В Казахстане обещают усилить контроль за Интернетом

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
5013

Депутаты мажилиса одобрили в первом чтении пакет поправок в законодательство по вопросам информации и коммуникаций.

В Казахстане обещают усилить контроль за Интернетом Фото: liter.kz

"Главная наша работа – это контроль информации, которая распространяется по Интернету, телевидению. До конца следующего года мы внедрим автоматизированную систему контроля. Данная система будет контролировать Интернет, проводить обзор информации в Интернете, онлайн-версиях газет. Конечно, для этого нужно время, это непростая работа. Я уверен, что мы реализуем этот проект", – заявил министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в ходе обсуждения представленного проекта поправок в законодательство по вопросам информации и коммуникаций в мажилисе парламента.

Стоя на парламентской трибуне, министр сохранял удивительное спокойствие и, можно сказать, отсутствие эмоций. Практически с не меняющимся выражением лица он отвечал на вопросы депутатов ровным спокойным голосом. 

В самом законопроекте министр выделил четыре принципиальных аспекта. Во-первых, "в целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации". Также "определены случаи, по которым для СМИ не требуется согласие гражданина на публикацию изображения, к примеру культурно-массовые, спортивно-массовые и иные мероприятия, публичные выступления и так далее". 

Для дальнейшего продвижения казахстанского контента законопроект предусматривает положение об обеспечении в государственных органах и организациях показа "исключительно отечественных телеканалов".

Во-вторых, предполагается законодательно "упорядочить взаимодействие казахстанцев со СМИ". Для этого вводится ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребёнка, пострадавшего в результате противоправных действий. 

"Планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникшего при публикации недостоверной информации. В данном вопросе важно обеспечить равную состязательность сторон. Также в законопроекте учтены интересы наших граждан с ограниченными возможностями. Предлагается решение по равномерному распределению рекламы на госязыке, а также определению таких понятий, как детская, религиозная, образовательная программы", – объяснил министр. 

Взаимодействие госорганов со СМИ также решено прописать в законе – для "формирования эффективного сотрудничества". Для чего "определить в каждом госоргане уполномоченное лицо или подразделение по взаимодействию со СМИ с четко очерченным функционалом".

"Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб", – уточнил г-н Абаев. 

Четвертый важный аспект – это обеспечение развития информационно-коммуникационных технологий и связи. Для этого предлагаются нормы, направленные на совершенствование процессов проектирования, создания и экспертизы государственных информационных систем. Кроме того, "планируется повышение качества услуг связи посредством предоставления операторам сотовой связи права на совместное использование выделенных радиочастотных спектров". А для упрощения предлагается перевести процесс получения разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на уведомительный порядок.

Спектр вопросов депутатов оказался тоже удивительно широк. Так, известный телеведущий, а ныне мажилисмен Артур Платонов предложил расширить норму об обязательной трансляции казахстанских телеканалов, распространив ее и на бизнес, владеющий публичными местами, например аэропорты. Депутату вежливо объяснили, что здесь есть еще и бизнес-интересы, с которыми тоже надо считаться. Это вызвало недоумение у депутата Куаныша Султанова, который в своем выступлении возмутился: разве бизнесмены не патриоты Казахстана?

Депутат Алия Сапарова, как оказалось, обеспокоена использованием гражданами страны серых тарелок. Министра это тоже беспокоит, более того, он добавил "тревожных" фактов в эту картину: 

"Сейчас порядка 600 тысяч семей пользуются так называемыми серыми тарелками. В серых тарелках так называемая карта памяти, которая используется, там не зашиты казахстанские телеканалы. Получается, где-то 1,5 миллиона человек находятся вне информационного поля Казахстана, точнее, не смотрят казахстанские телеканалы и не знают, что происходит в Казахстане, по большому счету". 

Интересовало депутатов и качество сотовой и интернет-связи в отдаленных регионах – министр обещал работать над этой проблемой. И бесконтрольный доступ к любой информации в Интернете – над этим тоже ведется работа, причем главная. 

Непосредственно работой СМИ в условиях предлагаемых норм заинтересовались лишь несколько депутатов. Так, Ирина Унжакова удивилась, как министр предполагает улучшение взаимодействия госорганов с прессой, если законодательно дает госоргану целых 15 дней для ответа на журналистский запрос.

"Как мы знаем, на практике такой срок создает предпосылки для того, чтобы заволокитить любой вопрос и любой ответ. На мой взгляд, органы госуправления в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее предоставить эту информацию, потому что это показатель их компетентности. Кроме того, через полмесяца вообще любая информация устаревает очень быстро. Через полмесяца, когда, наконец, журналист получит ее, она будет просто изрядно устаревшей, никому не интересной, ни СМИ, ни населению. Во время обсуждения рабочей группы депутаты предлагали сократить этот срок до 10 дней, а еще лучше до пяти-семи дней. Озвучьте свою позицию, свою рефлексию на это предложение депутатов", – сказала она. 

"Тут вопрос очень простой, сейчас очень много жалоб идет на то, что ответ формальный, за три дня, естественно, госорган не успевает обработать и дать нормальную информацию. В этой связи мы исходили из общей практики – до 15 дней, во всем мире практика до 20 дней, до месяца занимает. Я думаю, здесь ничего страшного нет. Мы в рабочих группах этот вопрос обсуждали, и сейчас на заключении в правительстве находится, да в законе об обращении граждан тоже 15 дней срок указывается. Поэтому, я думаю, мы готовы рассмотреть и в рабочих группах обсудить более детально срок сокращения с 15 дней", – ответил министр

Депутат Павел Казанцев попросил объяснить понятие "иная охраняемая законом тайна", поскольку на публикацию этих сведений журналисты должны будут получать согласие на публикацию от человека, чью тайну информация и составляет. Право ответа переадресовали вице-министру юстиции Зауреш Баймолдиной, которая объяснила это так: "У нас понятие тайны закреплено не только в Гражданском кодексе, но и в ряде других законодательных актов. В частности, речь идет о банках и банковской деятельности, речь идет о банковской тайне элементарно. Речь может идти о служебной тайне, которая также охраняется законом. Поэтому говорится "и иная тайна, охраняемая законом". То есть когда закон четко называет, что определенная информация относится к числу тайной". 

После еще нескольких уточняющих вопросов депутаты законопроект одобрили в первом чтении. Уже после голосования в парламентских коридорах министр еще долго заверял журналистов, что работать они будут по новым нормам еще лучше, для пресс-секретарей введут некий KPI, и будут наказывать за плохие ответы СМИ, и что вообще весь пакет предложений – это лучшие мировые практики. На этом и разошлись – каждая сторона осталась при своем мнении. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться