Деньги на школу: кто и как контролирует частное образование

Школьное образование, в основном существовавшее за счет госфинансирования, все больше привлекает частный капитал.

Деньги на школу: кто и как контролирует частное образование Фото: informburo.kz

Поток учеников в частные школы увеличивается, однако родители становятся более требовательными к качеству и стоимости услуг.

Начиная со следующего года Министерство образования в равном объеме будет финансировать как частные, так и государственные школы. Это называется "деньги ходят за ребенком", или "подушевое нормативное финансирование".

Как будем учиться?

Если кратко, то суть реформы заключается в следующем: бюджетные деньги направляются в то учебное заведение, в которое пришел ученик, если ученик ушел – за ним в другое учебное заведение ушли и деньги. В Минобразования уверены: реформа поможет развить рынок частных школ. Но при этом вопрос качества образования и стоимости услуг будет находиться вне контроля профильного ведомства. Министерство регламентирует только учебный план, то есть частные школы, как и государственные, работают по утвержденным Министерством образования и науки программам и учебным пособиям.

"У нас установлены общеобязательные стандарты, которым все организации должны следовать. Соответственно, размещение госзаказа в частных школах должно расцениваться как оплата за услугу, оказанную по установленным стандартам", – говорит вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.

По словам вице-министра, все школы в Казахстане гарантируют госстандарт образования, а внедрение нормативно-подушевого финансирования добавит конкуренцию между образовательными учреждениями. Школы будут заинтересованы привлечь как можно больше детей, ведь чем больше учеников привлечет школа, тем больше денег получит.

Территория конкуренции

В общем, рынок частного образования сейчас формируется – причем в исходном значении слова "рынок". Частные образовательные учреждения будет регулировать только конкуренция. Министерство не может контролировать частные школы и тем более не имеет права устраивать внезапные проверки и указывать, какой должна быть ценовая политика. Как считает Бибигуль Асылова, со временем установятся четкие границы ценовых сегментов, которые будут говорить о качестве, эффективности, уникальности образовательных учреждений, и родители будут выбирать, опираясь на эти показатели.

Конечно, конкуренция между частными и государственными школами идет не на равных. Госшколы уже имеют готовую инфраструктуру и материальную базу. Им не нужно платить за  аренду, как частным школам, и  ученики находятся в школе полдня, а не целый день. Частная школа обеспечивает трех-пятиразовое питание и дополнительное образование и самостоятельно приобретает всю материально-техническую базу.

"Очень важно чтобы развивалось частное образование. Уже сейчас только за один год в Алматы количество частных школ увеличилось на 50%. Да, сначала школы будут конкурировать между собой, бороться за каждого ученика, потому что мы живем в рыночном обществе, – говорит депутат Ирина Смирнова. – Если бы мы выбрали построение социализма, плановую экономику, то все было бы совершенно иначе, все было бы продумано и заранее определено. Социалистическое общество приучило нас постоянству, но сейчас другие времена. В наше время каждый сам определяет путь своего развития. Можно работу поменять несколько раз в год".

По словам Смирновой, если школа слабая, не выстроен учебный процесс, есть вакансии учителей, то из этой школы будут уходить дети, а вместе с ними будут уходить деньги. В общем, сейчас идет становление процесса частного образования, а это всегда не простой путь.

"Нравится нам это или не нравится, но мы придем даже к тому, что будем покупать дом или квартиру в том районе, где есть хорошая школа. Это, можно сказать, общемировая практика: где хорошая школа – цена жилья выше, а если школа слабая, то и жилье в округе дешевле. Хорошая школа – это возможность получить хорошее образование, а хорошее образование – это путевка в жизнь", – уверена депутат.

Частая смена школ

Но, прежде чем конкуренция очистит рынок частного образования от недобросовестных игроков, протестировать школы на профпригодность придется детям и их родителям.

"Переход ребенка из школы в школу не нужно воспринимать как какое-то страшное событие, – считает Ирина Смирнова. – Конечно, в новом коллективе приходится находить свое "место под солнцем", и это достаточно сложно. Но это тоже ключевой навык общества будущего. Стрессоустойчивость, умение социализироваться, быстро адаптироваться к меняющимся условиям, выстраивать отношения со сверстниками – эти навыки надо закладывать в детей уже сегодня. Держась, как за якорь, за привычный комфортный коллектив, можно не успеть что-либо сделать или же сделать неправильный выбор".

"Подушевое финансирование внедряется государством, чтобы разгрузить переполненные государственные школы, где 45-47 детей в классе, – дополняет директор Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО) Роза Садыкова. – Частные учебные заведения стараются предоставить достойный уровень качества в ответ на повышающиеся требования родителей".

По словам Розы Садыковой, при выборе школы прежде всего нужно обращать внимание на качество знаний.

"Можно зайти на сайт школы и посмотреть средние баллы учеников по основным предметам, почитать в Интернете отзывы других родителей. Сравнить показатели школы с другими школами. Можно посетить учреждение, поговорить с педагогами, оценить общую атмосферу в школе, отношения между учениками. И не стоит экономить время и деньги при выборе учебного заведения. Пришло время переосмыслить ценность образования в целом и более ответственно подходить к выбору учебного заведения", – говорит Садыкова.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться