/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
«До 90 млрд тенге мы можем принять рисков в этом году»

«До 90 млрд тенге мы можем принять рисков в этом году»

KazakhExport разработает поправки в законодательство для облегчения страхования экспорта.

12:04 25 Август 2017 5346

«До 90 млрд тенге мы можем принять рисков в этом году»

Автор:

Жанболат Мамышев

Россия и Беларусь пока гораздо активнее поддерживают экспорт своей продукции на внешних рынках. Казахстан только начинает усиливать работу в данном направлении. О том, какие инициативы предлагается разработать у нас, в интервью abctv.kz рассказал председатель правления АО «Экспортная страховая компания «Kazakh Export» Руслан Искаков.

– Об отдельном законе, регулирующем деятельность экспортно-кредитных агентств. Кто выступит разработчиком законопроекта? Вы?

– Да. Мы хотим разработать законопроект. Скорее всего, в 2018 году мы будем его разрабатывать. Но сейчас мы уже инициируем внесение изменений в законодательство. Это Бюджетный кодекс. Дело в том, что сейчас в Бюджетном кодексе нет норм, которые позволяют обеспечить государственное гарантирование обязательств экспортно-кредитных агентств. Например, в Беларуси, Армении и России есть государственные гарантии, которые покрывают обязательства экспортно-кредитных агентств. У нас такого инструмента нет. Более того, Бюджетный кодекс не позволяет привлечь такую гарантию, поэтому первая задача состоит в том, чтобы внести изменение в Бюджетный кодекс.

Второе – это Предпринимательский кодекс. Там больше по имеющейся линейке инструментов. И далее мы будем заниматься разработкой собственного закона, для того чтобы частично выйти из-под регулирования. Закон, который непосредственно будет регулировать нашу деятельность, мы будем разрабатывать в 2018 году.

– Когда вы предлагаете, чтобы эти поправки вступили в силу?

– Поправки в Бюджетный кодекс, скорее всего, будут вынесены на осеннюю сессию, то есть мы надеемся, что изменения в Бюджетный кодекс будут внесены в этом году. Соответственно, нам это высвободит руки, чтобы заниматься отдельным законом в 2018 году. Сейчас мы в плотном общении с коллегами, чтобы изучить их опыт. Как они это сделали и какие у них есть наработки, чтобы мы могли учитывать их положительный и отрицательный опыт.

– Каковы прогнозы по контрактам до конца текущего года?

– По страхованию контрактов. Мы на сегодня поддержали экспортных контрактов на сумму более 300 миллионов долларов. В целом план у нас амбициозный, и по объемам принятых обязательств в этом году портфель более 22 миллиардов тенге. Планы – до 90 миллиардов тенге мы можем принять рисков в этом году. Поэтому мы ведем плотную работу с экспортерами.

– Вы их учитываете в тенге все-таки или…

– Мы всю отчетность ведем в тенге, потому что находимся под национальным регулятором. Просто мы, конечно, используем какие-то универсальные валюты, чтобы привести к общему знаменателю.

– То есть при экспорте в каждую страну вы страхуете в той валюте, в которой заключен контракт?

– Да, контракты учитывают валюту. Риск, который мы страхуем, естественно, принимается в той валюте, которая зафиксирована в контракте. Но у себя в бухгалтерском учете мы, естественно, проводим переоценку наших обязательств и приводим к курсу Национального банка в тенге.

– 300 миллионов долларов – это за какой период?

– С начала года поддержано экспортных контрактов на сумму более 300 миллионов долларов. То есть экспортные контракты, которые были поддержаны, составляют более 300 миллионов долларов.

– Каковы максимальные сроки страхования экспортных контрактов?

– По страхованию как таковых ограничений нет. Тут все зависит от структуры экспортного контракта. Предэкспортное финансирование, как правило, до года, потому что цикл позволяет. Но, например, мы предоставляем экспортное финансирование покупателям казахстанской продукции, и там могут быть сроки и пять, и семь, и у нас есть даже сделки по 10 лет.

– Какая это продукция, например?

– Например, локомотивы. Там срок финансирования составляет 10 лет, поэтому мы застраховали сделку на 10 лет. По продукции машиностроения срок требуется более трех лет.

– Это экспорт в Азербайджан?

– Да, «Локомотив курастыру завод»: 10 локомотивов, сумма контракта была 50 миллионов долларов.

– Какие страны превалируют в ваших контрактах?

– На страны ЕАЭС приходится большая часть экспорта.

– Насколько интересен Китай?

– Китай однозначно интересен.

– Какова доля и есть ли там динамика?

– По доле я не могу сейчас сказать.

– Сейчас у нас обсуждается тема наращивания экспорта сельхозпродукции и переработанной продукции в КНР…

– Дело в том, что пока значительная часть экспорта в Китай носит сырьевой характер, а мы по мандату поддерживаем именно несырьевой экспорт. Конечно, там очень много барьеров, то есть Китай имеет наибольшее количество нетарифных барьеров по ввозу продукции. В том числе Минсельхоз, вы знаете, занимается снятием барьеров по экспорту мяса достаточно долгое время, потому что очень сложно в Китае получить возможность экспортировать свою продукцию. Особенно для пищевой продукции. Фитосанитарные требования сегодня самый серьезный барьер в Китае. То есть там не столько проблема в организации финансирования, сколько в преодолении неторговых барьеров.

– Такой вопрос из практики. Если компания или ее филиал находится за рубежом, но собственником является казахстанское лицо, и она поставляет казахстанскую продукцию, к примеру, в РФ. В свое время Kaznex Invest не поддерживал такие компании, хотя их продукция подпадала под господдержку экспорта. В вашем случае как? Вы поддерживаете экспорт только юридических лиц Казахстана?

– Насколько я помню, Kazakh Invest не предоставляет субсидии нерезидентам. Да, мы страхуем обязательства по платежу со стороны иностранных контрагентов. Соответственно, если покупатель казахстанской продукции – торговый дом, то есть дочерняя структура нашего же казахстанского предприятия, то страховать такой контракт нет смысла. Но есть определенные механизмы. Для этого, собственно говоря, мы подписываем соглашения. Например, нашему совместному предприятию, которое действует в России и является торговым домом или дистрибьютором наших товаров, необходимо страховать свои контракты на месте в России. При этом по национальному законодательству страховой полис должен быть выпущен именно российским страховщиком. Для этого мы сейчас заключаем соглашения, чтобы мы совместно предоставляли такую поддержку. То есть совместно с тем партнером, который находится в той стране. Мы стремимся к тому, чтобы создавать такие инструменты.

– Достаточно ли капитала для этого? Даже в сравнении с Беларусью он довольно маленький…

– Да, намного меньше и довольно-таки маленький – 41,2 миллиарда тенге. Это вся сумма, которая заявлялась в прошлом году. Это эквивалентно 123-125 миллионам долларов. Мы сейчас работаем над этим. Первая задача сейчас – получить гарантию. Дальше мы будем работать над увеличением капитала, в том числе за счет капитализации полученной прибыли. По дивидендной политике мы выплачиваем 30% дивиденды и можем капитализировать.

Жанболат Мамышев

Астана начинает отправку локомотивов в Баку

До конца года планируется экспортировать восемь единиц техники из 40 законтрактованных.

28 Июнь 2018 09:05 6413

Астана начинает отправку локомотивов в Баку

В ближайшие недели завод ЭКЗ в Астане поставит грузовой локомотив азербайджанскому заказчику – ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (ADY), проинформировал управляющий директор Alstom в Западной и Центральной Азии Бернард Пелль. Контракт на поставку Alstom 10 пассажирских и 40 грузовых локомотивов для ADY был подписан в 2014 году. Сделка подразумевает поставку пассажирских и грузовых локомотивов. Пассажирские будут произведены во Франции, грузовые – в Астане.

Общая стоимость контракта на поставку 50 локомотивов – 288 млн евро в ценах 2014 года. Проект финансируется французским экспортным агентством. 

«Первый грузовой вагон сегодня готов к поставке, остальные будут поставлены в течение двух лет. Первый пассажирский локомотив уже в Баку, остальные будут также поставлены в ближайшие два года. Валюта контракта – евро, применяется французское финансирование. Мы работаем над предложениями для новых рынков, поэтому сотрудничество с KazakhExport интересно. Сегодня доступно французское финансирование за счет привлекательности казахстанского продукта», – рассказал Бернард Пелль.

В Казахстане эксплуатируются 68 локомотивов, произведенных на заводе Alstom в Астане: 48 грузовых и 20 пассажирских. До 2029 года планируется ввести в эксплуатацию 300 грузовых и 100 пассажирских электровозов.

«Если говорить о локализации на территории Таможенного союза, в данный момент это около 25 процентов в себестоимости электровоза. На территории Казахстана – на девять процентов меньше. Это текущий уровень, который мы ежегодно увеличиваем. Зафиксированный заказчиком план – доведение до 50 процентов в цене электровоза к 2029 году», – комментирует заместитель генерального директора – директор по работе с клиентами ТОО «Электровозосборочный завод» Андрей Ершов.

Ранее генеральный директор транспортного подразделения компании Alstom в странах СНГ Мартин Вожур заявлял о планах локализации казахстанского производства в 50% в 2017 году, 70% – в 2019 году.

Доли в предприятии ЭКЗ между Alstom и «Трансмашхолдингом» распределены в пропорции 75% и 25% соответственно. В 2012 году предприятие привлекло финансирование от Евразийского банка развития на 10 млрд тенге при стоимости проекта в 18 млрд.

«Мы работаем по погашению кредита, это нормальный процесс. Всё идёт по плану. Оставшаяся сумма кредита на сегодняшний день, насколько я знаю, около семи миллиардов тенге», – комментирует Андрей Ершов.

Задержку с момента подписания контракта (в 2014 году) до поставки первого локомотива из Астаны (2018 год) на предприятии объясняют реконструкцией железнодорожной инфраструктуры в Азербайджане.

«В Азербайджане проводится проект по реконструкции инфраструктуры, был необходим перевод инфраструктуры с постоянного на переменный ток», – говорит заместитель генерального директора ЭКЗ.

Из Астаны до портов Курык или Актау локомотивы будут доезжать своим ходом. Далее до Баку локомотивы будут доставлять морскими путями.

На предприятии ЭКЗ в Астане не исключают возможность поставки локомотивов в Грузию и на Украину – в этих странах проводятся процедуры по выбору поставщика. В компании, по словам источника, изучают готовность зарубежных партнеров инвестировать в обновление парка и инфраструктуры. 

Артур Мискарян

Душанбе продолжает закупать казахстанские авто

Партия из 30 автомобилей JAC отправлена из Костаная в Душанбе.

14 Март 2018 23:00 6779

Душанбе продолжает закупать казахстанские авто

Партия автомобилей JAC, собранных на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, отгружена для ЗАО «Холдинг Азия Групп Таджикистан», сообщает пресс-служба компании AllurGroup, в состав которой входит производственная площадка.

«30 городских кроссоверов JAC S3 отечественной сборки отправляются для пополнения муниципального таксопарка города Душанбе в рамках контракта с ЗАО «Холдинг Азия Групп Таджикистан», подписанного при содействии АО «ЭСК KazakhExport», – сказано в сообщении пресс-службы AllurGroup.

Cделка реализуется АО «Экспортно-страховая компания KazakhExport» совместно с АО ДБ «Альфа-банк» по схеме экспортного торгового финансирования. Стоимость отправленной в рамках подписанного соглашения партии автомобилей составила 300 тысяч долларов, сообщила пресс-служба нацкомпании в среду.

«Экспортное торговое финансирование позволяет казахстанскому автопроизводителю экспортировать автомобили и получить оплату сразу после отгрузки, а таджикскому покупателю получить отсрочку оплаты в виде дешевого и длинного финансирования», – сказано в сообщении «KazakhExport».

Контракт по поставке 1000 автомобилей JAC, общей стоимостью 10,5 миллиона долларов, ЗАО «Холдинг Азия Групп Таджикистан» и AllurGroup заключили в апреле 2017 года.

АО «Экспортная страховая компания KazakhExport» – дочерняя компания холдинга «Байтерек». KazakhExport занимается поддержкой роста экспорта несырьевых товаров, работ, услуг в приоритетных секторах экономики и формированием практики финансово-страховой и нефинансовой поддержки казахстанских предприятий.

В состав казахстанской компании AllurGroup входят автосборочные предприятия «СарыаркаАвтоПром» и «Агромашхолдинг» в Костанае, а также дилерская и дистрибуторcкая сеть Allur Auto. Автомобили JAC S3 в казахстанских автосалонах стоят от 4,050 млн до 5,100 млн тенге. На сегодняшний день казахстанская компания отгрузила таксомоторному парку Душанбе 105 кроссоверов.

Экспорт автомобилей казахстанской сборки осуществляет и другое предприятие – АО «Азия Авто». По итогам 2017 года около 1,5 тысячи автомобилей Lada, собранных в Усть-Каменогорске, были проданы за рубеж, большая часть – в Китай.

Артур Мискарян