Долевая рокировка Uranium One не случилась

12621

Компания снижает показатели прибыльности на урановых месторождениях в Казахстане, несмотря на падающую себестоимость добычи металла.

Долевая рокировка Uranium One не случилась

Доля Uranium One (U1), международного горнорудного дивизиона "Росатома", в многочисленных СП в Казахстане не изменилась, указывается в аудированной отчетности компании за 2017 год, которую проанализировал abctv.kz.

Так, Uranium One имеет долю в 70% в СП "Южная горно-химическая компания" (ЮГХК), владеющем урановыми рудниками "Акдала" и "Южный Инкай". В совместных предприятиях "Каратау" и "Акбастау", разрабатывающих одноименные рудники, российской урановой компании принадлежит по 50%. Чуть меньше она контролирует в СП "Заречное" с тезкой-рудником – 49,98% и держит 30% долю в СП "Хорасан-У", занимающемся добычей уранового сырья на руднике "Хорасан".

Кроме того, Uranium One имеет 19% долю в СП "СКЗ-U", владеющем сернокислотным заводом рядом с "Харасаном" для обеспечения дополнительного источника серной кислоты в деятельности рудника. К тому же российская корпорация имеет долю в 70% СП "Бетпак Дала", которое занималось предоставлением услуг ЮГХК по разработке, добыче и переработке на рудниках "Акдала" и "Южный Инкай" до сентября 2015 года, и 30% в СП "Кызылкум", которое обеспечивает аналогичные услуги для "Хорасана" на руднике "Харасан", поясняется в отчете Uranium One.

Таким образом, гипотетические ожидания, что после утверждения в конце прошлого года Кодекса о недрах, который должен был закрепить приоритетную долю в более чем 50% акций за АО "НАК "Казатомпром" ("КАП") при участии в казахстанских урановых СП, пока не реализовались.

Напомним, Кодекс о недрах вступит в силу во второй половине текущего года. На коллегии Министерства энергетики в феврале главный директор по производству "КАП" Бауржан Ибраев рассказывал о планах атомной нацкомпании увеличить ее долю в контроле урановых активов с 53% до 64% по стране. Для этого уже ведутся переговоры с правительством, говорил он.

Между тем из отчета Uranium One стало известно, что 19 марта этого года российская компания и "КАП" подписали соглашение об осуществлении прав участников по СП "Акбастау" и внесли изменения по учредительному договору СП "Каратау", что дает участникам совместных предприятий прямые права на активы и прямые обязательства за пассивы СП. Это способствует изменению классификации этих двух договоренностей от совместных предприятий к совместным операциям.

"Согласно этим изменениям, теперь оба проекта учитываются как "совместные операции", а не "совместные предприятия". U1 и "КАП" получили прямое право на долю в активах предприятий и их обязательствах. Uranium One будет учитывать свою долю в активах, обязательствах, выручке и расходах "Акбастау" и "Каратау" в консолидированном финансовом отчете начиная с 2018 года", – цитирует документ "Интерфакс-Казахстан".

Высокая добыча при низких ценах

В 2017 году доля добычи Uranium One в Казахстане в урановых СП достигла 13,2 млн фунтов (примерно 5,06 тыс. тонн). Годом ранее этот показатель был почти на 5% меньше, или около 4,84 тыс. тонн. Отметим, что в прошлом году, по данным Минэнерго, Казахстан добыл 23,39 тыс. тонн урана. Таким образом, доля производства Uranium One в Казахстане не превышает и четверти от общего объема урановой добычи в стране.

Детально добыча Uranium One Inc на урановых рудниках в Казахстане в 2017 году складывалась из следующих показателей: на руднике "Акдала" – 1,63 млн фунтов (630 тонн урана), на "Южном Инкае" – 3,6 млн фунтов (1,387 тыс. тонн урана), на "Каратау" – 3,05 млн фунтов (1,176 тыс. тонн урана), на "Акбастау" – 2,5 млн фунтов (966 тонн урана), на "Заречном" – 1,078 млн фунтов (415 тонн урана), на "Хорасане" – 1,261 млн фунтов (485 тонн урана), писал "Интерфакс".

Отметим, что в России предприятия "Росатома" добывают ежегодно около 3 тыс. тонн урана. Однако в прошлом году компания принялась за освоение новых месторождений в нескольких регионах, в том числе в Курганской области и Забайкалье, очевидно, для диверсификации поставок сырья. По данным веб-сайта Uranium One, подсчитанные и разведанные запасы урана российской компании с учетом ее доли в казахстанских СП, на конец 2016 года превышали 77 тыс. тонн.

Себестоимость выше прибыли

Себестоимость добычи урана в СП Uranium One стабильно снижается в последние годы, не только за счет изменения курса тенге, но и за счет наращивания эффективности с применением технологии скважинного выщелачивания. Так, совокупная средневзвешенная себестоимость реализации составила восемь долларов за фунт против девяти долларов в 2016 году, говорится в отчетности.

Напомним, в середине марта этого года спотовая цена за фунт урана достигала 21,85 доллара. Притом что по долгосрочным контрактам у отдельных поставщиков договорная цена на урановое сырье может превышать 40 долларов за фунт, говорилось на конференц-колле канадской урановой компании Cameco в феврале текущего года.

Вместе с тем средняя цена реализации металла Uranium One в прошлом году снизилась с 27 до 21 доллара за фунт, а спотовая в прошлом году упала с 26 до 22 долларов, следует из отчетности компании, опубликованной на веб-сайте Московской биржи.

"Uranium One Inc заключил договоры на совокупные поставки энергокомпаниям в размере 18,8 млн фунтов закиси-окиси, из которых 1,2 млн фунтов поставляются на условиях установленной средней фиксированной цены, составляющей по итогам пересмотра в сторону повышения примерно 22 доллара за фунт. По остальным договорам отпускные цены привязаны к среднерыночной цене закиси-окиси на момент поставки или являются фиксированными. В настоящее время на 6,8 млн фунтов поставок корпорации по договорам установлена минимальная гарантированная средневзвешенная цена в размере 27 долларов за фунт", – указывается на веб-сайте ситуационно-кризисного центра "Росатома".

Если смотреть на стоимостную разбивку по рудникам, то меньше всего себестоимость реализации фунта закиси-окиси урана на руднике "Каратау" – пять долларов за фунт. Остальные урановые СП с участием Uranium One также демонстрируют хорошие показатели контроля затрат: "Южный Инкай" – 8 долларов за фунт, "Акдала" – 7 долларов за фунт, "Акбастау" – 6 долларов за фунт и лишь "Харасан" и "Заречное" сильно выделяются в этих индикаторах – с 10 и 15 долларами за фунт соответственно.

Несмотря на отличные показатели себестоимости, в 2017 году чистая прибыль Uranium One сократилась до 15,2 млн долларов в сравнении с 252,6 млн долларов в предыдущем году.

"Резкое падение прибыли U1 связано с высокой базой сравнения, которая, в свою очередь, обусловлена признанием в 2016 году около 200 млн долларов прибыли после изменения принципов учета двух СП с "КАП" (с 1 января 2016 года U1 стала отражать ЮГХК и "Бетпак Дала" как подконтрольные компании)", – говорилось в сообщении "Интерфакса".

Выручка Uranium One, согласно консолидированному отчету о прибылях и убытках, при этом сократилась с 314,6 млн до 301,3 млн долларов в годовом исчислении. В то же время долевая выручка осталась почти на том же уровне.

"Согласно сегментной отчетности, выручка, приходящаяся на долю корпорации, в том числе выручка от участия в объектах инвестиций, учитываемых методом долевого участия, в 2017 году составила 379,2 млн долларов по сравнению с 405,7 млн долларов в 2016 году", – говорится в отчетности урановой корпорации.

Для сравнения, операционная прибыль "КАП", добывающего почти в 2,5 раза больше урана, в 2017 году составляла 46 млрд тенге (около 140 млн долларов), сообщал председатель правления нацкомпании Галымжан Пирматов. Не исключено, что в этом показателе есть вклад и от совместных с Uranium One предприятий.

"На 31 декабря 2017 года объем дивидендов, выплачиваемых "КАП", был 29,8 млн долларов (17,7 млн долларов в 2016 году). На конец года ТОО "Бетпак Дала" и ЮГХК выплатили дивиденды "КАП" на сумму 15,3 млн долларов (33,9 млн долларов в 2016 году", – говорится в отчетности Uranium One.

Сделка по "Каратау"

По данным отчета, в 2016 году Uranium One заключила соглашение с "КАП" по дальнейшему развитию СП "Каратау".

"Согласно соглашению, "Казатомпром" координировал и регулировал процесс подачи заявки для увеличения разрешенного уровня добычи рудника "Каратау" до 3,2 тыс. тонн урана ежегодно начиная с 2019 года, с годового уровня в 2,03 тыс. тонн, и корпорация (Uranium One. – Ред.) обеспечивает "Казатомпром" компенсацией на сумму, которая привязана к объемам производства "Каратау". В рамках этого соглашения корпорация согласилась осуществлять выплаты "Казатомпрому" до 2031 года", – поясняется в документе. Согласно данным Uranium One за 2016 год, подсчитанные и разведанные запасы "Каратау" с учетом доли корпорации составляли 28,11 тыс. тонн, а прогнозные – 31,38 тыс. тонн.

Выплаты должны будут осуществляться только тогда, когда "Каратау" получит доход в результате увеличенного уровня производства в рамках измененного контракта на недропользование, то есть добычи выше ранее разрешенных объемов производства, за исключением авансовой выплаты на сумму 10 млн долларов. Он будет осуществлен после изменения контракта на недропользования и учтен в будущих обязательных платежах, говорится в отчете.

"Начиная с 9 июня 2017 года контракт на недропользование для уранового рудника "Каратау" в Казахстане между ТОО "Каратау" и Министерством энергетики Республики Казахстан был изменен для увеличения разрешенного уровня добычи рудника до 3,2 тыс. тонн ежегодно, начиная с 2019 года с годового уровня в 2,03 тыс. тонн. Период добычи сократился. Общий объем урана, который будет добыт, не изменился", – уточняется в U1.

По словам аудиторов KPMG, именно вопрос сделки вокруг рудника "Каратау" стал ключевым для них, так как он потребовал уровня суждения в анализе и отражении в бухучете этих договоренностей при неясности, заложенной в прогнозировании и дисконтировании будущих денежных потоков, которые связаны с выплатами "КАП".

"Дополнительная инвестиция в "Каратау" и связанное с этим обязательство были первоначально признаны на уровне в 60,2 млн долларов. Позже обязательство уменьшилось из-за авансового платежа в 10 млн долларов, который выплатила корпорация "Казатомпром", и была произведена его переоценка до 53,3 млн долларов на 31 декабря 2017 года, основанная на обновленном прогнозе долгосрочной цены продажи урана и ставки дисконтирования. Соответствующий убыток на 3,1 млн долларов по переоценке обязательства "Казатомпрома" был учтен в статье "прочие расходы и доходы", нетто в консолидированном отчете о прибыли", – указывается в финансовом документе канадской "дочки" "Росатома".

Также в отчете указывается, что в декабре 2017 года "Хорасан" подписал дополнительное соглашение в рамках контракта на недропользование по месторождению с Министерством энергетики РК о продлении разрешенного периода разведки до 2018 года.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться