Так, мажилисмен Сапар Ахметов (фракция "Нур Отан") обратил внимание на размеры внешнего долга страны. Согласно бюджетной политике, при снижении дефицита бюджета к 2020 году до 1,4% в ВВП государственный долг не должен превышать 14% к ВВП. При этом государственный долг и долг квазигосударственного сектора в совокупности должен составлять не более 22%. Однако, заметил депутат, объём государственного долга достиг 26,6 миллиардов долларов, что составляет 21,6% к ВВП. При этом, общий объём долга трёх групп компаний - "Самрук-Казына", "КазАгро", "Байтерек" - на 1 января 2016 года, составил 42 миллиарда долларов, что составляет 34% к ВВП.
"В итоге, данный объединенный государственный долг и долг квазигосударственного сектора составил 68,6 миллиардов долларов, что составляет 56% в ВВП - это тревожный сигнал для экономики страны, и всем нам известно, что в самые тяжёлые годы мы выходили из ситуации без такого количества внешних заимствований, как сейчас", - резюмировал г-н Ахметов.
Азат Перуашев (фракция "Ак жол"), отметив в качестве плюса удержание безработицы на уровне 5%, указал и на недочеты. В частности, ВВП в номинальном выражении сложился ниже планового значения ноябрьской корректировки на 823 млрд тенге. Хотя среднегодовая мировая цена на нефть в 2015 году превысила ожидавшиеся 50 долларов и составила 52,4 доллара.
"Налицо парадоксальная ситуация, когда снижение роста ВВП происходит даже несмотря на более высокие, чем ожидалось, цены на нефть. Мы много и справедливо критикуем нашу зависимость от нефти, но получается, что снижение эффективности казахстанской экономики происходит как при негативной, так и при позитивной ситуации на мировых рынках", - сказал депутат.
Кроме того, несмотря на трехкратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора, их чистый доход сократился на 34%. "В ответ на полученные от государства в 2013-2014 годах 700 млрд тенге в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние три года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше - 85 млрд, - перечислил Перуашев. - Какая-то странная арифметика получается, причем, в ущерб интересов государства".
Скептически оценил работу правительства и Владислав Косарев (фракция "Народные коммунисты"), обративший внимание на такое "парадоксальное явление: валовый продукт вырос на 1,2%, а налоги увеличились на 10%. "Когда налоги опережают производство, внешнеторговый оборот, у нас возникает сомнение в том, что правительство и местные исполнительные органы были озабочены стремлением повысить благосостояние населения", - признался он.
Немало замечаний правительству сделал и Счетный комитет (СК) по контролю за исполнением республиканского бюджета. Председатель СК Козы-Корпеш Джанбурчин, выступая перед депутатами, отметил, что по прежнему недостаточно эффективно налоговое и таможенное администрирование, несмотря на установление порога для наличных оборотов в предпринимательской деятельности, объемы "нала" не снижаются.
"За последние пять лет ежегодно в среднем они остаются на уровне 1,5 трлн тенге. Это является благоприятной почвой для лжепредпринимательской деятельности. Потери бюджета по сомнительным взаиморасчетам с фирмами-однодневками исчисляются в колоссальных объемах (более одного трлн тенге).
Меры противодействия уклонениям от уплаты налогов недостаточно эффективны. Возбужденные уголовные дела по фактам лжепредпринимательства приостанавливаются из-за не установления либо не проведения розыска виновных лиц. Почти половина дел, находящихся в производстве по указанным фактам, прервана", - констатировал г-н Джанбурчин.
По оценкам Счетного комитета, в 2015 году неэффективно использовано 459,2 млрд тенге, в результате плохого управления бюджетными программами не освоено 7,8 млрд тенге. Особого внимания удостоились субъекты квазигосударственного сектора, несвоевременно перечисляющие в доход бюджета дивиденды. При этом уже после уплаты части чистого дохода у субъектов квазигоссектора остаются значительные средства, причем их размер превышает сумму отчислений. Эти средства размещаются на депозитных счетах банков второго уровня.
"В этой связи, считаем возможным пересмотреть в сторону увеличения нормативов отчисления части чистого дохода государственных предприятий, относящихся к субъектам естественной монополии или субъектам, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке", - предложил глава Счетного комитета.
Разумеется, у правительства - иная оценка своей бюджетной деятельности. Министр финансов Бахыт Султанов особо подчеркнул, что все социальные обязательства государства исполнялись в полном объеме, а социально-значимые проекты реализовывались.
Что касается квазигосударственного сектора, то остатки средств на счетах нацкомпаний "снизились почти в три раза и доосваиваются в текущем году, дивидендов поступило более 38 млрд тенге или в 3,3 раза больше чем в 2014 году, внешний долг данного сектора снизился на 27% или до 20 млрд долларов".
По государственным финансам ситуация и вовсе выглядит почти идеально: доходная часть, по подсчетам правительства, перевыполнена на 105,7%, расходы исполнены на 99,8%. Но при этом Кабмин обещает и дальше улучшать налоговое администрирование, повышать эффективность расходования бюджетных средств и тщательно следить за целевым использованием выделяемых денег.
Свое мнение о бюджетной работе правительства пока высказали лишь депутаты мажилиса. Дальше - "очередь" депутатов сената, после чего обе палаты парламента на совместном заседании решат, утвердят ли они отчет правительства. Согласно конституции Казахстана, не утверждение отчета означает выражение недоверия правительству.
Лилия Ахметова, Астана