"У нас есть совместные предприятия с российскими компаниями. Пока мы не ожидаем каких-либо изменений в сотрудничестве с ними. Транспортировка части продукции осуществляется через территорию России. В настоящее время каких-либо ограничений в транспортировке не наблюдается. Но следует отметить, что у компании имеются альтернативные маршруты транспортировки, которые были успешно использованы в предыдущие годы", – сказал председатель правления НАК "Казатомпром" Мажит Шарипов, сообщает inbusiness.kz.
В консолидированной финансовой отчетности за год, закончившийся 31 декабря 2021 года, компании указано, что группа имеет договор на переработку урана с Центром по обогащению урана (ЦОУ), который является резидентом Российский Федерации. "На дату выхода документа (16 марта 2022 года. – Ред.) группа предполагает, что оказание услуг по данному соглашению будет продолжаться. Возможно возникновение риска затруднений при проведении взаиморасчетов с ЦОУ в долларах США в случае ограничений и блокировки валютных счетов ЦОУ или в случае выхода российских банков из системы SWIFT", – отмечается в отчетности.
В документе говорится о том, что НАК проводит "анализ рисков и планов, связанных с возможностью включения ГК "Росатом" в санкционный список".
Кроме того, группа считает "нецелесообразным" обслуживание или взаимодействие с российскими банками и их дочерними компаниями, в том числе Сбербанком и Банком ВТБ, "в связи с активными международными санкционными процессами" в их отношении. Группа "приняла меры по перераспределению свободных средств банкам, не находящимся под действующими санкциями".
Будет ли дороже – пока не понятно
Что касается альтернативного маршрута поставок, то, как пояснил главный директор по коммерции, член правления Аскар Батырбаев, разработка вариантов "потихоньку началась" в 2018 году в связи с "американским расследованием" по статье 232.
Речь идет о статье 232 закона США "О расширении торговли". Закон был принят во времена Карибского кризиса 1962 году, указанная статья этого закона наделяет президента Соединенных Штатов правом вводить таможенные пошлины, если импорт какой-либо продукции угрожает национальной безопасности страны. Например, была введена 25-процентная пошлина на импорт стали и 10-процентная – на импорт алюминия из ряда стран, под расследование попал казахстанский губчатый титан.
"В то время хотели ограничить в целом импорт из многих стран, в том числе России, Казахстана и Узбекистана. Тогда обсуждались не санкции, а определенные виды ограничений. Мы начали разрабатывать альтернативный маршрут, в котором не используется [территория] России. На тот момент активно развивался Транскаспийский международный транспортный маршрут. Мы провели переговоры и смогли сделать первую отгрузку, и с 2018 года еще несколько отгрузок по этому направлению совершили", – рассказал спикер.
Отметим, что указанный международный транспортный коридор пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и уходит в страны Европы.
Уточняя, по просьбе inbusiness.kz, будут ли поставки через этот маршрут дороже по сравнению с поставками по "традиционным" маршрутам, Аскар Батырбаев заметил, что пока трудно об этом говорить.
"Все-таки это не действующий маршрут и там все больше зависит от того, насколько большая партия, сколько будет контейнеров и за сколько получится договориться по конкретному чартерному судну", – сказал он. И добавил: "Этот маршрут работает. При необходимости, если возникнут большие риски и опасения, что мы не сможем возить через Россию, то этот маршрут будет задействован".
Что на рынке урана?
Мажит Шарипов назвал 2021 год для рынка урана "трансформационным".
"В первой половине прошлого года рынок продемонстрировал некоторые улучшения, но все же характеризовался постковидным настроением. Спрос со стороны финансовых игроков и их активная деятельность по покупке урана на спотовом рынке во второй половине года способствовали резкому росту спотовой цены, так как предложение урана на спотовом рынке сократилось быстрее, чем этого ожидали многие участники рынка", – рассказал спикер.
Он считает, что "беспрецедентная активность финансовых институтов на спотовом рынке" достаточно ясно указала на то, что "объемы спотового рынка недостаточны для того, чтобы удовлетворять ежегодные потребности отрасли".
"Настроения энергокомпаний также показали позитивные для отрасли изменения. Все больше энергокомпаний стали рассматривать возможность заключения средне- и долгосрочных контрактов с механизмами ценообразования, частично или полностью привязанными к спотовым ценам", – отметил спикер.
Он сообщил, что благодаря росту спотовой цены на уран и ослабления тенге относительно доллара средняя цена реализации группы составила 36677 тенге за 1 кг, что на 16% выше по сравнению с 2020 годом.
Какое участие в АЭС возможно?
Глава НАК также прокомментировал возможность в нынешних условиях строительства в Казахстане атомной электростанции.
"Вопрос строительства АЭС у нас в стране относится к компетенции правительства. На сегодняшний день каких-либо решений по нему не принято. В фонде "Самрук-Казына" создана отдельная организация, специализирующаяся на вопросах атомной энергетики, – ТОО "Казахстанские атомные электрические станции", которая прорабатывает сейчас этот вопрос", – сказал Мажит Шарипов.
Он отметил, что деятельность "Казатомпрома" в отношении АЭС [в случае положительного решения о ее строительстве] будет направлена только на обеспечение топливной составляющей. "Мы уранодобывающее предприятие, наши компетенции будут уместны, – сказал спикер. – И в целом, если говорить об атомной энергетике, вы знаете, каковы мировые тренды по переходу к низкоуглеродной, чистой энергетике. Атомная энергетика относится к зеленой энергетике".
Поставки в фонд планируются напрямую
Еще один проект, о котором спросили представителей компании, – фонд физического урана ANU Energy OEIC Ltd. Его создают на базе МФЦА, физический уран будет храниться и выступать в роли долгосрочной инвестиции. Первичное приобретение урана в этот фонд будет осуществлено за счет учредителей, они направят на это $50 млн. В состав фонда вошли "Казатомпром" (доля – 48,5%), АО "Национальная инвестиционная корпорация Нацбанка" (доля – 48,5%), Genchi Global Limited (менеджер фонда, доля – 3%).
В начале февраля этого года Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) сообщала, что в ответе на ее запрос НАК обозначила сроки первой покупки урана для фонда – "как ожидается, не позднее мая 2022 года".
Аскар Батырбаев на пресс-конференции подтвердил, что изначально не планировалось покупать материал на рынке. "Так как мы являемся якорным инвестором в этом фонде, то материал будет продаваться от нас напрямую. В целом соглашение таково, что НАК будет основным стратегическим поставщиком. Только в случае если компания не сможет или откажется подписать, то фонд сможет приобрести материал на рынке. Ответ: мы планируем реализовывать напрямую, не привлекая или не покупая материал с рынка, во всяком случае, если не увидим в этом выгоду", – сообщил топ-менеджер компании.
Елена Тумашова