Казахстан не втянут в торговую войну Трампа

7809

Отечественные предприятия ГМК не пострадают от введения США пошлин на импорт стали и алюминия.

Казахстан не втянут в торговую войну Трампа

Ввод пошлин в размере 25% и 10% на импорт стали и алюминия со стороны США, стартующий 23 марта, не повлияет на производство железной руды и первичного алюминия в Казахстане. Так считают опрошенные abctv.kz эксперты горно-металлургической отрасли (ГМК).

"Казахстан экспортирует железную руду в Китай, как правило, по суше. Экспорт казахстанской железной руды связан с успехом сталелитейных заводов внутренних регионов Китая, и они защищены от влияния статьи 232 (статья 232 закона о расширении торговли США от 1962 года, позволяющая рассматривать поставки товаров с точки зрения национальной безопасности и предпринимать односторонние меры по ограничению импорта. – Ред.)", – отмечает старший аналитик-исследователь Wood Mackenzie Алекс Гриффитс.

В консалтинговой компании сомневаются, что китайский стальной экспорт в США будет затронут пошлинами, вводимыми администрацией Трампа.

"Китай ежегодно экспортирует около миллиона тонн стали с высокой добавленной стоимостью в США, которые будет трудно закупить в другом месте. Доказательством этого служит продолжение импорта, несмотря на антидемпинговые тарифы, которые уже были применены против китайской стали", – отмечает аналитик.

Также в Wood Mackenzie не ожидают, что экспорт китайской стали всему остальному миру значительно уменьшится из-за вводимых пошлин.

"Китай уже поработал над уменьшением избыточных мощностей по производству стали, и эти усилия сказались на снижении стального экспорта примерно на 30 миллионов тонн в прошлом году. Казахстанский экспорт железной руды также предназначен для китайских заводов, которые находятся внутри континента, что ставит их в хорошее положение для защиты от конкуренции с поставками железной руды по морю", – пояснил Гриффитс в письменном комментарии abctv.kz.

Как известно, крупнейшим производителем железной руды в Казахстане являются Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО), которое сообщало о возобновлении поставок в Китай в мае 2016 года. Главными покупателями стальной продукции (прокат и другие полуфабрикаты) из Казахстана, по данным Комитета госдоходов РК и Евразийской экономической комиссии за 2017 год, являются такие страны, как Россия, Узбекистан и Иран. Ее значительную часть производит "АрселорМиттал Темиртау".

"Цены на сталь в США действительно находятся на очень высоких уровнях – до 815-825 долларов за короткую тонну (0,907 метрической тонны. – Ред.), что делает этот рынок весьма привлекательным для зарубежных поставщиков. При этом себестоимость проката сейчас не превышает 400-450 долларов у большинства производителей, так что введение 25-процентной пошлины позволит экспортерам с низким уровнем издержек и далее поставлять продукцию на американский рынок. Кроме того, за счет ухода с него поставщиков с высоким уровнем себестоимости появится возможность низкозатратным игрокам найти свою нишу. Наличие в Казахстане собственных железорудных мощностей мирового уровня позволяет казахстанским экспортерам поддерживать низкий уровень себестоимости, а значит, в перспективе может позволить даже выиграть от сложившейся ситуации", – считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.

Что касается алюминия, то его первичным производством в Казахстане занимается АО "Казахстанский электролизный завод" (КЭЗ), входящий в Eurasian Resources Group (ERG). 90% продукции КЭЗ направляется на экспорт. Наиболее крупными потребителями казахстанского алюминия являются заводы Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Узбекистана, сообщал в январе "Интерфакс-Казахстан".

В Wood Mackenzie какого-либо реального влияния американских пошлин на экспорт казахстанского первичного алюминия не предвидят, так как подавляющая его часть направляется на рынки Европы и Азии.

"Американские премии за физическую поставку металла составляли порядка 220-225 долларов за тонну при текущей цене на металл 2100-2150 долларов за тонну, что примерно и составляет 10% от цены. Эти премии на 130-200 долларов выше, чем физические поставки в ЕС или Восточную Азию. С учетом введенной пошлины рыночная привлекательность американского направления просто сравняется с ценой поставки в ЕС и Восточную Азию. Мы полагаем, что большая часть высокозатратных игроков будет уходить с рынка США, а на их место придут низкозатратные игроки из СНГ и Ближнего Востока", – пояснил в электронном письме abctv.kz Максим Худалов.

Несмотря на то, что пошлины на алюминий и сталь, вводимые администрацией Трампа, не коснутся предприятий ГМК Казахстана, стоит отметить, что протекционистская политика США уже начала затрагивать казахстанскую горно-металлургическую промышленность. Так, в начале марта агентство Reuters сообщило о том, что компенсационные пошлины размером в 100% были введены против импорта кремния из Казахстана. Скорее всего, они коснутся поставок продукции кремниевого завода в Караганде – ТОО Tau-Ken Temir, которое является дочерним предприятием национальной компании "Тау-Кен Самрук".

Объем поставок казахстанского кремния в США в 2016 году достигал 9,5 тыс. тонн на сумму 17,4 млн долларов, сообщал телеканал "Астана" в августе прошлого года. Tau-Ken Temir, согласно корпоративной отчетности, в 2016 году произвело более 19,5 тыс. тонн кремния, из которых более 93% (более 18,2 тыс. тонн) ушло на экспорт. Поставки США занимают 48% всего экспорта нацкомпании, или в пересчете около 8,7 тыс. тонн. Другими словами, на Tau-Ken Temir приходится свыше 90% казахстанского экспорта кремния в США.

Кроме того, в августе американское правительство инициировало антидемпинговое расследование против губчатого титана из Казахстана. Его основным производителем в стране является АО "Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат". Позже обвинения властей США были сняты, очевидно, ввиду малой доли казахстанского титана на американском рынке, который сильно зависим от российских производителей титановой продукции.

Между тем в начале года производители урана США выступили с требованием зарезервировать для них обязательную квоту в 25% на местном рынке. Эта инициатива была направлена в том числе и против урановой продукции из Казахстана с ее долей на американском рынке в 24%, подсчитало управление по информации в области энергетики США по состоянию на 2016 год. Однако каких-либо серьезных действий после этого обращения администрацией Трампа предпринято не было. Не исключено, что ключевую роль в этом сыграла высокая конкурентоспособность казахстанского урана, связанная с низкой себестоимостью его добычи.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться