорить, например, о необходимости введения льготного налогообложения или иного распределения бюджетных средств на инфраструктурные проекты. Нет никакой точной информации о доли государства, как собственника медиаресурсов на рынке, объемы бюджетного финансирования СМИ до сих пор тайна, которая вряд ли будет раскрыта, считает он.
"За 10 лет "Медиа Курултай" стал знаковым событием медийного рынка страны, постоянной площадкой для обсуждения системных вопросов развития отрасли. Ежегодно мы предлагаем острый и качественный контент, экспертизу местных и международных экспертов, актуальные мастер-классы и networking. Я рада, что наша идея, родившись 10 лет назад, выросла в ключевое событие отрасли", – заключила президент казахстанского пресс-клуба Асель Караулова.
Аскар Муминов